background picturebackground picture

“Не хочу в школу!”: как настроить ребенка на учебу

Школьники

102

Как встретишь новый учебный год, так его и проведешь

Обычно первоклассники ждут 1 сентября с нетерпением. Хотя бывает и так, что и они — вчерашние дошкольники — боятся и отказываются идти в школу. А дети постарше, как правило, начинают учебный год покорно, но без особого желания. Как настроить ребенка на учебу и отметить День знаний всей семьей в хорошем настроении? Рабочими приемами делится педагог-психолог, арт-терапевт фонда «Дети-бабочки» Людмила Андронова.

Рассказывайте о школе хорошее, но без идеализации

Многие первоклашки очень ждут 1 сентября и новый учебный год. Что рассказывать ребенку о школе, чтобы потом у него не было разочарования? Для этого родителям не стоит идеализировать школу. Нужно мягко рассказывать о ней правду: что учеба это труд, как и работа родителей, и ребенку тоже придется трудиться. Объясните, что в школу дети ходят каждый день и проводят там определенное количество времени, а по вечерам всегда делают уроки.

Для того чтобы учеба не выглядела как каторжная обязательная работа, нужно рассказывать и о ее плюсах. Например, что в школе у ребенка появятся новые друзья, будут интересные секции и мероприятия, он узнает много нового и, самое главное, перейдет на новый уровень и станет взрослее. Для первоклассника осознание того, что он станет взрослым, перекрывает многие другие негативные стороны учебы.

Сделайте так, чтобы школа напоминала ребенку о доме

Все дети разные. Некоторые очень общительные, уже ходили на подготовку и поэтому с удовольствием идут в школу и ничего не боятся. Другие ребята более стеснительные, о школе почти ничего не знают и волнуются.

В таких случаях в первую очередь важна поддержка взрослых и, возможно, помощь психологов. Специалисты часто советуют давать детям в школу что-то связанное с домом, например, любимую игрушку. Такой прием действительно работает. Этот предмет будет напоминать ребенку о доме, родителях и успокаивать. Ну и конечно, нужно постоянно поддерживать ребенка словесно — подбадривать, говорить, что у него все получится и при необходимости ему всегда помогут учитель и родители.

Готовьтесь к школе вместе с ребенком

Как себя вести, если ребенок постарше не хочет снова идти в школу, например, говорит, что это скучно, и требует продолжения каникул? Чтобы школьник понимал, что отложить наступление учебного года нельзя, можно привлекать ребенка к подготовке к школе. Например, в сентябре многие семьи докупают школьную форму, канцелярские принадлежности и другие необходимые в школе вещи. Поэтому можно выбирать вместе с ребенком тетради и ручки, рубашки, блузки. Параллельно напоминать о том, что теперь у ребенка опять есть возможность общаться с друзьями-одноклассниками. При этом важно не «читать лекции», а мягко и позитивно рассказывать о том, что предстоит еще один запоминающийся учебный год.

Помогите ребенку ориентироваться во времени и пространстве

Сделать учебу менее стрессовой помогут два приема.

1. Нужно составить и визуально оформить расписание на каждый день и соблюдать этот режим. Например, это может быть красочная и понятная табличка на стене или письменном столе ребенка. Расписание поможет ребенку ориентироваться во времени и пространстве. У детей таких навыков нет, поэтому это очень важно.

В расписании должен быть перечень не только того, что нужно сделать, но и того, что ребенок получит, когда будут выполнены обязательные пункты. Например, прогулка в парке, поход в кино или посещение творческого мастер-класса в выходные.

2. 10–15 минут в день следует уделить качественному общению с ребенком: спросить, как прошел день, узнать, как он себя чувствует, что интересного было в школе, и внимательно выслушать его ответы.

Будьте спокойны и позитивны сами

Помните, что у психологически устойчивого родителя всегда психологически устойчивый ребенок. Когда он видит раздраженного, злого, обеспокоенного родителя, он чувствует себя незащищенным. Поэтому родителям нужно сначала успокоиться самим. Важно общаться с ребенком, задавать ему вопросы, не оценивать его действия и помогать, когда он просит о поддержке. Тогда учебный год, да и любой другой насыщенный период жизни школьника, пройдет спокойно.

Помогите ребенку социализироваться в школе

Позитивные отношения со сверстниками и учителями добавляют ребенку желания ходить в школу. Это особенно важно для тревожных детей, боящихся новой обстановки. Для них возвращение в школу после летних каникул всегда особенно волнительно.

Сплотить детей помогают различные совместные мероприятия и подготовка к ним — школьные спектакли, походы, экскурсии. Дети чувствуют себя причастными к общему делу и проще находят общий язык и новых друзей. Постарайтесь, чтобы ребенок участвовал в таких мероприятиях — необязательно в качестве главного действующего лица, но вносил свой посильный вклад и радовался полученному результату. Например, поучаствовал в творческом мастер-классе или школьном соревновании на самый красивый класс. Конечно, такое участие должно быть полностью добровольным.

Хороший объединяющий эффект дают социальные акции. Например, 1 сентября и весь первый месяц осени проходит благотворительная акция «Дети вместо цветов».  Поучаствовать в ней можно всем классом. Суть акции в том, чтобы вместо множества букетов подарить учителю один общий букет от класса, а сэкономленные на покупке цветов деньги направить в один из благотворительных фондов. Например, благотворительный фонд «Дети-бабочки» участвует в акции «Дети вместо цветов» ежегодно. Он системно помогает детям с тяжелыми генетическими заболеваниями кожи — буллезным эпидермолизом и ихтиозом.

По словам психологов, такие акции способствуют формированию у детей важных социальных навыков — эмпатии, сочувствия, готовности безвозмездно прийти на помощь — и дают возможность почувствовать себя добрым волшебником.

Беседовала Анна Демина

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях