Как учат детей считать деньги в разных странах
Первые карманные деньги, семейные походы по магазинам, разговоры родителей о ценах на ЖКУ и налогах чаще всего выступают в роли бытового фона для детей. Эти процессы взрослые могут сделать привычными и более понятными для подрастающего поколения, объяснив ему, откуда берутся деньги, для чего они нужны и как их грамотно распределять. Помимо родителей, эту тему также обсуждают с детьми и молодежью на занятиях в школах, колледжах и вузах. Иулиания Гребенькова, руководитель проекта по налоговой культуре и грамотности при группе, курируемой членом Общественного совета при ФНС России, рассказывает о формах финансового обучения школьников в разных странах мира.
Россия
В России существует ряд государственных образовательных проектов и программ, а с 2017 года действует Стратегия повышения финансовой грамотности. Она включает в себя широкий набор полезных активностей для школьников и студентов (среди них, к примеру, онлайн-курсы, информационно-просветительские ресурсы по финансовой и налоговой грамотности для школьников и студентов) и специальные программы для учителей. Есть также отдельные специализированные направления. Например, с прошлого года для российских школьников 5–6-х классов в рамках Всероссийского просветительского налогового проекта «юНГа», который реализуется Федеральной налоговой службой с 2022 года, проводятся уроки по налоговой культуре и грамотности, где сотрудники ФНС России на простых примерах рассказывают детям об устройстве налоговой системы и как это напрямую связано со всеобщим благополучием в стране.
Подобные программы постепенно становятся привычными для россиян, так как растет осознание самой ценности финансово грамотного населения, активно участвующего в экономическом и общественном развитии страны.
Давайте составим краткую характеристику таких граждан, которые:
- сбалансированно распределяют доходы и расходы;
- добросовестно исполняют налоговые обязанности;
- эффективно сберегают накопления и планируют пенсию;
- умеют пользоваться финансовой информацией и инструментами, в том числе принимать верные инвестиционные решения;
- имеют развитое критическое мышление для распознания финансового мошенничества;
- осознают взаимосвязь между своим личным ответственным поведением и развитием общества и страны.
Население с таким багажом знаний и навыков может более ответственно вести семейный бюджет, а также способствовать экономической стабильности и развитию муниципалитетов, регионов и всего государства.
Если посмотреть на международный опыт, то наполнение образовательных программ для детей и молодежи отличается от страны к стране в зависимости от особенностей государственного строя, социальной и экономической политики, развитости финансового рынка и технологий.
Китай
Начальные экономические знания китайские дети получают уже в детском саду. Знакомые каждому из нас игры в магазин или поликлинику в Поднебесной на государственном уровне введены в качестве отдельных тематических уроков, где дети дошкольного возраста получают первый опыт самостоятельного взаимодействия с социумом и ведения экономической деятельности.
Во время организации праздников в детских садах малышей также привлекают к разработке мероприятий, подготовке и оформлению места проведения. По мнению китайских специалистов, так дети становятся счастливее и опытнее.
Обучение финансовой грамотности мягко интегрировано в общую образовательную программу в школах страны. Например, в начальных классах на уроках математики ученикам предлагают решать элементарные финансовые задачи на логику и сообразительность. Некоторое время назад в китайские учебники для начальной и средней школ планировали включить определения биржевых терминов. Так государство хотело помочь детям улучшить понимание рынка ценных бумаг и фьючерсных рынков страны, а также оградить их от игр на фондовом рынке Китая.
Бразилия
В Бразилии около 15 лет назад была утверждена Национальная стратегия финансового образования. Для школьников старших классов около 3 лет готовили программу и методические материалы, чтобы оценить положительный эффект от финансовых занятий для молодежи и окончательно включить тематические практические задачи в уроки по математике, литературе, обществознанию и другим дисциплинам. По замыслу бразильского руководства, такие занятия должны повысить общий уровень финансовой грамотности у молодежи и их родителей, помочь им вести более осознанную экономическую деятельность, а также развить привычку откладывать и экономить средства.
Индия
По данным Национального центра по финансовому образованию Индии за 2020 год, только 27% всего населения страны являются финансово грамотными. Сложнее всего получить доступ к качественному образованию в малых городах и сельской местности. В Индии нет демографического кризиса, как в большинстве стран мира, однако ситуация осложняется тем, что студенты и молодые специалисты выходят из стен учебных заведений без базовых знаний о рынке и не имеют конкурентных преимуществ.
На государственном уровне действует Совет по финансовой стабильности и развитию, который с 2012 года развивает стратегию по повышению финансовой грамотности среди населения. Например, школьникам средних и старших классов предлагают курсы по умному управлению деньгами (Money Smart School Program), которые включают в себя 5 лет обучения. На первых занятиях рассказывают об истории денег в древние времена, о грамотном распределении средств, налоговой системе, а затем в старших классах уже предлагают изучить страховые взносы, механизмы электронной торговли, фондовые рынки.
Помимо государственных ресурсов, существуют частные инициативы. Например, в 2022 году 15-летний индийский школьник запустил собственное бесплатное мобильное приложение по финансовой грамотности в честь 75-й годовщины независимости Индии. Таким образом мальчик хотел поддержать тех, кто потерял своих кормильцев во время пандемии, а также помочь соотечественникам более грамотно управлять доходами и сбережениями и лучше ориентироваться в существующих экономических условиях.
Вместо вывода
Как показывает международный опыт, общественное и экономическое развитие стран напрямую связано с финансовой и налоговой грамотностью их граждан. При этом знания в этой сфере неоспоримо полезны каждому, так как помогают в принятии решений по ключевым жизненным вопросам и определяют личное благополучие. Таким образом формируется win-win модель, перспективная для масштабирования и развития.
С каждым днем финансовые услуги становятся сложнее и одновременно доступнее. В таких условиях важно знать свои права и обязанности и уметь управлять средствами. Сегодняшние дети, которые узнают от взрослых, откуда берутся деньги, на что их тратить и как появляются общественные блага, через 10–20 лет смогут сами принимать ответственные финансовые решения и сохранять бережное отношение к окружающему миру.