background picturebackground picture

«Мягкие игры» для детей и родителей

Дошкольники

Школьники

241

Организуем полезный игровой досуг

Понятие «мягкая игрушка» знакомо всем. А вот о термине «мягкая педагогика» слышали немногие. Об основных аспектах данного педагогического метода и о том, чем он может помочь и детям, и родителям, рассказывает доцент кафедры дошкольного образования института детства и артпедагогики Томского государственного педагогического университета кандидат психологических наук Елена Файзуллаева.

Ценные идеи

Основы «мягкой педагогики» и технологии «Мягкая среда» заключены в самом значении слова «мягкий». У него есть синонимы: пластичный, податливый, пушистый, нежный, тонкий, учтивый, вежливый, благоприятный. С этими ассоциациями связаны идея и суть педагогики, которая заключена не только в стенах учреждений — институтов, школ, детских садов. Прежде всего педагогика — это наша общая культура взаимодействия друг с другом.

Идеи «мягкой педагогики» основаны на желании взрослого быть с ребенком дружелюбным, быть ему товарищем по игре, весело коммуницировать и получать от игры удовольствие. Тогда ребенок обязательно откликнется на предложение взрослого поиграть, он будет расположен к общению и начнет доверять родителю, а ведь самый важный базовый навык — это доверие к миру.

Для начала игры нужно взять любые мягкие материалы: лоскутки, шнурки, веревочки, всё, что есть в доме, вплоть до подушек. Именно эти предметы и будут создавать мягкую среду. Также можно использовать бумагу, пластилин, воск, глину, пасту для лепки. Все эти материалы нужны для развития сенсорики — первой ступени развития интеллектуальных и умственных способностей ребенка. Каким образом происходит это развитие? Ребенок получает первый опыт встречи с разными материалами и накапливает сенсорные впечатления.

Разные аспекты «мягких игр»

Игры с мягкими предметами полезны для формирования личности ребенка по всем направлениям. Они благотворно влияют на раскрытие умственного и речевого потенциала, на развитие физических, познавательных, художественно-эстетических и социально-коммуникативных способностей.

Сенсорный аспект

При использовании тканевых материалов ребенок приобретает сенсорный опыт. Для этого необходимо вводить в обиход большое количество разнообразных тканевых лоскутов (гладких, шершавых, натуральных, синтетических и т. п.). При игре с ними ребенок получает своеобразный опыт переживаний, развивает сенсорные навыки.

Для решения образовательных задач тканевые средства могут использоваться разнообразно. Например, ребенку можно предложить завязать определенное количество узелков, сложить из лоскута ту или иную геометрическую фигуру, подобрать одинаковые по цвету лоскуты и сделать коврик заданного цвета и т. п.

Терапевтический аспект

Если ребенок тяжело адаптируется к детскому саду, ему может помочь игра с лоскутками, которая способна переключить малыша на совместную деятельность со взрослым. Игры с легкими прозрачными тканями позволят поднять настроение. Например, игра в прятки. Малыш прячется, надевая на голову небольшое шифоновое полотно, а взрослый его ищет, зовет по имени. Сенсорные качества полотна создают ощущение безопасности. Легкий, мягкий, гладкий материал дает ребенку приятные ощущения «поглаживания». В ситуации расставания с мамой (например, в детском саду) это носит характер замещающего компонента.

Мягкие пушистые рукавички, надетые на руку еще малознакомой воспитательницы, притягивают ребенка, и он быстрее может откликнуться на предложение пойти вместе поиграть.

Большие тканевые лоскуты также можно применять в качестве психологически защищающих средств. Полотняные навесы дают ребенку возможность уединиться, а прозрачность полотна позволяет ощущать присутствие других. Игровое полотно, исполненное в виде «моря», «лужайки», объединяет детей в общей игре и дает чувство единения. Важно, чтобы ребенок при встрече с миром не пугался, не боялся, не впадал в разные негативные состояния. Поэтому те материалы, которые используются в играх, несут выраженный терапевтический аспект.

Например, можно взять ткань и начать из нее моделировать какой-нибудь образ: мишку, куклу, домик. У ребенка за счет этих трансформационных действий внутри формируется установка, что он может влиять на мир, может им управлять. Можно взять мокрую бумагу и капать на нее краской. Такая игра вызывает у ребенка радость, потому что на его глазах реальность преобразуется и происходит что-то волшебное и непредсказуемое.

Очень хороши игры с полотнами. Например, из большого банного полотенца можно сделать колыбель. Оба родителя держат полотенце с двух сторон, а ребенок лежит, как в колыбели. Мама и папа покачивают ее из стороны в сторону и поют песню.

Спи, Антошка, наша крошка. Покачаю я тебя. Баю-баю-баю-бай.

Спи, Антошка, засыпай. Не хочешь спать, Антошка? Вставай!

Данная игра, на первый взгляд, нужна для того, чтобы ребенок успокоился. Но при этом еще малыш испытывает эффект тактильно-двигательного перемещения, который дает ему, с одной стороны, понимание неустойчивости, а с другой — учит понятию равновесия. В тот момент, когда ребенка опускают на пол, он получает внутреннее переживание принятия мира, уверенности в том, что он в крепких руках, что надежные мама и папа его поддерживают. Такие игры оказывают сильную психологическую поддержку.

Есть материалы, которые можно использовать для подвижных игр: мягкие вязаные мячики дают ребенку возможность выполнять разные кинезиологические упражнения, при помощи которых развивается и мелкая, и крупная моторика. Если говорить о терапевтическом эффекте, то такие игры помогают сбросить напряжение и позволяют отразить свое состояние через движение.

Коммуникативный аспект

Большие тканевые полотна хорошо использовать для развития социальных и коммуникативных умений детей. Держась за одно общее полотно, дети и взрослые объединяются. Выполняя одновременно одинаковые движения, они настраиваются друг на друга, синхронизируют свои действия, что развивает чувствительность к другому.

Много игр с элементарными правилами можно придумать с полотнами, которые используются в качестве «полянки», «моря», «огня», «ветра», «тучи» и пр. Вместе с музыкальным сопровождением взаимодействие с полотном, управляемым совместно с другими детьми и взрослыми, дает ребенку расширенный опыт эмоциональных переживаний, сотрудничества, согласования своих действий с действиями других, соблюдения общего игрового правила и т. д.

Для ребенка, испытывающего затруднения в коммуникативных ситуациях, можно предложить игру, в которой он будет коммуницировать посредством «цветных меховых ладошек», выстраивая сначала невербальный уровень общения. Например, взаимодействуя руками с партнером, ребенок получает эмоциональные переживания, которые может выражать любым доступным ему способом, в том числе вербально. Создав ситуацию успеха, можно предложить ребенку совместно с тем, кого он выберет, поиграть в сказку.

С разноцветными варежками можно играть в театр, можно предлагать ребенку выполнить любое поручение, но не напрямую, а давая задание рукавичке. Например: оранжевая варежка любит убирать игрушки, а розовая — наводить порядок в шкафу.

Игровой аспект

Тканевые материалы можно использовать для создания игровой ситуации и персонажей. Ткань — хорошее средство для передачи образов. Взаимодействуя с ребенком, взрослый оживляет условно выполненный персонаж (из розового лоскута: голова, туловище-платьице, ручки — это девочка Машенька; из коричневого лоскута: голова с маленькими ушками, туловище, небольшие лапки — это медведь).

Творческий аспект

Сюжет и персонажей можно быстро трансформировать, при этом ребенок становится соучастником творческой деятельности взрослого. В процессе создания персонажей ребенок обучается приемам складывания, скручивания, связывания лоскутов. Это может стать базой для создания картин из ткани, веревочек, клубков или различных изделий (ковриков, украшений, в том числе интерьерных).

В самом понятии творчества заложена идея созидания — в противовес идее потребительства. Для игр можно использовать абсолютно разные материалы. В творчестве важно не выполнять по образцу и по картинке, а придумывать свое, необычное, нестандартное.

Умение играть — очень важная компетенция человека. Причем в любом возрасте. Игра позволяет восстанавливать психологический комфорт и укреплять связи. Детям она приносит пользу и удовольствие, а взрослым помогает восстановить душевные силы и создать доверительные отношения с ребенком.

Поделиться в соцсетях