background picturebackground picture

Оценка по поведению

Родители

Дошкольники

Школьники

Подростки

Особые дети

289

АВА-терапия для детей с РАС

Поведение — это способ взаимодействия человека с окружающей средой. У детей с особенностями развития оно часто бывает нежелательным. Тогда проблемы возникают и у самого ребенка, и у людей вокруг. О том, чем может помочь в данной ситуации АВА-терапия, рассказывает поведенческий аналитик Юлия Эрц.

Основные принципы

ABA-терапия (Applied Behavior Analysis) означает прикладной анализ поведения (ПАП). Это научная дисциплина, которая изучает поведение и влияет на него посредством изменения факторов в окружающей среде.

В АВА разработана эффективная образовательная и коррекционная методология, применение которой позволяет обучать детей с нарушениями развития (аутизмом, умственной отсталостью, дислексией и другими расстройствами).

Специалисты в сфере АВА работают с учениками с аутизмом над улучшением социально-значимого поведения с помощью методов, основанных на принципах и законах поведения.

Данные методы изучены и являются методами с научно доказанной эффективностью.

Многие научные исследования свидетельствуют о том, что поведенческое вмешательство приводит к формированию ключевых навыков у детей с РАС, приближению к норме и сокращению потребностей в коррекционных услугах.

Где применяют АВА-терапию

Использование методов АВА затрагивает следующие сферы:

  • формирование социально значимых навыков (коммуникативных, речевых, навыков самостоятельности и самообслуживания, безопасности и т. п.);
  • закрепление и развитие комплексных навыков (академических, социальных, навыков досуга и трудовой занятости);
  • коррекция поведенческих проблем, мешающих развитию и социализации (агрессии, аутоагрессии, разрушительного поведения и т. п.).

На сегодняшний день методы АВА являются наиболее рекомендованными для коррекционной работы с детьми с аутизмом во многих странах мира.

АВА-терапия применяется в работе с дошкольниками, школьниками, подростками и взрослыми: у нее нет возрастных ограничений.

Исследования Ивара Ловааса (1980-е годы) о применении ABA-метода в раннем возрасте показали, что до 40% детей с аутизмом преодолевают задержку развития и включаются в коллектив сверстников в школьном возрасте вследствие применения интенсивного поведенческого вмешательства.

Данные результаты многократно превысили показатели эффективности альтернативных видов лечения и были подтверждены также и в повторных исследованиях.

Сторонники и противники

У АВА-терапии есть последователи и критики.

Противники метода часто приводят следующие доводы.

  • АВА подходит только низкофункциональным детям с аутизмом, которым ничего другое не поможет.
  • Детей дрессируют, как животных.
  • Детей обучают путем механического заучивания, не включая эмоциональную и когнитивную сферы.
  • Детей обучают покорности и мешают развитию ребенка как личности.
  • Применение АВА является травматичным для ребенка.

На самом деле это не так. Каждый специалист по прикладному анализу поведения стремится понять человека с аутизмом, которому помогает, узнать его интересы и желания. Для этого АВА-терапевт:

  • воссоздает комфортную обучающую среду;
  • наделяет силой принятия решений;
  • выстраивает процесс обучения на индивидуальной основе;
  • включает строгие стандарты этики и профессиональной практики, соблюдение которых минимизирует потенциальный ущерб.

АВА-терапия не отучает ребенка от чего-то нежелательного и неприемлемого, а обучает его адекватному выражению своих потребностей и желаний.

Ключевые компоненты

Функциональный анализ нежелательного поведения

Если проблемное поведение происходит, значит, есть какие-то факторы в окружающей среде, которые его поддерживают. Для чего-то ребенку нужен именно такой способ взаимодействия с миром. Поэтому необходимо выяснить его причину и цель.

Выбор стратегии и формата работы
  • Шейпинг, или постепенное выстраивание определенного навыка, например, взгляда глаза в глаза. Сначала мимоходом, в течение секунды, затем все продолжительнее.
  • Формирование поведенческих цепочек. Обучение четкому алгоритму действий. Например, последовательности чистки зубов: взять щетку, выдавить пасту, почистить зубы. Иными словами, это складывание нескольких простых поведений в одно сложное.
  • Обучение дискретными пробами. Структурированная проработка реакций ребенка на различные сигналы и словесные инструкции. Например, необходимо, чтобы ребенок описал картинку. Мы ему показываем картинку, называем, что на ней изображено, и, когда ребенок проговаривает то, что от него требуется, подкрепляем похвалой результат.
  • Спонтанное обучение. Оно подразумевает формирование коммуникативных реакций как в обычной повседневной реальности (например, в игре), так и на занятиях.
  • Тренинг функциональной коммуникации. Замена нежелательного поведения (которое ребенку для чего-то нужно) на эффективную коммуникацию.
Подкрепление альтернативного поведения и подбор необходимого способа формирования навыка социального взаимодействия

Представление, что занятия с АВА-терапевтом проходят исключительно за столом и с использованием карточек, — не более чем стереотип. Форматы обучения могут быть разными: и за столом, и в естественной среде, и в процессе игровой или спортивной деятельности.

Эффективная АВА-работа

Чем больше вовлечены родители, тем более эффективными будут занятия. Причем папа и мама могут участвовать в работе по-разному. Они могут принять терапевтическую функцию. В этом случае АВА-специалист курирует родителей, которые проводят занятия с ребенком. Или же родители принимают контролирующую и координирующую функции. Тогда они координируют работу АВА-специалистов — АВА-инструктора и куратора.

АВА-инструктор — это поведенческий специалист, который работает с ребенком и реализует поведенческую программу. Он устанавливает контакт с ребенком, находит поощрения и использует их в процессе обучения, применяет протоколы обучения навыкам и план коррекции поведения, которые разработал куратор программы. Практика АВА-инструктора подразумевает получение постоянного профессионального сопровождения. Роль АВА-инструктора может выполнять сам родитель.

Для того чтобы сформировать и закрепить замещающее и потом альтернативное — желательное — поведение, нужно поощрение. Поощрение — это то, что делает поведение более стабильным, более мотивированным, более желанным. Это то, ради чего человек выполняет многие вещи. Использование поощрений в работе с особым ребенком — это залог успеха и способ повышения его трудоспособности.

Коррекция нежелательного поведения

  • Убедитесь, что нежелательное поведение никоим образом не подкрепляется.
  • Не обещайте ребенку поощрение, «если он прекратит…»
  • Не показывайте ему поощрение (шоколадку, игрушку и т. п.) во время проявления им нежелательного поведения.
  • Не пытайтесь «уговорить» ребенка успокоиться, поскольку это является, по сути, проявлением внимания, а значит, поощрением.
  • Оставайтесь спокойными и неэмоциональными, не вступайте в ссору или физическую борьбу.
  • Удовлетворяйте потребности ребенка до того, как его проблематичное поведение заставит вас это сделать.
  • Избегайте ситуаций, которые предположительно могут вызвать у ребенка тревогу или раздражение (длительный поход за покупками, поздний уход в постель и т. д.).
  • Начинайте эту программу коррекции поведения в окружающей среде, которую вы можете контролировать (не в общественном месте: магазине и т. д.).
  • Обучите членов семьи тому, как работает эта технология.

Очень важно помнить, что работа с нежелательным поведением всегда индивидуальна. Неправильно выбранная стратегия может усугубить ситуацию и навсегда закрепить поведение. Поэтому не поддавайтесь стереотипному мнению, обращайтесь к специалистам, собирайте команду единомышленников, и тогда результат не заставит себя долго ждать.

Поделиться в соцсетях