background picturebackground picture

Новые рекомендации ООН помогут родителям защитить детей онлайн

Цифровая среда

62

Создавать атмосферу доверия, информировать детей о рисках, быть в курсе их онлайн-жизни и постепенно давать больше свободы

В конце июня 2020 года Международный союз электросвязи (входит в структуру Организации Объединенных Наций) выпустил новые рекомендации по защите детей в интернете. Их появление ускорили те перемены, которые возникли в наших отношениях с цифровой средой из-за пандемии. Что, по мнению экспертов, могут предпринять родители, чтобы интернет был для их ребенка безопасной средой?

Пандемия меняет цифровой ландшафт

Технологии окружают сегодня детей с рождения: они учатся обращаться с гаджетами раньше, чем ходить, а мгновенную доступность информации воспринимают как нечто само собой разумеющееся. К тому же детей в интернете существенно больше, чем кажется взрослым: каждому третьему пользователю в мире еще нет 18 лет.

Предыдущая версия документа увидела свет в 2014 году, но с тех пор присутствие онлайна в нашей жизни значительно расширилось. Создатели рекомендаций отмечают, что глобальная Сеть стала неотъемлемой частью жизни и ценным источником информации. Вместе с тем распространение интернета несет с собой множество рисков, которым чаще всего подвергаются именно дети и подростки.

Чтобы учесть фундаментальные перемены в цифровом ландшафте, рекомендации были созданы заново, с чистого листа. Их появление ускорила пандемия COVID-19, во время которой многие дети стали еще больше полагаться на технологии, а малыши приобщились к онлайну раньше, чем рассчитывали родители.

Нажат Маалла М’джид, спецпредставитель генерального секретаря ООН по вопросу о насилии в отношении детей

Рекомендации по цифровой безопасности адресованы разным аудиториям — в зависимости от этого различается подача информации. Фактически документ состоит из нескольких: один обращен к детям и подросткам, другой — к родителям и педагогам, третий — к политикам и представителям бизнеса.

Выработаны новые рекомендации для разных возрастных групп

Рекомендации для детей разбиты на части в зависимости от возраста. На самых маленьких рассчитан сборник коротких зарисовок с ситуациями, знакомыми многим детям. В них мультяшный герой напоминает, что экранное время не должно вредить здоровью и мешать выполнению повседневных задач офлайн; он же подсказывает, как соблюдать личные и чужие границы онлайн. Красочные истории учат обращаться за помощью ко взрослым в неоднозначных ситуациях.

Для детей 9–12 лет была создана рабочая тетрадь. Выполняя задания, школьники могут узнать о своих правах, об онлайн-рисках, о том, чем и с кем можно делиться в интернете, научиться критически оценивать информацию и новых интернет-знакомых.

Подросткам в возрасте 13–18 лет посвящен специальный раздел, материалы которого рассказывают, как управлять собственной приватностью и экранным временем, как защититься от кибербуллинга и троллинга, как сделать онлайн-жизнь более безопасной и сбалансированной.

Эксперты предлагают взрослым открыто обсуждать проблемы цифровой безопасности

Для родителей и педагогов была создана отдельная версия рекомендаций. Из документа взрослые могут лучше узнать о потенциальных опасностях, подстерегающих детей и подростков в интернете, научиться разумно контролировать онлайн-жизнь детей и создавать атмосферу, способствующую открытому обсуждению возникающих проблем. Советы взрослым сгруппированы по основным темам: безопасность, установление правил, цифровая грамотность детей и самих родителей.

Сохранять доверие

Главное, что могут сделать родители — интересоваться онлайн-жизнью детей, делиться с ними собственным опытом и обсуждать возможные интернет-риски.

Ограничительные меры — фильтрация контента и ограничение экранного времени — также имеют значение, но гораздо важнее, чтобы ребенок доверял родителям и мог говорить с ними открыто. Иначе взрослые не смогут вовремя прийти на помощь, если возникнут сложности.

Чтобы мамам и папам поддерживать доверие ребенка, говорят авторы рекомендаций, важно не проявлять негативные эмоции в ответ на сообщения детей о том, что происходит с ними в Сети. Наоборот, адекватная реакция и стремление помочь позволят ребенку чувствовать себя увереннее и знать, что ко взрослым можно обратиться за помощью в будущем.

Родителям важно обеспечить баланс между достаточной защитой, онлайн-свободой и приватностью детей. Такие средства контроля, как файрвол, отключение возможности покупок в приложениях или блокировка сайтов, могут быть полезны, но нельзя совсем лишить ребенка всех возможностей, которые дает интернет. Лучше объяснить, что контроль — это одновременно и защита, которая делает онлайн-жизнь безопаснее и спокойнее.

Вырабатывать правила

Как только дети начинают обращаться к интернет-технологиям, необходимо составить вместе с ними и обсудить список правил. Когда и как пользоваться гаджетами, сколько времени в день проводить перед экраном, с кем делиться личными данными и какими именно (фотографии, местоположение, финансовая информация).

Большую роль в том, как именно дети ведут себя в интернете, играет сетевое поведение родителей. Цифровые привычки взрослых часто становятся ориентиром в отношениях ребенка с гаджетами.

Напоминать о рисках

Родители играют ключевую роль в том, научатся ли их дети своевременно распознавать киберсталкинг, кибербуллинг, онлайн-мошенничество.

Необходимо объяснить, что свобода действий в Сети неотделима от ответственности. Постарайтесь вместе выяснить, какие правовые нормы регулируют поведение в интернете и где пролегает граница между выражением собственного мнения в соцсетях и нарушением закона.

Не забудьте обсудить с ребенком опасности перевода онлайн-знакомств в реальную жизнь. Люди в Сети могут быть не теми, кем представляются, поэтому личные встречи с интернет-знакомыми (во всяком случае, новыми) должны проходить в присутствии взрослых.

Что касается обмена фотографиями, видео, адресами, именами и другой личной информацией, здесь тоже необходимо провести четкую границу: данные, которыми делится ребенок или подросток, не должны позволить другому человеку узнать о нем слишком много. Домашний адрес, номера телефонов родителей, номер паспорта — то, чем делиться с посторонними нельзя.

Слишком много личной информации могут раскрыть и обычные на первый взгляд снимки. Лучше не публиковать фотографии с номерами автомобиля родителей, названием своей школы, адреса на стене дома.

Расскажите детям, что нельзя публиковать фотографии с другими людьми без их согласия. Это, кстати, работает и в другую сторону: родителям лучше уточнять мнение ребенка, прежде чем загружать его фото в свои ленты в соцсетях.

Развивать собственную цифровую грамотность

Чтобы быть уверенными, что дети используют технологии безопасным образом, родителям нужно самим в них разбираться. Для этого придется изучить возможности инструментов контроля: например, функции Family Link в смартфонах или различных решений для родительского контроля Windows.

Обратите внимание, что в пользовательских соглашениях многих онлайн-сервисов и соцсетей указан минимальный возраст пользователей. Чаще всего он колеблется между 13 (Facebook, Snapchat, Instagram и другие) и 16 (WhatsApp) годами. Можно ориентироваться на эти цифры, принимая решение о том, заводить ли ребенку «цифровую личность» или пока не стоит.

Повышение собственной цифровой грамотности способствует лучшему пониманию онлайн-поведения детей. Почему они «зависают» на тех или иных ресурсах, что дает им интернет: возможность общения, ощущение принадлежности к группе, часть идентичности?

Ответы на эти вопросы помогут вовремя распознать эмоциональные проблемы ребенка и помочь ему справиться с онлайн-рисками. На всякий случай родителям нужно заранее выяснить, куда обращаться в случае проблем: например, если в соцсетях подросток видит неуместный контент или «взрослую» рекламу, об этом необходимо уведомить службу поддержки пользователей.

  

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях