background picturebackground picture

Нужно ли заставлять дошкольника читать?

Родители

Дошкольники

Школьники

648

Учитель начальных классов отвечает на самый популярный вопрос родителей

«Должен ли ребенок уметь читать к школе?», «Что делать, если он не хочет? Как его заставить?» — такие вопросы чаще всего задают родители на первой встрече с педагогом при поступлении в начальную школу. «Нужно не заставлять, а заинтересовать», — уверена Светлана Нечепаева — учитель начальных классов, преподаватель ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж» (г. Воронеж). Сегодня в нашей статье она подробно расскажет о том, как привить малышу любовь к книге и что делать, если чтение его совсем не интересует.

Что должен уметь ребенок в начальной школе

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, младшие школьники, прежде всего, должны обладать коммуникативными компетенциями:

  • слушать и слышать другого человека — речь идет как о взрослых, так и об одноклассниках;
  • принимать участие в свободной беседе — уметь изъясняться так, чтобы его понимали, уметь себя демонстрировать;
  • понимать чувства и настроение другого человека;
  • понимать позицию другого человека и уметь анализировать услышанное.

Таким образом, мы видим, что именно коммуникация — одна из основных задач малышей в начальных классах.

Но как быть, если современные дети проводят очень много времени перед экраном гаджета и мало общаются друг с другом? На помощь приходят литературные герои — из любимых сказок и рассказов.

Их поведение, умение общаться, их поступки могут стать примером для ребенка. Поэтому важно и правильно как можно раньше познакомить малыша с книгой, это знакомство очень поможет ему при обучении. В первом классе у ребенка будет очень много новых событий и действий, и умение читать поможет адаптироваться быстрее.

Как понять, что пришло время?

Не существует четких возрастных рамок и правил, когда ребенок должен начать читать. Но как только вы замечаете, что малыш потянулся к книге, это и есть сигнал к знакомству. Это может произойти в полгода, год или два, однако стоит понимать: если родители прилагали все усилия, а ребенок в 4–5 лет не проявляет интереса к процессу чтения, маме и папе стоит обратиться к специалисту.

Также среди признаков готовности ребенка к чтению могут быть:

  • понимание фраз и предложений, с которыми взрослые к нему обращаются;
  • достаточный, согласно возрасту, словарный запас — в среднем у дошкольников от 3500 до 7000 слов;
  • правильное построение предложения и грамотные вопросы;
  • четкое и орфоэпически грамотное произношение большинства слов.

При этом подразумевается, что взрослый может откорректировать произношение отдельных новых слов.

Для начала просто дайте малышу полистать книгу, подержать ее в руках, посмотреть картинки.

Начинайте учить чтению со звуков: пойте, произносите нараспев, жужжите, звените, трещите и шипите — чем больше звуков будет знать ребенок, тем лучше.

Ассоциировать звук с буквой нужно только после четкого умения различать звуки — ни в коем случае не торопитесь!

Также еще одно важное правило: чтение должно быть слоговое, не учите ребенка отдельным буквам и «прилеплению» букв ( не «м-а-м-а», а «ма-ма»).

Как развивается речь дошкольника

У каждого малыша от 0 до 6 лет происходит сенситивный период речевого развития — то есть в эти годы ребенок особо чувствителен как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды.

Поэтому крайне важно как можно больше разговаривать, читать ребенку вслух, а впоследствии читать вместе с ним.

С самого начала попытайтесь привлекать ребенка к прочтению коротких слов, к зрительному запоминанию конфигурации букв. Именно в этом возрасте зрительная и слуховая память будет работать очень хорошо.

От 2,5 до 6 лет происходит также и сенситивный период развития социальных навыков: когда ребенок приобретает коммуникативный опыт. Важно помнить, что насильно научить малыша каким-то действиям социального характера невозможно, важен пример родителей, родственников, педагогов. Попробуйте объяснить правила поведения на примере литературных персонажей. Понаблюдайте вместе с малышом: если любимый герой книги сделал что-то плохое, то обязательно наступят последствия, а если что-то хорошее — то и окружающие будут относиться к нему хорошо.

Также маме и папе уже с раннего возраста стоит рассказать ребенку о частях речи: существительных, глаголах, прилагательных. Так ему будет проще адаптироваться в школе.

Постарайтесь почаще задавать малышу вопросы: «Кто/Что это?», «Какой(-ая)?», «Кто/Что делает?» Ребенок должен научиться подбирать на них ответы.

Так вы сможете сформировать понятие одушевленных и неодушевленных имен существительных и объяснить изменение глаголов по числам и родам.

Показывая предметы малышу, обязательно называйте их: «Что это? Это роза! Роза какая? Она красивая. Что она делает? Стоит на столе». Такие знания, полученные в раннем детстве, можно назвать ассоциативными: когда малыш будет запоминать рассказанную вроде бы между прочим информацию, которая очень пригодится ему в школе.

От 3 до 7 лет у детей формируется умение последовательно выражать свои мысли. Обязательно спрашивайте у ребенка, что происходило вчера, сегодня, что будет завтра, чтобы он мог ориентироваться во времени. Научите его из простых предложений составлять небольшие рассказы о том, что произошло с ним за день. Сделать это можно также с помощью сюжетных картинок: попросите малыша рассказать, что за чем идет. Или же это может быть небольшая сказка, фантазия. Составление таких рассказов или пересказ прочитанного — это одни из самых полезных для дошкольника занятий.

Надо обязательно поощрять самые невероятные фантазии и фантазировать вместе с малышом. Потому что в дальнейшем — в первом или во втором классе — ребенка будут просить восстановить последовательность предложений.

Также хорошим подспорьем в подготовке к школе станет чтение коротких рассказов или сказок — с последующим пересказом. Если дошкольник сможет делать это легко, то и потом с легкостью будет писать изложение или сочинение.

Заучивание наизусть простых четверостиший, хотя бы одного в неделю, тоже положительно повлияет на формирование связной речи дошкольника и младшего школьника.

Подготовка к чтению: игры на кухне

Очень важно привлекать малыша к бытовым делам. Готовя вместе на кухне, обязательно проговаривайте все, что вы делаете.

Одновременно вы будете развивать и мелкую моторику, и коммуникативные навыки, и речь. Позвольте ребенку месить тесто, раскатывать его, наполнять начинкой пирог — и при этом спрашивайте: «Из чего состоит тесто?», «Какой формы будет наш пирог?», «Как мы украсим пирог?» и т. д.

После приготовления можно сочинить целый рассказ или записать вместе рецепт. Да, возможно, после таких кулинарных экспериментов маме придется чуть больше убирать на кухне, но вы не представляете, какой неоценимый вклад вы внесете в развитие малыша. Он никогда не забудет это приключение: соединение зрительных, тактильных и даже обонятельных ощущений обязательно будет возрождать воспоминания.

Готовимся к чтению с помощью кукол

Важную роль в развитии речи и формировании речевого актива играет общение с куклами (особенно пальчиковыми). Для развития мелкой моторики и речи используются куклы, которые можно изготовить из старых перчаток (пришить к каждому пальцу мелкие мягкие игрушки); куклы-марионетки из бумаги или ярких салфеток; самые простые маленькие куклы на один палец из подручных материалов.

Изготовить куклу лучше вместе с малышом (просто сверните салфетку в виде человечка), а школьника уже можно научить шить иля вязать крючком — и смастерить более сложную куклу.

Вместе вы можете поставить домашний кукольный спектакль: приурочьте выступление ко дню рождения бабушки, например. Распределите роли и раздайте реплики героев. Обязательно позвольте малышу самому выбрать себе роль и характер героя.

С помощью домашнего спектакля вы сможете подготовить ребенка к прочтению какого-то произведения — просто выберите ту тему, которая потом будет затронута в книге.

Правила знакомства с текстом

Если ребенок интересуется книгой: берет ее в руки, пытается читать или просит почитать родителей — это уже залог успеха.

Однако, если родители смогут привить малышу определенные правила чтения, обращая внимание на некоторые нюансы, ему будет гораздо проще учиться в школе.

На что стоит обращать внимание при чтении.

  • Название рассказа, сказки, текста.
  • Знакомство с автором книги (рассказа, сказки).
  • Географические названия (названия городов, рек и т. д.), меры веса, длины, расстояние между объектами и пространственные отношения. Постарайтесь максимально подробно рассказать малышу, где именно происходит действие. Если есть возможность, покажите на карте.
  • Действия героев и события. Обязательно спросите у ребенка, кого он хотел бы пожалеть в этом рассказе, кому помочь, а кого отругать?
  • Основная мысль текста.
  • Зачем автор написал произведение? Чему оно может нас научить?

Как заинтересовать чтением

Одно из самых главных правил, которые должны соблюдать родители, — не заставлять читать, а показать своим примером, какой интересной может быть книга. Также важно как можно чаще хвалить ребенка и никогда не ругать за чтение или его результат, особенно в присутствии других людей. Ведь таким образом вы можете сформировать страх перед ответом на вопросы учителя в классе в будущем. Занимайтесь чтением каждый день, но недолго, без напряжения, не превращая это в урок. Лучше читайте играя. Например, попросите ребенка прочитать рецепт торта из журнала для бабушки, которая забыла, где ее очки.

Все, что читает ребенок, он обязательно должен читать вслух.

Сразу же вместе обсуждайте прочитанное: задавайте малышу вопросы, будто вы не поняли, о чем речь, или прослушали.

Делайте остановку на длинных и новых словах и сразу ищите их лексическое значение. Помните о том, что вы должны создавать проблемную ситуацию для формирования логического мышления.

Знаменитый итальянский педагог, психолог Мария Монтессори говорила: «Детей учит то, что их окружает. Будьте готовы откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в вас. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который общается с вами». Взрослым очень важно отвечать на вопросы малыша, ведь именно это коренным образом влияет на развитие речи и коммуникативных умений. Маме и папе стоит понять, что чтение, особенно для маленького человека, — это непростая работа, поэтому если подготовиться к ней как следует, то и пройдет она гораздо легче и увлекательнее. А успех обучения в школе зависит по большей части от степени овладения ребенком устной и письменной речи.

Вебинар Светланы Нечепаевой можно посмотреть по ссылке.

Поделиться в соцсетях