background picturebackground picture

Образовательные маршруты школьников с нарушениями слуха

Особые дети

1110

Какой тип класса подойдет ребенку, зависит от его уровня речевого развития

Школьникам с нарушенным слухом в той или иной ситуации подходят разные варианты обучения. Какие именно — рассказывает сурдопедагог, ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха Института коррекционной педагогики кандидат педагогических наук Наталия Шматко.

Программу обучения рекомендует ПМПК

К 7 годам, когда пора начинать осваивать школьную программу, дети с нарушениями слуха значительно отличаются между собой по уровню общего и речевого развития. Одни из них почти не отличаются от нормально слышащих сверстников. Другие приближаются к возрастной норме в общем развитии, но имеют достаточно низкий уровень развития речи, а третьи значительно отстают как в общем, так и в речевом развитии.

Но каждый ребенок должен быть обеспечен школьным обучением, которое будет адекватно его возможностям. Дети могут учиться в одних классах вместе со слышащими сверстниками, в специальных классах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей, причем по разным адаптированным основным образовательным программам (АООП). Та или иная программа предлагается родителям в ходе комплексного обследования ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) по месту жительства.

При обследовании специалисты уточняют разные параметры: состояние слуха ребенка (глухота или тугоухость, наступившие в раннем возрасте или после 3 лет); наличие дополнительных заболеваний и отклонений в развитии, их выраженность; уровень общего и речевого развития. В зависимости от всех этих факторов для ребенка, пользующегося индивидуальным слуховым аппаратом, будут более эффективными разные образовательные маршруты.

Тип класса зависит от уровня общего и речевого развития

Школьник с нарушенным слухом может успешно учиться в одном классе со слышащими детьми, если он (она):

  1. имеет близкий к возрастной норме уровень общего и речевого развития;
  1. хорошо понимает обычную устную речь (хотя и бывают редкие «срывы»);
  1. говорит внятно, понятно для окружающих;
  1. умеет читать и писать печатными буквами, понимает прочитанное.

Также важно, чтобы будущие первоклассники были психологически готовы к совместному обучению, а члены семьи могли оказывать ребенку ежедневную помощь. В один класс целесообразно включать не более 1–2 детей с нарушенным слухом. Помимо других занятий, на каждого ребенка должны выделяться 5 дополнительных часов на коррекционную помощь.

Если ребенок с нарушенным слухом в своем развитии отстает от возрастной нормы, то обучение в одном классе вместе со слышащими учениками, как правило, будет для него малоэффективным. Для полноценного образования такому школьнику необходимы особые условия. Обучаясь в специальном классе, он может овладеть той же программой, что и слышащие дети. Правда, он будет учиться по специальным методикам, более длительные сроки, и учеников в классе будет ощутимо меньше, чем в обычном. Рассмотрим это на примере разных классов.

Для слабослышащего и глухого ребенка, у которого уровень развития речи еще отстает от возрастной нормы, но который уже общается развернутой фразовой речью, понимает ее, но в основном в том случае, если она специально приспособлена к особенностям его развития, подойдет обучение в I отделении — для слабослышащих и позднооглохших детей, где в течение 4 лет он получит начальное образование и будет обеспечен необходимой коррекционной помощью.

Если уровень общего и, главное, речевого развития ребенка значительно отстает от возрастной нормы (то есть он не владеет развернутой фразовой речью), ему больше подойдет обучение во II отделении — в специальном классе для глухих детей или для слабослышащих и позднооглохших учащихся. При этом дети, которые понимают и используют в общении короткие простые фразы, поступают в первый класс, а те, которые из-за отсутствия дошкольной подготовки речью практически не владеют, — в первый дополнительный класс. В обоих случаях в классе должно быть не больше 6–8 учеников. Они получают такое же начальное образование, как и слышащие дети, но за более долгий срок — соответственно, за 5 или 6 лет.

Дети с нарушениями слуха могут значительно отставать в развитии из-за наличия других нарушений: выраженной задержки психического развития или легкой интеллектуальной недостаточности, значительного снижения зрения, двигательных нарушений. Для таких школьников больше подойдет обучение в особых классах для глухих или для слабослышащих учеников. Начальное образование таких детей принципиально отличается от образования как слышащих детей, так и детей с нарушенным слухом, имеющих сохранный интеллект. Дети получают его за 5–6 лет, овладевая специальными программами в условиях первого дополнительного класса (при отсутствии дошкольной подготовки) или первого класса наполняемостью 4–5 человек.

Индивидуальная программа для особых случаев

Нарушения слуха могут сочетаться с выраженной умственной отсталостью, которая может осложняться и другими нарушениями. Раньше такие дети фактически признавались «необучаемыми» и находились вне системы образования. Сейчас они подлежат обязательному обучению по специальной индивидуальной программе развития (СИПР). Индивидуальная программа направлена на развитие жизненных навыков ребенка в доступных для него пределах. Она может быть ограничена формированием элементарных навыков самообслуживания. Обучение организуется среди сверстников с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, не обязательно имеющих нарушения слуха.

При выборе образовательного маршрута специалисты и родители должны ориентироваться на потенциальные возможности развития ребенка в обучении, а следовательно, лучше завысить его возможности, чем занизить.

Например, этот принцип важно соблюдать при выборе между обучением в классе для слышащих детей и в классе для детей с нарушенным слухом. Но особенно внимательно нужно относиться к выбору между обучением в обычном классе для глухих или слабослышащих детей и в особом классе для учащихся с выраженными дополнительными отклонениями в развитии. Если можно предположить, что даже выраженная задержка психического развития вызвана недостатками в воспитании и обучении ребенка, то лучше начать школьное обучение в обычном специальном классе. Если ребенок не справится со своей программой, то он безболезненно может быть переведен на образовательный маршрут, предполагающий овладение более простой программой.

Специалисты, обучавшие ребенка до школы и обследующие его на ПМПК, должны объяснить родителям свою рекомендацию того или иного образовательного маршрута для их сына или дочери. Важно, чтобы родители прислушались к мнению профессионалов, но все же окончательный выбор остается за семьей.

  

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях