background picturebackground picture

Новая семья и новая школа

Школьники

Особые дети

192

Как помочь приемному ребенку адаптироваться к другому дому и незнакомому коллективу

Усыновление ребенка — прекрасный, но трудный путь. Какие сложности могут на нем возникнуть? Как справиться с возможными проблемами? К кому приемные родители могут обратиться за помощью? На вопросы отвечают практикующий клинический психолог, психотерапевт, эксперт программы «Травли NET» АНО «БО «Журавлик» Мария Афонина и практикующий детский и подростковый психолог, арт-терапевт, эксперт по работе с приемными семьями Анна Рудакова.

Какие основные психологические сложности испытывает ребенок, ранее воспитывавшийся в детском доме, при переходе в новый класс?

Смена класса или школы — это стрессовая ситуация для многих детей, независимо от того, в каких условиях они были раньше. Новый коллектив сверстников и взаимоотношения в нем, незнакомые педагоги, новые правила, другое здание — все это создает ощущение неопределенности. Чем хуже ребенок переносит неопределенность, тем выше у него будет уровень тревоги и страха.

При этом дети, которые воспитывались в учреждении, испытывают более серьезную нагрузку, так как происходит не только смена учебного заведения или класса, но и более глобальные изменения всей жизни. У ребенка меняется место жительства, появляется семья со своими укладом, правилами, порядком, появляются значимые взрослые. Это означает, что сразу в нескольких сферах жизни происходят изменения, к которым нужно адаптироваться.

Какие же сложности могут подстерегать ребенка на этом этапе?

Отвержение и проблемы с восприятием детьми и взрослыми того факта, что ребенок находился в детском доме. Несмотря на то, что мы живем в современном обществе, существует очень много мифов вокруг детей, воспитывающихся в системе. К сожалению, порой ожидания детей и педагогического состава оправдываются, так как у ребенка могут быть нарушены восприятие «свое — чужое», понимание норм и правил. В некоторых ситуациях (взял чужое без спроса, встал без разрешения, не пришел на урок, грубо ответил или даже ударил и т. д.) общество делает скоропалительные выводы о «плохости» ребенка и начинает отвергать мешающего ему человека.

Различие между уровнями знаний ребенка из системы и ребенка из семьи. Несмотря на то, что многие дети учатся в близлежащей районной школе, а воспитатели контролируют выполнение домашних заданий и успеваемости, у детей в детских домах все же существуют учебные трудности, которые часто сопровождаются снижением успеваемости, интереса к обучению и мотивации.

Трудности понимания и выражения эмоций. Многие дети из системы не очень хорошо понимают как собственные эмоции, так и эмоции других. Кроме того, часто они испытывают сложности с выражением эмоций и их регуляцией. Из-за этого на вполне обычные ситуации они могут реагировать чрезмерной плаксивостью, истериками, вспышками гнева, подавлением эмоций и уходом в себя. Все это затрудняет общение и выстраивание взаимоотношений.

Нарушение границ: своих и чужих. Сложность заключается в том, что у детей нет четкого понимания «свое — чужое». И здесь спектр проблем может быть очень большим — от воровства до раздачи всего, что имеешь, лишь бы только тебя приняли. Здесь и драки, и хамство, и издевательства, и подчинение, и выполнение абсурдных просьб. Не зная своих собственных границ, сложно соблюдать чужие.

Сложность в установлении крепких и длительных связей. Другими словами, детям из системы бывает сложно дружить со сверстниками и уважать взрослых. Они настолько привычны к смене людей, находящихся рядом с ними, что не умеют, а часто и не хотят (потому что страшно) сохранять длительные отношения. Несмотря на незакрытую внутреннюю потребность в привязанности, они пытаются избегать близости и даже неосознанно разрушать ее. Лишь бы только не привязываться слишком сильно, чтобы не было больно терять.

Несмотря на то, что сложностей действительно довольно много, важно знать, что их можно преодолеть при всесторонней поддержке приемного родителя, педагогического состава, коллектива сверстников и их родителей. Важно только это обсуждать и искать способы помощи и поддержки.

Все дети совершенно разные. Какие черты характера/темперамента подопечного могут «предупредить» приемного родителя о будущих сложностях с адаптацией к новому коллективу?

Конечно, в коллектив легче влиться ребенку, который достаточно общительный, уверенный в себе, имеет устойчивую нервную систему, не фиксируется на трудностях, не ожидает подвоха от окружающих, спокойно относится к правилам, может сказать нет.

Стеснительному, робкому, скромному, чувствительному ребенку, который предпочитает быть в одиночестве, быстро устает от шума, яркого света, большого количества людей, будет в новом коллективе чуть сложнее. Как и ребенку, который излишне активный, импульсивный, склонный к нарушению правил и границ, имеет сложности концентрации внимания, бурно реагирует на критику и ошибки.

Важно понимать индивидуальные особенности ребенка, оказывать ему ту помощь, которая нужна.

В первом случае важно больше сделать акцент на поддержке («Я в тебя верю», «Ты всегда можешь попросить о помощи», «Сложности — это нормально»), постепенном преодолении трудностей («Ты можешь не общаться со всем классом, а сначала присмотреться или поговорить с кем-то одним»).

Во втором — почаще напоминать о правилах («Помни, что на уроке сначала спрашиваем разрешения, потом встаем»), с пониманием относиться к сложностям («Я знаю, что тебе непросто, но давай постараемся»).

Во всех случаях полезно познакомить ребенка с его особенностями, показать, в чем его сложности и как он может себе помочь. Например, чувствительный ребенок иногда может на перемене посидеть в одиночестве в классе, надеть наушники, которые снизят уровень шума, порисовать. А слишком активный и импульсивный — найти способы «легального» сброса излишнего напряжения, например, шумно дышать, отжиматься от стены, кричать в отведенном для этого месте.

Как приемным родителям помочь ребенку преодолеть сложности с адаптацией?

Здесь важно уточнить, что адаптация идет по двум направлениям:

  • адаптация к семье и быту;
  • адаптация к школе, сверстникам, учителям, кружкам, секциям.

Адаптация к семье — это отдельная, довольно большая тема, но необходимо упомянуть важные моменты, так как они также влияют на адаптацию к школе.

Режим дня. Первое время для ребенка желательно сохранить тот режим, к которому он привык в системе. Важно узнать, какое было расписание дня, питание, другие особенности жизни в заведении, и по возможности придерживаться их первое время. Конечно, при этом не стоит очень сильно менять обычный уклад семьи — просто сделать переход к новым режимным моментам более плавным и гармоничным. Постепенно ребенка можно знакомить с правилами семьи. Их не должно быть слишком много, но важно обозначить и договориться о последствиях за нарушения правил (причем для всех членов семьи одинаковых).

Друзья. Если у ребенка остались дружеские, приятельские связи в учреждении, их лучше поддерживать (если у семьи есть такая возможность). Это правило не касается тех отношений, которые негативно влияют на ребенка (а такое тоже встречается).

Что касается адаптации к школе, учителям и одноклассникам, то здесь будут полезны следующие рекомендации.

  1. Лучшим решением будет повременить с новой школой хотя бы месяц-другой. Все дети разные, и кто-то с удовольствием идет в новый класс, но обычно все же лучше сначала адаптироваться к семье, а затем к другому обществу.
  2. Если есть возможность выбора, то лучше переводить ребенка в начале учебного года. Все будут отдохнувшими, с новыми впечатлениями. На этой волне позитива легче зайти в коллектив.
  3. Познакомить ребенка со школой и учителями важно заранее. Если нет возможности пойти в школу, то можно найти в интернете фото с линеек, праздников, выпускных. Изучить вместе устав, структуру, возможности школы. Может, даже найти статьи, посты именно о его будущем классе.
  4. Пройти диагностику знаний, умений и навыков и соотнести результат с требованиями, которые будут в новом классе. Иногда нужно дополнительно позаниматься с репетиторами или зачислиться в класс, младший по возрасту. Важно, чтобы учение не превратилось в мучение.
  5. И конечно, наладить взаимодействие с педагогическим коллективом: рассказать об особенностях ребенка, предложить свою помощь, порекомендовать литературу (например, книгу «В класс пришел приемный ребенок»).
  6. Очень важно дать ребенку возможность гулять и общаться с одноклассниками после школы и в выходные. Для детей младшего школьного возраста можно организовать совместную игру. Со временем, когда связи начнут налаживаться, приглашать в гости, звать на дни рождения, устраивать совместный досуг (от поездки в театр до похода с палатками в лес). Это все сплачивает и сближает.
  7. Найти с ребенком его увлечения и интересы. Его сильные стороны помогут занять в коллективе свою нишу и чувствовать свою нужность и значимость.
  8. Если есть сложности с выражением своих или восприятием чужих эмоций, воспользоваться помощью специалистов в индивидуальном или групповом формате.

И наверное, самое главное — это создать дома такую атмосферу, чтобы ребенок мог в любой момент приходить и делиться всем, что с ним происходит. И при этом чувствовать себя в безопасности.

Поделиться в соцсетях