background picturebackground picture

Не просто слова: развивающие игры для дошкольников

Дошкольники

619

Практические дидактические упражнения по расширению словарного запаса

Как играть весело и с пользой, рассказывает преподаватель ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж» (г. Воронеж) Светлана Нечепаева.

Основной вид деятельности ребенка — игра. Она нужна детям не только для развлечения, но и для развития. Особое значение в этом процессе имеют совместные игры малыша с родителями. Это и приятное времяпрепровождение, и установление доверительных отношений, и обучение важным навыкам и умениям. Предлагаем вам подборку игр-упражнений для развития речи и мелкой моторики, которые помогут ребенку обогатить лексикон и научиться точно выражать свои мысли.

Играем пальчиками

Пять раз повторите начало каждого предложения и дополните его пятью разными словами. Считайте получившиеся предложения, загибая пальчики на руке.

Пример:

За домом росли кусты сирени.

За домом росли ивы.

За домом росли елки.

За домом росли пионы.

За домом росли березы.

Примеры ситуаций:

Петя нес в портфеле (что?)

Катя нашла в лесу (кого? что?)

Около дороги стоял (кто? что?)

Собака лаяла (на кого? на что?)

Миша поднял голову и увидел (кого? что?)

Мама купила в магазине (что?)

Законченное предложение

Пять раз повторите пару слов и каждый раз заканчивайте новым словом.

Быстро бегает заяц.

Быстро бегает олень.

Быстро бегает лев.

Быстро бегает страус.

Быстро бегает гепард.

Быстро бегает собака.

Примеры заданий:

Ловко плавает (кто?)

Важно ходит (кто?)

Высоко прыгает (кто?)

В лесу растет (что?)

В цирке выступает (кто?)

К хозяину спешит (кто?)

В корзине лежит (что?)

Счетные флажки

Назовите как можно больше предметов, сделанных из указанного материала. Кто назовет больше всех, тот победил.

Пример: мясной бульон, мясная запеканка, мясной фарш, мясная котлета, мясная кулебяка, мясной паштет.

Примеры материалов: дерево, металл, кирпич, стекло, бумага, шоколад, мрамор.

Шагайка-называйка

Подберите по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называя слова, делайте шаг вперед.

Пример: 

Я знаю лиственные деревья: липа — раз, клен — два, береза — три, осина — четыре, тополь — пять.

Варианты:

Я знаю комнатные растения…

Я знаю перелетных птиц…

Я знаю луговые цветы…

Я знаю явления природы…

Я знаю виды спорта…

Я знаю головные уборы…

Я знаю молочные продукты…

Пять действий

Перечислите пять действий, которые можно совершать с указанным предметом. Кто назовет больше слов, тот победил.

Пример:

Шоколад: его можно купить, подарить, растопить и налить в формочку, им можно посыпать мороженое, угостить друга, украсить торт, испачкать рубашку.

Примеры предметов: книга, простыня, огурец, клей, компьютер, шампур, линейка, бумажная салфетка.

Вот такие магазины

Перечислите товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями.

Пример:

В магазине «Лакомка» могут продаваться торты, кексы, пирожные, шоколадные конфеты, карамель, леденцы, печенье.

Примеры названий: «Каблучок», «Школьник», «Мелодия», «Три толстяка», «Верный друг», «Твой дом», «Океан», «Шкатулка».

Ладошки-помощницы

К каждому слову-действию подберите название пяти предметов. Считайте слова с помощью хлопков в ладоши.

Пример:

Можно стирать рубашку.

Можно стирать майку.

Можно стирать полотенце.

Можно стирать футболку.

Можно стирать наволочку.

Примеры ситуаций:

Можно жарить…

Можно гладить…

Можно рисовать…

Можно мыть…

Можно фотографировать…

Можно дарить…

Можно отодвигать…

Можно надевать…

Пять частей

Назовите пять частей указанных предметов. Кто назвал пять частей, тот победил.

Пример:

Я знаю части машины: кузов, кабина, руль, сиденье, фары, бампер, номер, бензобак, дворники.

Примеры ситуаций:

Я знаю пять частей дома…

Я знаю пять частей вертолета…

Я знаю пять частей телевизора…

Я знаю пять частей часов…

Я знаю пять частей корабля…

Я знаю пять частей велосипеда…

Я знаю пять частей грузовика…

Главное действие

Перечислите другие действия, входящие в состав главного.

Пример:

Главное действие — выращивать овощи, другие действия в составе главного: сеять, поливать, рыхлить, окучивать, полоть, прореживать, выкапывать, собирать.

Примеры действий:

Учиться в школе.

Убирать двор.

Покупать продукты.

Пылесосить комнату.

Готовить борщ.

Принимать гостей.

Собирать грибы.

Отдыхать на море.

Все работы хороши

По предметам назовите профессии.

Кто назовет пять слов, тот победил.

Пример:

С автомобилем работает шофер, рабочий автосервиса, слесарь-сборщик, дизайнер, гонщик, таксист.

Варианты примеров:

С билетами работают…

С весами работают…

В халате работают…

С карандашом работают…

На сцене работают…

С фотоаппаратом работают…

В шлеме работают…

На компьютере работают…

Главное значение

Подчеркните названия предметов, для которых признак имеет главное (прямое, а не переносное) значение. Объясните смысл неподчеркнутых сочетаний слов.

Пример:

Горький лук, правда, слова, лекарство, шоколад.

Варианты главных значений:

Светлый день, ум, голова, человек, комната.

Теплый день, вода, взгляд, разговор, человек.

Золотые браслеты, руки, волосы, сердца, слова.

Холодный чай, приветствие, руки, взгляд, прощание.

Длинный язык, коса, речь, веревка, дорога, разговоры, остановка.

Легкий ветерок, задачка, походка, волнение, одеяло.

Цвет и ответ

Подберите названия трех предметов такого же цвета.

Пример:

Цыпленок такого же цвета, как лимон, одуванчик, солнышко, песок, золото.

Примеры заданий:

Халат врача такого же цвета, как…

Помидор такого же цвета, как…

Елка такого же цвета, как…

Ствол дерева такого же цвета, как…

Облако такого же цвета, как…

Радуга такого же цвета, как…

Монета такого же цвета, как…

Мир животных

Назовите как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела.

Пример:

Рога есть у оленя, лося, коровы, косули, джейрана, козы, барана, сайгака, тура, яка, вола.

Примеры заданий:

Лапы есть у…

Копыта есть у…

Перья есть у…

Длинная шерсть есть у…

Чешуя есть у…

Клюв есть у…

Крылья есть у…

Много действий

Перечислите как можно больше действий, которые происходят в указанном месте.

Пример:

В цирке люди смеются, пугаются, сидят, хлопают, ходят, покупают сувениры, смотрят представление, слушают музыку.

Примеры заданий:

В лесу…

В школе…

В детском саду…

В самолете…

В кинотеатре…

В кабинете врача…

В книжном магазине…

В библиотеке…

На поверхности

Назовите предметы, которые могут находиться на указанной поверхности.

Пример:

На море можно увидеть: лодку, корабль, медузу, парусник, дельфина, пловца, сухогруз.

Примеры заданий:

На ковре можно увидеть…

На корабле можно увидеть…

На грядке можно увидеть…

На дороге можно увидеть…

На тарелке можно увидеть…

На стене можно увидеть…

На стройплощадке можно увидеть…

Забавные превращения

Назовите, в кого превратится обычный человек, если окажется в какой-либо ситуации.

Пример:

На уличном переходе обычный человек станет пешеходом, а на собственных именинах — именинником.

Примеры заданий: в театре, в школе, на рынке, в седле, в походе, в бассейне, на ринге, на стадионе.

Двойной противник

К каждой паре слов подберите по два слова–противника.

Пример:

Крутой подъем — пологий спуск

Примеры заданий:

Слабый мороз

Грустная старость

Узкий выезд

Радостная встреча

Вспомнить радость

Отдать много

Огромная гора

Мелкий недостаток

От норы до горы

Назовите как можно больше животных (рыб, птиц, зверей, насекомых), живущих в указанных местах.

Пример:

В траве живут: кузнечики, пауки, жуки, бабочки, пчелы, шмели, мотыльки, стрекозы, комары, муравьи.

Варианты заданий:

В клетке живут…

В норе живут…

В сарае живут…

В море живут…

В гнезде живут…

В пруду живут…

В подвале живут…

В квартире живут…

Черта характера

Подробно расскажите о поступке ребенка с указанной чертой характера.

Пример:

Вежливость. Мальчик всегда первым здоровается, когда встречается с соседями по подъезду. Это очень хорошая черта характера.

Варианты заданий:

Смелость

Капризность

Непослушание

Жадность

Честность

Аккуратность

Сообразительность

Хитрость

Разные действия

Перечислите слова-действия для каждого времени.

Пример:

Отпуск: покупаем турпутевку, собираем вещи, покупаем вещи, достаем дорожную сумку, покупаем билет на самолет, едем в аэропорт, летим на самолете, загораем на пляже.

Примеры ситуаций:

Осень

Вечер

Детство

Каникулы

Болезнь

Выходной

Посещение цирка

Новогодний праздник

* * *

Занимательные игры-упражнения помогут активизировать словарь ребенка, увеличить скорость и точность подбора слов.

Кроме того, такие занятия благотворно повлияют на развитие речевого мышления, грамматической правильности речи, внимания и воображения дошкольника и принесут массу удовольствия и ребенку, и взрослому.

Поделиться в соцсетях