background picturebackground picture

Мультфильмы и их влияние на сознание детей

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Цифровая среда

706

Психолог о важности родительского контроля

Сейчас трудно представить ребенка, который не смотрит мультфильмы. В современном мире, где медиаконтент становится все более доступным и разнообразным, возникает вопрос, как конкретно влияют мультфильмы на детей. На этот вопрос подробно отвечает психолог Никита Агеев, младший научный сотрудник лаборатории «Исследование когнитивных и коммуникативных процессов у подростков и юношей при решении игровых и учебных задач в цифровых средах» МГППУ.

Функции, которые выполняют мультфильмы

В широком смысле мультфильмы выполняют следующие функции.

Эмоционально развивают ребенка

В мультфильмах не просто так гиперболизированы эмоции. Видя яркую выраженность эмоции, ребенок постепенно обучается сам находить у себя такую эмоцию и как-то с ней обходиться.

Интеллектуально развивают ребенка

Например, мультфильмы обучают ребенка чему-либо или стимулируют его внимание, память и мышление. Наиболее ярко эта функция видна в мультфильмах для дошкольников.

Очевидно, что на разных возрастных этапах у детей разные потребности, и, соответственно, требуются разные мультфильмы.

Для начала мы подробнее обсудим эти функции.

Эмоциональное развитие

Мультфильмы оказывают значительное влияние на эмоциональное развитие детей, поскольку они могут формировать и моделировать их чувства, представления о мире и социальное взаимодействие. Этот процесс включает в себя несколько ключевых аспектов.

Выражение и понимание эмоций

Мультфильмы часто демонстрируют широкий спектр эмоций — от счастья и радости до грусти и страха. Дети учатся распознавать эти чувства не только у персонажей, но и у себя. Это способствует развитию эмоционального интеллекта, который важен для успешной социализации и адаптации.

Разнообразие эмоций

Мультфильмы также могут способствовать развитию более широкого спектра эмоциональных реакций, предоставляя детям возможность испытать чувства, которые они могут не часто переживать в повседневной жизни, такие как удивление, восхищение или восторг от приключений.

Эмпатия

Просмотр мультфильмов, в которых персонажи переживают различные ситуации, помогает детям развивать способность сочувствовать и сопереживать. Это учит их понимать и делиться чувствами других людей, что является важным элементом социальных навыков.

Способы обращения с эмоциями

Многие мультфильмы содержат уроки о преодолении трудностей и решении конфликтов. Дети учатся видеть, как персонажи справляются со своими эмоциями, делают правильные выводы и стараются действовать, несмотря на эмоции (в том числе страх).

Обработка страхов

Через мультфильмы дети могут сталкиваться с различными страхами в безопасной и контролируемой среде. Это помогает им научиться обрабатывать и преодолевать свои боязни. Например, мультфильмы про монстров могут помочь детям обработать их страх темноты.

Интеллектуальное развитие

Мультфильмы могут оказывать значительное воздействие на интеллектуальное развитие детей, обогащая их знаниями, стимулируя мышление и развивая навыки решения проблем. Рассмотрим некоторые ключевые аспекты этого воздействия.

Развитие языковых навыков

Мультфильмы часто являются источником новых слов и выражений для детей, способствуя расширению их словарного запаса. Просмотр мультфильмов на иностранном языке также может улучшить языковые навыки, помогая детям лучше понимать и изучать новый язык в контексте.

Стимуляция креативного и критического мышления

Мультфильмы часто предлагают необычные сюжеты и идеи, которые могут побудить детей к размышлениям. Решение героями различных задач и проблем способствует развитию навыков критического мышления и способности анализировать ситуации.

Познание мира

Мультфильмы часто включают в себя элементы из разных культур и исторических эпох, предоставляя детям знания о различных странах, традициях и исторических событиях. Это расширяет их мировоззрение и способствует глубокому пониманию мира.

Развитие памяти и внимания

Мультфильмы с интригующими сюжетами и яркими персонажами могут улучшать когнитивные функции, такие как память и внимание, поскольку детям требуется запоминать события и следить за развитием истории.

Обучение через игру

Многие образовательные мультфильмы используют игровые методы обучения, что делает процесс обучения не только эффективным, но и веселым. Такие мультфильмы могут обучать математике, науке, литературе и многим другим предметам, делая образование доступным и интересным.

Формирование навыков решения проблем

Мультфильмы часто представляют ситуации, требующие логического решения. Наблюдение за тем, как персонажи находят выход из сложных положений, стимулирует детей к развитию собственных навыков решения проблем.

Плюсы и минусы мультфильмов

Мультфильмы могут служить образовательным инструментом. Они представляют сложные концепции и идеи в упрощенной и понятной форме, что помогает детям лучше усваивать новую информацию. Второй важный аспект — это развитие эмпатии и моральных ценностей. Через истории, рассказанные в мультфильмах, дети учатся понимать чувства других, различать хорошее и плохое поведение и формируют собственные этические принципы. Примером может служить мультфильм «Моана», который раскрывает темы личной ответственности и уважения к культурному наследию.

Тем не менее не все мультфильмы приносят пользу. Некоторые из них содержат элементы насилия, укрепляют стереотипы или способствуют потребительскому поведению, что может негативно сказываться на детях. К примеру, яркие и динамичные мультфильмы, не несущие моральной нагрузки, могут вызывать повышенную активность у детей, однако не способствуют положительным эффектам, описанным выше.

Также исследования показывают, что мультфильмы с элементами насилия могут повлиять на поведение детей, способствуя агрессивности и уменьшению эмпатии. Например, статья в Pediatrics отмечает, что дети, регулярно смотрящие агрессивные мультфильмы, более склонны к агрессивному поведению в реальной жизни.

Кроме того, мультфильмы, перегруженные стереотипами, могут укреплять ограниченные взгляды на гендерные роли и культурные нормы, что было подтверждено исследованием, опубликованным в Journal of Children and Media. Эти статьи подчеркивают важность критического отношения к выбору мультфильмов для детей, подчеркивая необходимость родительского контроля и участия в медиаобразовании своих детей, чтобы минимизировать потенциальные негативные эффекты и способствовать здоровому развитию.

В связи с этим, несмотря на всю пользу, которую могут принести мультфильмы, необходим родительский контроль за контентом, который потребляют дети.

Важно учитывать следующие факторы.

  1. Мультфильм не должен содержать детализированные сцены совершения насилия.
  2. Он должен быть про радостные и приятные события, а не про негативные эмоции, жесткость и т. д.
  3. Ребенку должны быть понятны персонажи, события и сюжет мультфильма.
  4. Мультфильм может чему-то научить ребенка (имеет моральный посыл или образовательное содержание).
  5. Мультфильм должен быть с хорошим финалом (со счастливым концом).

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях