background picturebackground picture

Опасное стремление к идеалу

Родители

Школьники

302

Гиперответственность или синдром отличника: в чем опасность?

Быть родителем отличника, безусловно, приятно. Это вызывает чувство гордости и, возможно, тешит самолюбие, показывая всем окружающим правильность подхода к воспитанию ребенка в данной конкретной семье. Тщеславие никто не отменял. Однако, как известно, «дьявол кроется в деталях»: быть отличником и иметь «синдром отличника» — это не одно и то же! Екатерина Бойкина, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ, помогает разобраться в том, что представляет из себя этот синдром.

«Синдром отличника» — это болезнь?

Прежде всего стоит сразу сказать, что, когда мы говорим о «синдроме отличника», речь не идет о каком-то заболевании. Исследователи признают, что изначально категория «синдром» принадлежала исключительно медицине. Однако по мере интенсивного развития человечества это понятие было заимствовано клинической психологией для решения теоретических и практических задач при нарушениях высших психических функций, таких, например, как память, внимание, мышление.

Как метко отмечают российские исследователи Н.К. Корсакова и М.С. Ковязина, «…процессы в жизни современного общества… буквально „вытолкнули“ категорию „синдром“ в общепсихологическое профессиональное пространство. Она оказалась востребованной при изучении и описании особых, не связанных с болезнями, психологических феноменов обыденной жизни…».

На сегодняшний день в большинстве случаев синдромом называют всего лишь общий перечень выявляемых признаков в их сочетании, никто и не подразумевает, что человек чем-то болен, если о нем говорят, что у него «синдром хронической усталости», «синдром выгорания», «синдром Дженовезе», «синдром хронического одиночества», «синдром отличника» или «синдром домохозяйки».

Так в чем разница?

Стоит также отметить, что очень часто «синдром отличника» заменяют на такие синонимичные понятия, как «гиперответственность» и «перфекционизм». В данном случае речь идет скорее о родственных, а не о полностью идентичных понятиях.

«Синдром отличника»

«Синдром отличника» — комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь совершенного результата. Основополагающее отличие ребенка или взрослого с таким синдромом —стремление получить похвалу, одобрение окружающих. Достижение идеального результата (не только в учебе, но и в любой другой деятельности) — это не самоцель, главное, чтобы этот результат был оценен высоко, а сам «отличник» получил высокую оценку и похвалу, «выиграл соревнование».

Перфекционизм

Перфекционизм характеризуется генерализованным стремлением к совершенству (к себе, к окружающим). Данный феномен глубоко исследован в поле психологии. В частности, отечественная модель перфекционизма (А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, Т.Ю. Юдеева) включает в себя семь параметров.

  1. Завышенный уровень притязаний — высочайшие требования, которые человек предъявляет не только к своим действиям, но и к эмоциональным переживаниям (стремление постоянно держать их под контролем).
  2. «Черно-белый» стиль мышления («все или ничего») — поляризованная оценка результатов своей деятельности.
  3. Сосредоточенность исключительно на неудачах и ошибках в сочетании с игнорированием реальных достижений и успехов.
  4. Постоянное сравнение себя с другими людьми с ориентацией на полюс «самых успешных».
  5. Чувство собственного несоответствия ожиданиям и представлениям других людей.
  6. Оценка нейтральных ситуаций с позиции уровня своих достижений.
  7. Завышенные ожидания от других и чрезмерно высокие требования, предъявляемые к окружающим людям.

Как правило, перфекционисты — трудные в общении люди: они скрупулезны, болезненно требовательны к себе, не умеют прощать себе и другим ошибки. В отличие от здорового стремления к успеху, перфекционизм — это жесткое требование к себе никогда не оступаться и не иметь никаких недостатков.

Гиперответственность

Само название, в котором есть приставка «гипер», указывает на превышение некой нормы. Все мы с детства знаем, что надо отвечать на фразу «Будь готов!». Однако, как показывают исследования, человек, который «всегда готов», хоть и ценится в обществе очень высоко, наносит своей личности урон: в центре внимания такого человека не его личные интересы и цели, а других людей.

Постепенно гиперответственный человек начинает воспринимать окружающую его действительность как зону своей личной ответственности, где все зависит от него, где требуется постоянный и неусыпный контроль.

Такой человек почти не умеет говорить «нет». Кстати, небольшое отступление. Психология оценивает умение сказать «нет», так называемую ассертивность, как наиболее сложный психологический навык. А доказательством этому служат даже не многочисленные эмпирические исследования, а сама… психология! Эта наука берет свое название в древнегреческом мифе о любви смертной девушки Психеи и бога Амура. Не вдаваясь в пересказ мифической фабулы, стоит упомянуть, что мать Амура, Афродита, заставила девушку пройти ряд испытаний. Одним из самых сложных стало требование отказывать людям: Психее трижды надо было заставить «окаменеть свое сердце к сочувствию» и игнорировать мольбы людей в подземном мире, которые будут просить у нее помощи. С точки зрения психологии речь тут не о бесчувственности и эгоизме, а о том, что только так, говоря «нет» искушению, неважно, человек ли это, или комфорт, или безопасность, мы можем предопределять курс своей жизни.

Первые «звоночки»

Хорошо учиться, быть активным и общительным, достигать своих целей и высоких результатов — конечно, это то, к чему многие начинают стремиться еще в раннем детстве! Однако на каком-то этапе родители, педагоги, друзья могут начать волноваться за такого отличника. Что может стать тревожным сигналом?

  • Ребенок ставит себе все более сложные задачи.
  • Постепенно баланс времени и сил на их выполнение смещается, «работа над домашней работой» вытесняет все иные активности.
  • Собственные интересы и желания уходят на второй план, главное — достичь некую цель, результат с лучшими показателями (по времени, качеству, объему и т. д.).
  • Болезненное восприятие даже конструктивной критики.
  • И главное — гипертрофированная потребность во внешней положительной оценке! В данном случае удовлетворение приходит не столько от достижения какого-то результата деятельности, а от ее высокой оценки (и не только значимым окружением).

Почему у моего ребенка «синдром отличника»?

Прежде всего стоит сразу поставить все точки над i. Еще в начале ХХ века Л.С. Выготский писал о том, что для каждого возраста ребенка характерна своя, специфичная для этого периода социальная ситуация развития. Она зависит от того, какое место в данном конкретном обществе занимает ребенок. Дальше больше: психологи говорят о межличностной ситуации развития — это система отношений, которая складывается у ребенка с его самым ближайшим социумом (родителями, сиблингами, друзьями, учителями и др.).

Чтобы понять, почему ваш ребенок (или вы сами), как вы полагаете, является «носителем» «синдрома отличника», стоит заглянуть в универсальный механизм возникновения психологического синдрома как такового. Как утверждает другой отечественный ученый А.Л. Венгер, «в ходе развития у ребенка складываются те или иные устойчивые психологические синдромы… а их источники — это те факторы, которые существенны для его возникновения». Данные факторы могут иметь самую разнообразную природу — генетическую, социальную и т. п. и в процессе развития синдрома не претерпевают каких-либо закономерных изменений.

А что меняется (или может намеренно меняться) в актуальной межличностной ситуации развития, так это собственно ядро психологического синдрома, которое, согласно модели А.Л. Венгера, формируется у ребенка на основе взаимосвязи трех основных блоков.

Психологический профиль

Здесь речь идет о совокупности как личностных характеристик, так и показателей, относящихся к познавательным процессам ребенка. Для разных синдромов основное значение могут иметь разные особенности психологического профиля.

Особенности деятельности

Они могут относиться к интенсивности и эффективности деятельности, ее успешности, степени ее соответствия социальным нормам и т. п. Данные особенности ребенка зависят от его психологического профиля.

Реакция социального окружения

В данном случае понимается ответ социальной среды (родителей, учителей, сверстников) на особенности деятельности ребенка. Эта реакция может состоять в поощрении одних форм поведения и наказании за другие, в общей оценке ребенка, в интенсивности общения с ним и т. п.

Как это происходит не на схеме, а в жизни? Поведение ребенка связано (хоть и не однозначно) с его психологическим профилем; поведение в подавляющем большинстве случаев определяет реакцию окружающих. В свою очередь, эта реакция обусловливает те или иные изменения психологических особенностей. В итоге, как признают исследователи, психологический синдром формируется в том случае, когда реакция окружения поддерживает те самые особенности, которые ее вызвали. В данном случае изменить (скорректировать) ситуацию (читай: побороть «синдром отличника») можно, только разрушив связь между реакцией окружения и причинами возникновения синдрома. Иными словами, коррекционный подход основан на разрушении положительной обратной связи и замене ее на отрицательную, которая нормализует систему отношений ребенка с его социальным окружением.

Анализ причин, лежащих в основе зарождения и дальнейшего развития «синдрома отличника», показывает их широкую представленность:

  • нереализованные амбиции, которые родители воплощают в жизнь через успехи и высокие показатели своего ребенка;
  • стремление ребенка к идеалу как психологическая защита (в ситуациях психологической или физической неудовлетворенности: при отвержении социумом, наличии каких-либо, в том числе мнимых, дефектов во внешности, речи, собственном поведении, социальной ситуации и др.).

Вот некоторые из механизмов психологической защиты, которые выделяют ученые.

Фантазирование — ребенок мысленно строит свой идеальный внутренний мир, а в реальной жизни воплощает его часть.

Идентификация — как правило, это ответ на социальный остракизм со стороны значимого окружения, своего рода социальная мимикрия, она помогает справиться с беспокойством и чувством незащищенности. Ребенок начинает отождествлять себя с кем-то, кого общество не игнорирует и не отвергает, усваивает образцы поведения значимых других, формирует свое сознание и принимает роль «отличника во всем».

Сублимация — защита, применяемая человеком в ответ на особенности собственного психологического профиля, когда возникает потребность в преобразовании инстинктивных форм психики (энергии либо агрессии) в более приемлемые для ребенка и его окружения формы. В более широком плане под сублимацией понимается переключение активности ребенка на более высокий уровень (быть лучше в творчестве, учебе, спорте и т. д.).

А что плохого в «синдроме отличника»?

Конечно, быть отличником — это и приятно, и почетно. Вся оценочная система образования построена на допущении о том, что ребенок в идеале должен учиться только на отлично, ну или стремиться к этому. В данном случае просто важно понимание меры. Тревожным можно считать, когда у ребенка происходит внутренняя подмена ценностей: важно не получение и реализация в жизни полученных знаний, а их оценка и «коллекционирование». Очень часто уже во взрослой жизни условный работодатель сталкивается с такой проблемой, когда принимает на работу «титулованного» и «обвешанного медалями» работника, который по факту не умеет работать, болезненно воспринимает любую критику и весь рабочий процесс превращает в постоянный марафон.

Как отмечают исследования в области психологии, ребенок с «синдромом отличника» почти всегда тревожен: он постоянно волнуется о возможных ошибках, подвергает сам себя редукции собственных достижений («у меня все плохо получается»), соответственно, вырабатывается неустойчивая или заниженная самооценка.

Нельзя не упомянуть о рисках снижения критичности мышления. Не стоит пренебрегать этой характеристикой. Как показывают эмпирические исследования последних лет, именно сниженный уровень критичности приводит к виктимизации (человек становится жертвой преступлений в реальной и виртуальной жизни). Ребенок или взрослый с «синдромом отличника» настолько сильно настроен на то, чтобы быть первым везде и всегда, что постепенно теряет объективность — не может дать реальную оценку своей работе. Ведь главное, чтобы просто похвалили. Соответственно, критика, рекомендации и советы не нужны.

Ввиду того, что перфекционист-отличник зачастую не умеет говорить «нет» («Поучаствуешь в проекте?», «Позанимаешься с двоечником?», «Выступишь на 25-й олимпиаде за месяц?»), он постепенно становится некой палочкой-выручалочкой для всех вокруг, кроме себя самого. И к чему это может привести? Во-первых, к тотальной физической усталости со всеми вытекающими последствиями. Во-вторых, подобная гипервключенность в деятельность в итоге результирует стагнацию в развитии: не хочется (или нет сил) развиваться самому, а еще начинает действовать эффект «стеклянного потолка», когда ты настолько хорош на своем месте, что дальше тебя никто уже и не пустит: сиди, выполняй поставленные задачи.

Перечислять негативные эффекты «синдрома отличника» можно долго, но как мы теперь понимаем из структуры ядра психологического синдрома, все поправимо.

Как стать просто отличником

Первый шаг — самый банальный! Надо признать наличие проблемы: я (или мой ребенок) слишком много работаю (или учусь), стараюсь все контролировать, болезненно реагирую на критику, боюсь допустить ошибку, есть зависимость от чужого мнения, любой ценой стараюсь получить похвалу, высокую оценку во всем.

Второй шаг — тоже банальный: обсудите сложившуюся ситуацию с компетентным окружением (учитель, психолог, педагог-психолог). Тут, как и в медицине, не стоит полагаться на «диванных специалистов», которые где-то что-то прочитали. Есть большая разница между адекватным анализом ситуации и «постановкой диагноза по интернету».

Обратившись к компетентным специалистам или проведя структурированный и всесторонний анализ сложившейся ситуации, вы прежде всего должны прийти к пониманию основного фактора (хотя бы ориентировочно), который лег в основу формирования «синдрома отличника» в данном конкретном случае. Надо понимать, что для разных причин и разные коррекционные воздействия. Это важно. Если нужна метафора, пожалуйста: «Перелом руки зеленкой не вылечишь!»

Следующее, что нужно учитывать, — это фактор времени. «Синдром отличника» формируется, как правило, годами. Здесь речь идет об усвоении неких паттернов поведения, о формировании целой системы ценностей. Поэтому не стоит требовать от себя или ребенка сиюминутных успехов. Преодоление этой проблемы — длинный путь маленькими шажками, на котором такой «отличник» обязательно должен:

  • научиться проигрывать и принимать это спокойно, идти дальше;
  • адекватно воспринимать критику;
  • меньше сравнивать себя с другими;
  • снизить долю участия в различных активностях (если есть такая проблема);
  • научиться разумно говорить «нет»;
  • адекватно проводить самооценку (снизить самокритику, повысить внешнюю критичность);
  • регулировать свою потребность в контроле.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях