background picturebackground picture

Нейроигры для развития речи

Раннее детство

Дошкольники

Особые дети

18716

Об использовании нейроигр в логопедической работе

По мнению специалистов, в последние годы отмечается рост числа детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Согласно международной статистике, нарушения речи имеются у 17,5% детей дошкольного возраста. И чем раньше они будут диагностированы, тем эффективнее будет лечение. Причины нарушений речи кроются в повреждениях центральной нервной системы, которые возникают в течение первых месяцев жизни ребенка, пренатальном и перинатальном периодах. О том, как логопеды ищут и внедряют новые методики для наиболее продуктивной коррекционной работы, что такое нейроигры, чем они полезны и на что направлены, рассказывает Светлана Белякова, учитель-логопед Особого семейного центра «Семь-Я».

Что такое нейроигры?

Соответствует ли речь ребенка его возрасту, следует узнать, обратившись к детскому логопеду. И сделать это следует в 2–3 года: именно этот период наиболее благоприятный в плане развития речи у малыша.

У детей, которые приходят к логопеду, все чаще встречаются следующие диагнозы:

  • минимальная мозговая дисфункция (ММД);
  • расстройства аутистического спектра (РАС);
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • и другие.

В связи с этим логопеды ищут и внедряют новые методики для наиболее продуктивной коррекционной работы. Используемые в логопедической практике инновационные технологии не рассматриваются как самостоятельные, а служат эффективным дополнением к общепринятым, наиболее популярным технологиям и методикам, проверенным временем.

Нейроигры — это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов.

Игры задействуют мозг малыша, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, мышление, мелкую и общую моторику, умение ориентироваться в пространстве, активизируют речь. С помощью нейроигр можно успокоить ребенка, помочь ему справиться со своими эмоциями.

Как понять, что у ребенка есть проблемы?

Родителям необходимо обратить внимание на то, что ребенок гиперактивный, не слышит взрослых, не реагирует на замечания или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный, испытывает трудности в усвоении рабочей программы. Достаточно часто у таких детей наряду с нарушениями речи имеются проблемы с координацией, крупной и мелкой моторикой, моторной неловкостью. В связи с этим у логопедов возникает необходимость включать в свою работу игры, которые смогут помочь ребенку отрегулировать свою координацию, внимание, двигательную активность и речь.

Нейрогимнастика — это система упражнений, которые эффективны на любом этапе развития. Но особую актуальность она приобретает при работе с детьми, у которых имеются проблемы в развитии речи.

Основная цель применения такой гимнастики — активизировать развитие речи у детей. Комплекс упражнений подбирается логопедами для:

  • стимулирования речевой активности;
  • вырабатывания слухоречевого внимания;
  • улучшения процессов головного мозга, которые отвечают за речь;
  • развития познавательных процессов (память, внимание, мышление).

Часто эти способности бывают нарушены у детей с ОВЗ. Чтобы понять степень нарушения восприятия и воспроизведения ритма, построить комплексную коррекционную работу по преодолению не только речевых, но и моторных нарушений, проводится диагностика.

Диагностика

Диагностика включает в себя следующее.

  1. Беседа с ребенком. Часто дети не выговаривают слова, а произносят лишь отдельные слоги (либо начальные, либо ударные). Если ребенок произносит слово лишь частично, то это свидетельствует о нарушении слоговой и ритмической структуры слова. Также в предложении могут быть пропуски предлогов, слов.
  2. Счет количества хлопков (взрослый хлопает в ладоши, а ребенок считает, если может).
  3. Повторение хлопков за взрослым с сохранением количества ударов.
  4. Повторение хлопков за взрослым с сохранением ритмического рисунка.
  5. Наблюдение за моторным развитием ребенка: как он ползает и ходит.

Примеры нейроигр

Современные логопеды все чаще стали внедрять нейроигры в коррекционную работу по развитию речи у детей с нарушениями речи.

Упражнения, которые чаще всего используются специалистами.

1. Упражнения, которые повышают тонус коры полушарий мозга
  • Возьмитесь за мочки ушей, потяните их вниз-вверх. Возьмитесь за среднюю часть ушей, потяните их вперед-назад и вправо-влево.
  • Средними и указательными пальцами обеих рук одновременно «обрисовывайте» контур щек массирующими круговыми движениями.
  • Откройте рот как можно шире и сделайте попытку зевнуть, надавливая подушечками пальцев на сустав, который соединяет верхнюю и нижнюю челюсти. Он будет натягиваться, и вы быстро найдете его.
2. Упражнения, направленные на улучшение качества переноса информации из одного полушария в другое
  • Веселая грядка
    Ребенку необходимо раскладывать предметы в две корзинки. Если в названии предмета присутствует звук [а], то нужно положить его в левую корзинку. Если звук [у] — в правую. Картинки с предметами выбирайте, исходя из поставленной задачи.
  • Чей предмет?
    Из тазика с сухим содержимым (наполненного песком, фасолью, цветным рисом и т. д.) ребенок достает по одному предмету и кладет к определенному символу звука. Пример: если в названии есть звук [к] — кладем одной рукой, если в слове звук [ж] — кладем другой рукой.
  • Волшебные палочки
    Ребенок поочередно произносит слова, которые изображены на картинках. Ему показывают на карточку соответствующей трубочкой/палочкой (например, на картинку со звуком [в] — желтой, на картинку со звуком [р] — синей).

Все эти упражнения могут выполняться на автоматизацию звуков, на различные лексические темы и т. д.

  • Нос-ухо
    Левой рукой нужно взяться за правое ухо, правой рукой — за нос. После чего делаем хлопок руками и меняем руки в точности наоборот. Параллельно с выполнением упражнения произносим звуки, слоги или слова.
3. Упражнения, которые повышают уровень самоконтроля (ритмичное изменение положений рук)
  • Нейротаблицы
    В этих играх нужно одновременно обеими руками находить одинаковые объекты с разных сторон. Объекты могут быть совершенно разные: птицы и животные, числа, цифры, буквы и т. д.
  • Кулачок-ладошка
    Произнесение слогового ряда соответственно предложенному ритмическому рисунку. Ребенок одновременно отхлопывает и произносит слоговой ряд, хлопком выделяя ударный слог.
  • Зеркальное рисование способствует восприятию информации, улучшает ее запоминание. На чистом листе бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы, при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

Благодаря простоте и увлекательности нейроигры являются эффективным инструментом. Регулярное их использование в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие речи, интеллекта и улучшает состояние физического, эмоционального здоровья. Снижает усталость, вырабатывает способность к контролю, что, в свою очередь, способствует исправлению недостатков развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Нейроигры можно применять не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей — вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствует развитию координации движений и психофизических функций.

Поделиться в соцсетях