background picturebackground picture

Несколько правил обучения ребенка общению с разными людьми

Родители

Дошкольники

Школьники

5

Об организации речи дошкольников и младших школьников

Как научить ребенка взаимодействовать с разными людьми в естественной речевой среде, в сфере непринужденного бытового общения? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть организацию речи в конкретной сфере общения. Подробно об этом рассказывает Татьяна Сунько, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ.

Для ситуативного непосредственного общения важно выстраивать речь в диалоге, в котором большое значение имеют интонация и невербальные средства общения. Для диалога характерны выразительность, а также деление речи на интонационные отрезки, иногда пропуски легко подразумеваемых слов, наличие эмоционально-экспрессивной лексики и достаточно свободный порядок слов во фразе. Однако оказавшись в естественной речевой среде, сфере непринужденного бытового общения, также важно уметь слушать собственную речь и речь собеседника.

Сперва определим, что для становления социальных навыков общения в процессе диалога потребуются такие средства, как дыхание, голос, дикция.

О дыхании

В естественной речевой среде четкое произношение звуков речи, выразительные возможности языка будут способствовать наилучшему непринужденному бытовому общению. Но прежде всего дошкольников и младших школьников в процессе выстраивания диалога следует научить управлять своим фонационным дыханием.

Фонационное дыхание в процессе устной речи отличается от дыхания физиологического, обычного, непроизвольного. Особенностью фонационного дыхания является процесс добора воздуха и через нос, и через рот.

Поскольку дыхание при общении носит произвольный, контролируемый и управляемый характер, то во время вдоха легкие должны наполняться воздухом. Воздух в процессе речи постепенно расходуется при фонации, а характер дыхания меняется, что способствует продолжительности выдоха.

В естественной речевой среде предполагается применение интонационно активных конструкций, поэтому в процессе произнесения фразы необходимо совершать глубокий вдох и добирать воздух во время паузы при плавном продуцировании речи.

Дошкольникам и младшим школьникам достаточно сложно выстраивать развернутые высказывания, поэтому речь может быть сбивчивой, недостаточно плавной и не интонированной.

О голосовой функции

Вместе с дыханием в процессе общения участвует голосовой аппарат. Что такое голосовой аппарат? Это целый комплекс органов, принимающих участие в процессе голосообразования: гортань, глотка, носовая полость, ее придаточные пазухи, трахея, бронхи, легкие, диафрагма. Повреждение любого из этих органов может повлиять на качество голоса, его силу, высоту, окраску. При этом важно соотношение речевого и носового резонирования, адекватного фонетическим нормам языка.

Поскольку голосовая функция неразрывно связана с произносительной речью, то способность общаться и выражать свои мысли не может осуществляться без развития голоса. Голос оказывает существенное влияние на внятность, разборчивость речи, интонацию, определяющую смысловой характер высказывания в процессе непринужденного бытового общения.

Голос в дошкольном возрасте только проходит стадию становления, поэтому голосовые модуляции, полетность, сила будут ограничены.

О манере произношения

В процессе выстраивания общения важна манера произношения. Что это такое? Манера произношения подготавливает речевой аппарат дошкольника, делает привычной точную артикуляцию всех звуков языка.

Основой ясного и точного произнесения каждого звука является слаженная и энергичная работа всех мышц, участвующих в речи, поскольку каждый произнесенный звук образуется в результате деятельности речевого аппарата в сложном взаимодействии с центральной нервной системой.

Следует знать, что:

  • гласные звуки возникают при колебании голосовых складок;
  • звонкие согласные образуются при участии голосовых складок, смыкании или сближении органов артикуляционного аппарата;
  • глухие согласные образуются без участия голосовых складок, лишь благодаря смыканию или сближению органов артикуляции.

В дошкольном возрасте манера произношения только начинает формироваться, поэтому следует чаще обращать внимание в естественной речевой среде на точную артикуляцию всех звуков языка.

Дыхание, голос, дикция организуют звучащую речь в непринужденном бытовом общении. Используя речевое дыхание, качества голоса, внятность и чистоту произнесения звуков, их сочетаний при формировании социальных навыков общения, всегда можно рассчитывать на организацию речи в конкретной обстановке общения и стараться наилучшим образом использовать средства языка.

Несколько важных правил

Как научиться в естественной речевой среде, сфере непринужденного бытового общения слушать как себя, так и собеседника? Для этого родителям необходимо придерживаться следующих правил.

  • Просите дошкольника, младшего школьника разъяснить сказанное.
  • Попытайтесь своими словами повторять услышанное, при этом выделяя главное, что даст возможность оценить правильность высказываний ребенка.
  • Делитесь своими впечатлениями от слов ребенка следующим образом: «Я понимаю, как тебе трудно говорить об этом», «Мне кажется, что эта тема очень близка тебе».
  • Сообщайте, насколько изменилось ваше состояние, например, такими словами: «Мне так приятно слышать это от тебя», «Меня поразила твоя история».
  • Сообщайте свое мнение: «Я очень рад, что мы поговорили об этом», «Думаю, что после этого разговора нам будет проще решить нашу проблему».
  • Делайте паузы; говорите спокойно, не слишком громко, но четко произнося слова.
  • Слушая, наклонитесь немного вперед, показывая доверительное отношение к ребенку.

В заключение определим, на что следует обратить внимание при обучении дошкольника, младшего школьника взаимодействию с разными людьми в естественной речевой среде, в сфере непринужденного бытового общения.

  1. Обращаем внимание на применение интонации и невербальных средств общения (жесты, мимику, позу), способствующих построению доверительных отношений при общении.
  2. В процессе диалога отслеживаем деление речи на интонационные отрезки, использование эмоционально-экспрессивной лексики для лучшего понимания сказанного и применение достаточно свободного порядка слов во фразе.
  3. В естественной речевой среде, сфере непринужденного бытового общения обращаем внимание на свою речь и обращенную к нам речь собеседника.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях