Многие мужчины сегодня вовлечены в жизнь детей эмоционально и практически
Новые отцы — какие они? Что меняется сегодня в моделях отцовства, как сочетаются традиционные представления и современные ценности равенства? Отцы в родильном зале, отцы в отпуске по уходу за ребенком, отцы с колясками и с младенцами на животе — это просто мода или новая ступень развития общества?
Сложно поверить, но, оказывается, в отцовстве тоже существуют тренды! Тенденция начала XXI века — «вовлеченное отцовство». Это явление настолько распространилось в западном мире, что шведская фирма LEGO, которая производит самые известные в мире конструкторы, выпустила фигурку отца с коляской, ухаживающего за ребенком. Так компания отреагировала на рост количества отцов, которые берут отпуск по уходу за ребенком. В США, например, начиная с 1989 года их число постоянно увеличивается, в 2014 году оно достигло 1,9 млн — то есть 16% отцов решают остаться дома с младенцем, пока жена зарабатывает.
В России тоже отпуск по уходу за ребенком может полностью или частично использовать отец; правда, такие случаи по-прежнему встречаются очень редко. Данные исследований и опросов говорят о том, что лишь 3% российских отцов готовы осуществлять уход за ребенком в младенчестве и раннем детстве, остальные в соответствии с патриархальной моделью считают это занятие противоестественным и непрестижным.
Добытчик или воспитатель?
Однако везде в мире ситуация постепенно меняется, и Россия не исключение. Западные исторические и социологические исследования показывают, что на протяжении последних ста лет предписания и практики отцовства постоянно изменялись — отцы все больше вовлекались в процесс воспитания детей и ухода за ними. Если в первой половине XX века отец был прежде всего добытчиком, который выполнял функцию обеспечения детей и контроля за их поведением, то в 1960-е годы исследователи уже отводят отцу роль воспитателя. Отец-воспитатель занят не только материальным обеспечением детей, но и участвует в их повседневной жизни — посещает с ними спортивные мероприятия, ходит на прогулки, играет.
Дальше в результате глобальных перемен в обществе, таких как эмансипация женщин, вовлечение их в сферу труда и, как следствие, переосмысление мужской и женской роли, роли отца и матери, изменений социального значения детства («из экономической ценности дети превратились в ценность эмоциональную») и усиления критики традиционных культурных идеалов семьи и родительства возникла модель «вовлеченного отцовства».
Эта модель получила распространение и укрепилась в общественном сознании на рубеже XX–XXI веков. Она предписывает отцу быть не только защитником и добытчиком, но и заботливым воспитателем. Главное отличие модели «вовлеченного отцовства» от других моделей (например, от модели «отец-добытчик») заключается в том, что она предписывает мужчине постоянное активное участие в процессе ежедневного бытового ухода за ребенком и заботы о нем.
У современного отца есть несколько характерных черт, считает психолог, заведующая кафедрой возрастной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ольга Карабанова: доступность (присутствие отца и возможность ребенка обратиться к нему), включенность (совместная деятельность, прямые контакты, уход за ребенком), ответственность (за материальное обеспечение ребенка и за организацию для него образовательной и воспитательной среды) и мониторинг: он в курсе занятий, желаний и потребностей ребенка.
«Новый» отец берет на себя часть ответственности за заботу о детях, качественно проводит с ними время (гуляет, играет, купает, общается) и активно взаимодействует с детьми на постоянной основе независимо от пола ребенка. Он помогает жене готовиться к родам, присутствует при рождении детей, осуществляет повседневный уход за маленькими детьми. Кроме того, вовлеченный отец разделяет с супругой бремя домашних обязанностей, так как признает и уважает ее потребности в личном пространстве и времени.
В этой модели социальным критерием успешности мужчины в роли отца становятся степень и характер его участия в жизни ребенка: «хороший» отец должен быть максимально вовлечен в жизнь своих детей.
Школы молодого отца
Многие проблемы современного мира решаются через обучение. И проблема современного отцовства — одна из них. Мужчин никто не учил быть хорошими отцами. Женщин тоже никто не учит быть матерью, но материнство исторически рассматривалось как синоним понятия «женственность» и считалось чем-то само собой разумеющимся. В современном мире существует огромное количество курсов, ориентированных на матерей, и множество образовательных ресурсов для них. И это не говоря о группах, сообществах и структурах, рассчитанных на женщин вообще и на матерей в частности. У мужчин и отцов все сложнее, и у них почти нет таких сообществ, где они могли бы получить поддержку.
Курсы по подготовке матерей к родам стали довольно массовым явлением уже в середине 1970-х годов. Постепенно к этим курсам стали проявлять внимание и отцы, но им эти занятия часто не приносили пользы. Тогда возникли отдельные группы для будущих отцов — «папа-школы».
Первые курсы по подготовке отцов к родам появились в Швеции в конце 1980-х годов. Это были такие мужские клубы, в которых центральным событием жизни для членов клуба было рождение ребенка. На встречах обсуждались трудности, возникающие в жизни семьи при рождении ребенка: первые дни жизни ребенка, первые месяцы жизни ребенка, послеродовая депрессия матери. Важно, что модератор, который вел папа-группы, не обязательно был психологом, но всегда сам имел опыт отцовства.
Первая папа-школа в России, использовавшая шведский опыт, открылась в ноябре 2008 года в Санкт-Петербурге. Российские папа-группы стали еще и формой социальной работы. Например, в Петербурге же общественная организация «Врачи — детям» организовала проведение групп для отцов на базе Центра помощи семье и детям. К участию в этих группах привлекаются отцы из семей в трудной жизненной ситуации. Вообще в Петербурге (и не только там) социальные учреждения часто становились базой для проведения папа-групп.
На сегодняшний день все папа-группы в России объединяет стремление поощрить отцов к вовлечению в воспитание ребенка и уходу за ним. Отцы, прошедшие папа-группы, действительно начинают активнее участвовать в жизни детей.
Одни плюсы
Активное участие отцов в воспитании детей оказывает позитивное влияние на семью. Снижается количество разводов и случаев семейного насилия, становится легче жизнь матери, ведь она получает больше времени для отдыха, самореализации и работы, тем более что множество российских семей — это двухкарьерные семьи, в которых оба супруга работают и во многих случаях зарабатывают на равных.
Но и для отцов это важный опыт: у вовлеченного отца устанавливается прочный эмоциональный контакт с ребенком, помогающий затем легче справляться с проблемами переходного возраста.
Ну и, наконец, для общества это также важно. В семьях, где отцы активно включены в воспитание детей, выше вероятность рождения последующих детей, чем в семьях, где отцы придерживались другой модели отцовства. Похоже, это действительно новый уровень отношений!
Источники:
Газета «Демоскоп Weekly»
Интернет-издание Colta.ru
Журнал Forbes
Журнал и сайт Psychologies