Педагог Дима Зицер предлагает задуматься, что такое добро для ребенка и как «любя» не сделать его жизнь хуже
Педагог Дима Зицер не любит слов «подросток» и «воспитание». Он считает, что для счастья и родителям, и детям достаточно жить рядом и любить друг друга. О том, что такое любовь, он часто говорит в своих книгах и выступлениях: «Будьте живыми, будьте собой, получайте удовольствие от общения с любимыми людьми».
Проблемы в отношениях начинаются с выделения подростков в отдельный мир. «Мы не видим в подростках людей, — говорит Дима Зицер. — Взаимодействие между взрослым и детским мирами — это взаимодействие сильного со слабым. Взрослые подавляют, взрослые приказывают, часто унижают и требуют, чтобы ребенок был таким, каким он не является». Иными словами, взрослые занимают директивную позицию по отношению к подростку, часто забывая об уважении и любви.
Самые близкие люди?
Почему так происходит, хотя каждый родитель желает своему ребенку добра и говорит о безусловной к нему любви? Дима Зицер призывает родителей вспомнить или заново определить для себя, что такое любовь.
При этом классическая фраза «я любя», с помощью которой родители оправдывают любые свои действия, создает много проблем в жизни подростка и только ухудшает взаимоотношения с ним. Взрослые используют инструменты подавления, принуждения и манипуляции, и такие модели поведения запечатлеваются в сознании подростка.
В семье как на передовой
«В 11 лет наступает возраст тотальной проверки, когда ребенок подвергает пересмотру даже то, что само собой разумеется, — говорит Дима Зицер. — Он ходит, подобно Русалочке, по битому стеклу, настолько обострено его восприятие окружающей действительности».
Местом, где он может отдохнуть, где его принимают, должен стать дом, но часто родители забывают об этом и общаются с подростком только как воспитатели. «Вместо тыла ребенок обнаруживает дома передовую. И жить так довольно тяжело», — замечает педагог. Именно таким образом, по его мнению, устроена дискриминация: один человек решает за другого, что и как ему делать, что для него важно, а что не очень.
Все родители хотят счастья своему ребенку. Но парадокс в том, что если пятнадцатилетняя дочь приходит домой в 11 часов вечера вместо обещанных 10 счастливая, это вызывает бурю отрицательных эмоций у родителей.
Почему так происходит? Ответ довольно прост: потому что они переживают, другими словами, испытывают страх за ребенка. Дима Зицер предлагает в этом случае обратить внимание на то, что «когда дочь приходит счастливая, она приносит это счастье домой; с ней происходит что-то, что я мог бы с ней разделить».
При этом многие родители по своему опыту скажут, что подросток не звонит им и не предупреждает ни о чем — он знает, что будет скандал и что счастье закончится в этот момент. Как сделать, чтобы ребенок звонил домой, шел на контакт? Для этого достаточно вспомнить себя, считает педагог: «Вы звоните людям, с которыми хочется поделиться, вы звоните людям, которые принимают вас такими, как вы есть». Именно в такой модели отношений возникает желание звонить.
https://www.youtube.com/embed/i5Gmci4R4GcПревратить собственный страх в любовь
1. Для начала задать себе вопрос: «Чего я хочу?» И не довольствоваться ответом: «Я хочу для нее счастья». Нужно хотя бы минимально поинтересоваться, что для другого является счастьем. Потому что трудно бывает признаться себе: «Я хочу заставить ребенка делать то, что я хочу, а он при этом чтоб имел счастливый вид».
2. Критический момент — побороть собственный страх. Любовь связана со страхом: «Если я заставлю его делать так, как я хочу, будет лучше, я буду контролировать ситуацию». А как на самом деле? «Если я боюсь, то разбираться с этим страхом мне, — говорит Дима Зицер. — Это мой страх, мои ощущения, и тогда я понимаю, что брать из-за собственного страха в заложники других людей — это как минимум не очень прилично, а как максимум абсолютно бесперспективно. Если я понимаю, что я боюсь, я могу об этом сказать». Ребенку стоит объяснить: «Дело не в тебе, дело во мне. Я очень боюсь, помоги мне».
3. «Мы должны быть на их стороне, мы должны сделать так, чтобы их жизнь была осознанной, — уверен педагог. — Мы должны признаться, что не знаем ответа на вопрос: „Зачем ходить в школу?“ Но „не знаем“ не значит „не можем узнать“. Но только для этого нам нужны сами дети».
4. Задача родителей — помочь ребенку понять, какой он и чего он на самом деле хочет. Дать инструменты, которые помогут ему ответить на вопросы об учебе и жизни: «Чего я хочу? Как мне построить отношения с тем, что я хочу? Как мне связать меня и знания? Какое отношение имеют эти знания ко мне, к моей самореализации, к моему развитию?» Этот инструмент называется «начальная осознанность».
5. Родителям нужно ответить на главный вопрос: «Любить — это как?» Все хотят добра. Но никто не формулирует, что такое добро для ребенка. Отвечая на этот вопрос, будем исходить из того, что это наш самый близкий и любимый человек и что этого человека мы должны защищать, а не делать его жизнь хуже.
Краткие рекомендации от Димы Зицера
- Подавайте личный пример.
- Говорите правду.
- Постарайтесь стать единственными, кто умышленно не портит жизнь ребенку.
- Занимайтесь собой.
- Создайте культурную модель «Хотите знать, что было в школе, расскажите ребенку, что у вас было на работе».
- Если ребенок уже стал подростком, а вы обнаружили, что раньше что-то сделали не так, повинитесь.
И последняя рекомендация. «В этом мире найдется огромное количество людей, которые попытаются нашим детям испортить жизнь, но есть только одни люди, которые по определению могут попробовать этого не делать, — это мы, родители. По определению всегда быть на его стороне. Даже когда не согласен. Скажи ему, что ты не согласен, будучи на его стороне».
Источник:
Выступление Димы Зицера «Как любить подростков — о психологии подросткового возраста и самой сложной части родительства» на XVIII Ассамблее «Здоровая Москва» 19 января 2020 года