Обучение по адаптированным под особенности ученика образовательным программам более эффективно
Для родителей их дети всегда самые лучшие. Именно поэтому бывает сложно разглядеть имеющиеся нарушения в поведении или состоянии здоровья ребенка. Тем более что словосочетания «коррекционный класс» или «специальная школа» часто ассоциируются с негативными стереотипами. Между тем адаптированная образовательная программа дает особому ребенку возможность полноценного образования с учетом его потребностей.
Исходить из пользы для ребенка
При словах «коррекционная школа» частая ответная реакция родителей — отрицание: «Разве мой ребенок такой?!». Воображение рисует образы детей с явными физическими недостатками и неадекватным поведением. Многие родители думают, что там ничему не научат их детей, боятся, что ребенок с сохранным интеллектом может «откатиться» назад, глядя на одноклассников, которые, например, не освоили речь. Или опасаются, что другие дети будут обижать их ребенка. А кто-то просто еще не успел принять состояние (диагноз) своего сына или дочери.
Однако тем самым родители отказывают детям в возможности не только учиться в подходящем формате, но и получить квалифицированную помощь. А ведь когда речь идет об образовании, целесообразно исходить не из желаний родителей, а из соображений пользы для ребенка.
На самом деле сам термин «коррекционное образование» исчез из законодательства с принятием Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года. А значит, и специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ОВЗ в прежнем виде теперь тоже нет. Сегодня это отдельные организации, ведущие обучение по адаптированным под индивидуальные особенности конкретного ребенка программам.
Как строится обучение по адаптированной программе
Адаптированная образовательная программа отличается от обычной тем, что ее составляют специально для тех детей (или для одного ребенка), которые нуждаются в особых образовательных условиях. Под такого рода условиями понимается и содержание программы (то, чему именно будут учить), и технологии, методы и приемы обучения (как будут учить), средства обучения (с помощью каких материалов, учебников, оборудования будет организован образовательный процесс), какие специалисты нужны для оказания коррекционно-развивающей помощи ученику, что нужно изменить в школьных помещениях, чтобы ребенку было удобно, какая нужна мебель и многое другое.
Тип образовательной программы определяет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а разрабатывает конкретно под ребенка уже сама образовательная организация.
Обучение по адаптированной программе необходимо детям с нарушениями в развитии: незрячим и слабовидящим, неслышащим и слабослышащим, детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, с нарушениями интеллекта.
До вступления закона «Об образовании в Российской Федерации» в силу в обычной школе не могли обучать детей по какой-либо другой программе, кроме общеобразовательной. Сейчас родители вправе сами выбрать образовательную организацию для ребенка, а школы должны быть готовы к тому, чтобы в них могли обучаться дети с любыми особенностями и потребностями.
Для того чтобы обучаться в школе по адаптированной программе, необходимо получить заключение ПМПК. А перед прохождением комиссии ребенок должен пройти медицинское обследование и получить характеристику от педагогов, которые занимаются его обучением. По результатам обследования специалисты комиссии выдают родителям рекомендации, в которых описан оптимальный для конкретного ребенка образовательный маршрут.
Окончаельное решение — за родителями
Для родителей (законных представителей) заключение ПМПК носит рекомендательный характер. Таким образом, оставлять ребенка в обычной школе или соглашаться на перевод в организацию, где с ребенком умеют работать и уже созданы необходимые условия, в итоге решают родители (законные представители).
При принятии решения нужно исходить из того, где ребенку будет лучше и где он сможет учиться более эффективно. Родителям стоит поговорить с учителями, врачами и другими специалистами, которые будут сопровождать ребенка (логопедом, дефектологом, психологом), посетить саму школу. Каждый случай требует индивидуального решения, и общих универсальных правил здесь нет.
Если на ПМПК ребенку рекомендовали обучение по адаптированной программе и он остается в обычном классе, педагоги должны будут создать необходимые условия и обучать его самостоятельно. Однако нужно иметь в виду, что в обычных общеобразовательных школах учителя далеко не всегда обладают соответствующими компетенциями, а подходящие условия создать проблематично.
Между тем в обучении ребенка с ОВЗ в специализированной организации есть определенные плюсы:
- меньшая наполняемость классов (до 15 человек), а значит, у учителя больше возможностей для индивидуальной работы с каждым учеником;
- опытные педагоги с профильным образованием, которые учитывают в работе те или иные нарушения и умеют учить детей с разными возможностями;
- здесь уже созданы специальные условия: особое расписание, учебники, методические пособия, а значит, образовательный процесс налажен и адаптирован под нужды учеников;
- в таких образовательных организациях обязательно работают логопеды, психологи, дефектологи и другие узкие специалисты, которые проводят коррекционно-развивающие занятия;
- здесь обучаются дети со схожими особенностями, а значит, ребенок не будет выделяться на фоне одноклассников и подвергаться буллингу;
- большое внимание уделяется внеурочной деятельности, развитию способностей учеников, и, вероятно, у ребенка будет больше возможностей проявить себя в разных видах творчества.
Если продолжать обучать ребенка по обычной программе, то, скорее всего, его успеваемость и эмоциональное состояние будут ухудшаться: вслед за ощущением себя «белой вороной» могут появиться эмоциональные срывы, нежелание ходить в школу и учиться.
Конечно, принудить родителей принять то или иное решение никто не вправе. Можно лишь рекомендовать не принимать решение поспешно, обратиться в ПМПК и узнать мнение специалистов, чтобы четко представлять и учитывать возможные перспективы развития своего ребенка.
Наш консультант: Екатерина Безуглова, ведущий аналитик ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»
Беседовал Игорь Александров
Фото: Коллекция/iStock