background picturebackground picture

Мой ребенок — трусишка

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

98

Что делать родителям?

Порой к психологам обращаются родители с вопросом: «Что делать, если в семье растет трусливый ребенок?» Мы задали этот вопрос Марине Розеновой, доктору психологических наук, профессору кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» МГППУ.

Трусишка или не трусишка?

Вопрос исходно не совсем корректный: что именно конкретный родитель понимает под словом «трусишка»? Здесь может скрываться субъективная концепция взрослого о смелости, которая сама по себе может быть неадекватна возрастным или индивидуальным особенностям ребенка: например, желание родителя иметь высокий статус среди других родителей за счет «безупречного» поведения ребенка или его способностей.

Это может создавать определенные опасности: например, ожидание и требования родителя, не учитывающие индивидуальную (физическую и психологическую) природу самого ребенка, создают опасность поведения, угрожающего здоровью или душевному равновесию ребенка, который будет стремиться оправдать родительские ожидания или остро переживать свое несоответствие этим ожиданиям.

Важно помнить: в детских возрастах (до 5 лет) дети особенно восприимчивы и уязвимы — любые сильные раздражители воздействуют на них гипертрофированно, вплоть до «родимчика» — сильной реакции испуга, следствием которой может стать заболевание или даже смерть ребенка.

Факторы формирования смелости

Главные факторы формирования человеческой смелости — это:

  • наличие любви и заботы, формирующей базовую устойчивость и ощущение надежности мира;
  • наличие психологической и обучающей поддержки в новых или затруднительных для ребенка ситуациях;
  • активное развитие эрудиции — расширение знаний о жизни, мире, других людях и отношениях;
  • возможность активно приобретать собственный опыт в общении со сверстниками и другими людьми (игры, обучение, походы, путешествия и т. п.).

Большую роль в развитии смелости играет система детско-родительских отношений: если родитель сам склонен подавлять личность и активность ребенка, пусть не ждет от него смелости. Такие родители могут получить не смелого, а безрассудного или психологически затравленного ребенка.

Если родители мало общаются с ребенком и мало обсуждают с ним разные жизненные ситуации, но при этом и не дают ему общаться достаточное количество времени со сверстниками, активность, смелость и отвага вряд ли смогут легко сформироваться.

Большое значение имеет пример родителя: ребенок идентифицирует себя со своими родителями, и если родитель сам выступает примером страхов или неадекватности, то ребенок может повторять эти модели поведения. Например, мама, которая постоянно говорит о своем страхе воды и даже на отдыхе, где рядом река или море, почти не подходит к воде (или только находится рядом с водой, но не купается), почти гарантированно передаст этот страх своим детям, которые, принимая мамину модель поведения, тоже станут бояться купаться. Детям в силу механизмов идентификации трудно отделить себя и свой личный опыт от опыта и личности родителя.

Крайности формирования смелости у ребенка

Многие родители полагают, что строгость или даже жестокость воспитания — лучший университет для формирования смелого человека. Это не так: при таком подходе можно сломать или исказить внутренний мир личности, с широким спектром неприятных последствий.

Другая крайность (характерная для высокотревожных родителей) — лишение ребенка любого опыта риска, вплоть до недопустимости получения даже царапины.

Лучший вариант воспитания для формирования смелого ребенка: быть заинтересованным и включенным в его жизнь, помогать и подсказывать, обучать разнообразным навыкам, делиться собственным опытом преодоления трудностей, поддерживать его инициативу, вселять уверенность и вдохновение.

Важные элементы формирования смелости

Один из важных элементов формирования смелости — уважение к личности ребенка. Если родитель обесценивает достижения ребенка, когда у того что-то получается (по типу «Ну подумаешь, получилось, это легко, так каждый может»), но высказывает негативное порицание и лишает поддержки, когда что-то у ребенка не получается или получается плохо, — это подрывает фундамент уверенности в своих силах и не способствует формированию смелости.

Постоянное психологическое давление на ребенка (стимулирование чувства вины, негативные оценки, негативные сравнения с другими детьми) — также не лучший способ воспитания смелости, скорее, наоборот.

Если взрослые озабочены формированием смелости, надо помнить, что она тесно связано с развитием ответственности: не следует игнорировать необходимость включенности ребенка в дела семьи и предоставление ему возможности принимать участие в принятии семейных решений.

Если взрослые прислушиваются и учитывают мнение ребенка, это формирует у него необходимый уровень уверенности в себе как основы личностной смелости.

Домашние внутрисемейные обязательства, которые у ребенка есть (то есть зона его персональной ответственности) помогают чувствовать свою компетентность и силу. Детям, у которых в семье есть свои «зоны ответственности» (покупать определенные продукты, делать уборку, поливать цветы и т. п., что ребенку по силам), обычно — при прочих равных — легче проявлять смелое поведение, поскольку они уже имеют опыт преодоления собственных ограничений (лени, робости, нежелания).

Еще один значимый фактор формирования нашей смелости — умение держать слово, выполнять свои обещания. Это качество помогает нам выдерживать различные трудности, справляться с неприятностями ради достижения результата и сохранения лица перед другими. Здесь следует сделать оговорку: если родители сами не держат свое слово и демонстрируют наплевательское отношение к своей репутации, ребенок будет ориентироваться на поведение родителей.

Когда речь идет о требовании смелости, важно учитывать, здоровый перед вами ребенок или невротический. Требовать смелости от ребенка, у которого уже есть некоторая ослабленность ресурсов, недопустимо! Важно учесть, был ли опыт устрашения ребенка какими-то ситуациями (например, испуг от большой собаки): сначала необходимо его реабилитировать от таких испугов, а потом переходить к расширению опыта, в ходе которого и формируются потенциалы смелости.

Дайте ребенку почувствовать уверенность в себе, и проблема трусливости перестанет стоять на повестке дня.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях