background picturebackground picture

Мнемотехника для детей

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

1291

Учим ребенка хорошо и быстро запоминать информацию

Память можно развивать и тренировать. Педагог-психолог Любовь Кособокова — о том, как это делать правильно, с пользой и интересом.

Как справиться с потоком информации

Современные дети подвержены воздействию чрезмерного потока информации. У них идет активная работа головного мозга, из-за чего могут случаться перегрузки. Несмотря на свой юный возраст, они отлично умеют пользоваться компьютерами, планшетами, смартфонами, правда, при всем при этом им все равно сложно справляться с таким огромным объемом данных.

В результате перенапряжения дети часто сталкиваются с проблемой нарушения внимания и восприятия, им сложно сосредоточиться на каком-то одном деле. При этом необходимо понимать, что дошкольник готовится к школьному обучению, и когда он пойдет в школу, ему потребуется хорошая память. Она облегчит учебу, поможет ребенку с легкостью познавать новое, добиваться хороших оценок, чувствовать себя комфортно.

Как тренировать память

На развитие памяти влияет много факторов: сбалансированное питание, здоровый сон, атмосфера в семье. Непосредственное влияние на память оказывают совместное чтение и/или заучивание стихов. Но далеко не все могут (и любят) учить наизусть стихи.

Метод, который помогает ребенку тренировать память, называется мнемотехникой.

Мнемотехника — это совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти и речи. Они помогают ребенку быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций на основе визуального и аудиального восприятия, а также чувственных представлений.

Инструменты мнемотехники: мнемоквадрат, мнемодорожка и мнемотаблица.

Мнемоквадрат — это отдельная карточка с изображением закодированной информации. Рисунок в квадрате обозначает предмет или действие.

Самый простой пример: ребенок ходит в детский сад, там у него есть свой шкафчик, своя кровать, свое полотенце. Для того чтобы он ориентировался, где находятся его вещи, на эти предметы наклеивается картинка, скажем, с машинкой. В этом случае малыш точно знает, что предметы с изображением машины — его. Таким образом он запоминает информацию.

Мнемодорожка — это последовательное изображение четырех и более квадратов. Каждый квадрат соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображение, ребенок может рассказать историю из нескольких простых предложений.

Следующая категория — это мнемотаблица. Она составляется из квадратов, в каждом из которых при помощи изображения заложена определенная информация. На основе этих изображений ребенок составляет рассказ или заучивает стихотворение. Глядя на рисунки, ребенок воспринимает текстовую информацию. Также в этом процессе задействованы и слуховое, и визуальное восприятие. При помощи мнемотаблиц можно запомнить большой объем информации. Но польза заключается не только в этом.

Преимущества мнемотехники:

  • улучшение памяти;
  • повышение уровня внимательности;
  • развитие фантазии и воображения;
  • расширение словарного запаса и развитие речи;
  • формирование наглядно-образного и абстрактного мышления.

Кроме того, посредством мнемотехники ребенок научается выстраивать логические цепочки и легко запоминать информацию. Например, пересказ сказок и заучивание стихов превращаются в увлекательную игру и уже не требуют от ребенка серьезных усилий, которые могут его расстраивать.

При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность и застенчивость, расширить общение ребенка со сверстниками. Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга, что очень плодотворно влияет на развитие ребенка. У него раскрываются творческие способности и интеллектуальный потенциал.

С какого возраста можно заниматься мнемотехникой

Карточки с изображением предметов или действий можно показывать детям с 1 года. В этом возрасте дети интересуются всем, им интересно рассматривать различные предметы.

В возрасте 4–7 лет происходит знакомство с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью ребенок легко запоминает сложные для восприятия рассказы и сказки.

Мнемотаблицы могут помочь ребенку в освоении культурно-гигиенических навыков, процессов одевания и раздевания, при заучивании цифр и многого другого.

Что нужно для занятий

Для того чтобы занятия происходили увлекательно, интересно и с пользой для ребенка, стоит придерживаться некоторых правил.

  1. Начинайте с простого. Сначала познакомьте ребенка с единичными изображениями, а потом постепенно увеличивайте сложность, чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.
  2. Не торопите ребенка. Постарайтесь, чтобы он понял, для чего эти квадраты с изображением различных предметов или действий.
  3. Не нагружайте ребенка. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день. И количество квадратов в мнемотаблицах не должно превышать девяти. Если информации очень много, ребенок устанет, будет капризничать, и занятие не будет продуктивным.
  4. Изображения на мнемотаблицах должны быть красочными, яркими и обязательно цветными. Ведь дети запоминают цветовые изображения как цветовые образы: солнце желтое, трава зеленая, небо голубое, снег белый и т. д. Когда ребенок станет старше, вы сможете применять уже черно-белые варианты изображений.
  5. Меняйте темы занятий, для того чтобы у ребенка не пропал интерес, чтобы он был всегда включенным в занятие. На одном занятии можно заучить стихотворение, на другом — рассказать сказку, на третьем — познакомиться с животными жарких стран.
  6. Занимайтесь всегда только в хорошем настроении и бодром расположении духа. Ведь когда ребенок не настроен на работу, занятия не оказывают положительного эффекта. Если ребенок капризничает, не нужно его уговаривать или заставлять, потому что при этом формируется негативное отношение именно к процессу обучения.
  7. Дети-дошкольники — это дети-фантазеры, дети-изобретатели, их ведущая деятельность — это игра. Поэтому занятия должны проходить в игровой форме, для того чтобы ребенок с удовольствием воспринимал и запоминал информацию. Если вы видите, что ребенок расстроен, предложите ему немного отдохнуть, а потом продолжить в любое другое удобное время.
  8. Мнемотаблица помогает ребенку визуально и аудиально запомнить изображение и соотнести картинку и слово. Для того чтобы ваши занятия проходили в благоприятной атмосфере, чтобы ребенку было комфортно, можно подобрать картинки из журналов, из старых раскрасок, альбомов. Также можно найти в интернете уже готовые мнемотаблицы.
  9. Помните, что ваши включенность, интерес и внимание помогут ребенку лучше запоминать и быть увереным в себе и своих силах.

Примеры для занятий

По весне набухли почки

И проклюнулись листочки.

Посмотри на ветки клена,

Сколько носиков зеленых!

Можно использовать мнемотаблицы для запоминания и пересказа сказок. Попробуйте вместе порассуждать и нарисовать этапы сказки. Возьмите сначала простые сказки, такие как «Курочка Ряба», «Колобок».

Полезно всем

Привлекайте к занятиям с мнемотаблицами всех членов семьи — и маленьких, и старших. Упражнения для тренировки памяти пригодятся в любом возрасте. Мнемонические техники полезны для профилактики и борьбы с когнитивными нарушениями в работе мозга, они — отличное средство профилактики таких заболеваний, как рассеянный склероз и болезнь Альцгеймера. Так что совместное запоминание и рассказывание увлекательных историй, сказок и т. п. может стать не только интересной, но и полезной семейной традицией.

Поделиться в соцсетях