background picturebackground picture

Мифы о приемных детях: здоровье, наследственность и другие проблемы

Родители

739

Психолог благотворительного фонда «Измени одну жизнь» Елена Мачинская объясняет, насколько обоснованны родительские страхи

На взрослых, которые решают взять ребенка под опеку или усыновить, обычно обрушивается поток информации по этой теме. В этом потоке наряду с полезными сведениями непременно встречаются распространенные «мифы» о детях-сиротах, которые могут смутить будущих приемных родителей. Эти же мифы часто повторяют неспециалисты в ходе общественных дискуссий. Мы попросили прокомментировать некоторые из них Елену Мачинскую, психолога благотворительного фонда «Измени одну жизнь» и маму четверых детей, трое из которых — приемные.

Миф 1. У детей в детских домах — плохая наследственность

Необыкновенная популярность разговоров про успехи генетики, наследственность и собственную родословную иногда имеет неожиданные отрицательные последствия. Правда ли, что дети с хорошими генами не попадают в детдома? Можно ли взять оттуда ребенка, у которого не будет проблем с наследственностью? Вопрос, который волнует многих потенциальных приемных родителей и просто сочувствующих.

«Что первично — генетика или среда воспитания? — задается вопросом Елена Мачинская. — Что-то, действительно, передается по наследству: предрасположенность к интеллектуальному труду, свойства характера и особенности поведения. Но ученые давно уже показали: личность в значительной степени формируется под воздействием среды и воспитания. Именно среда оказывает влияние на любого ребенка, в том числе приемного, существенное влияние. Среда может усиливать или сглаживать генетические факторы».

Чтобы доказать влияние среды на развитие, генетики проводили специальный эксперимент на крысах. Сначала они разделили их на «умных» и «глупых» по тому, насколько хорошо животные справлялись с заданиями в сложном лабиринте. Позже по такому же принципу разделили их потомство. Эксперимент продолжался до 22-го крысиного поколения — и ученые заметили, что «умные» чаще рождали «умное» потомство, а «глупые» — «глупое». То есть сначала казалось, что гены, наследственность имеет решающее значение.

Позже «глупых» крыс из последнего поколения поместили в обогащенную среду, стали всячески их развивать, «обучать». «Умными» же совсем не занимались. После этого всем животным предложили задание в лабиринте. «Глупые» показали такой же результат, как «умные», — а по некоторым параметрам даже вырвались вперед. Елена считает, что с детьми ситуация во многом такая же:

«Граница между детьми, которые сначала воспитывались в детском доме, а затем попали в семьи, и детьми, выросшими в кровных семьях, постепенно стирается — это показывает практика».

Кроме того, не всегда у детей, которые оказались в детских домах, плохая наследственность. До сих пор науке неизвестен «ген преступника», «ген алкоголика» или «ген наркомана». Люди, которые страдают зависимостями и в силу разных причин оказываются не в состоянии заботиться о детях, могут быть носителями великолепных генетических данных. Их проблемы во многом обусловлены личным выбором и средой, в которой они оказались.

«Решающее значение для любого ребенка — и кровного, и приемного — имеет воспитание, способ взаимодействия с ним в семье, где он растет», — уверена Елена Мачинская.

Миф 2. В детских домах нет здоровых детей

«Это утверждение так или иначе пересекается с предыдущим мифом о генах. Само по себе ложное, оно срабатывает, когда у ребенка есть наследственное заболевание или заболевание, которое появилось, когда мать ребенка была беременна, например, из-за ее алкогольной или наркотической зависимости», — говорит Елена Мачинская. Однако ни то, ни другое не приговор.

Болезни могут проявиться и у детей в кровных семьях, более того, часто родители просто не могут точно знать, когда и чем болели их предки.

«Миф о поголовно нездоровых детях возникает в том числе из рассказов приемных родителей о том, что в медицинских историях детдомовцев очень много диагнозов, написанных через запятую. Однако практика показывает — многие из них, даже самые серьезные и пугающие, со временем могут быть сняты», — объясняет эксперт.

Гипердиагностика или, наоборот, недообследованность детей в системе детских домов, где каждому ребенку не может быть уделено столько внимания, сколько необходимо, — серьезная проблема, которая постепенно решается.

Миф 3. Как бы семья ни старалась, приемный ребенок все равно будет «с проблемами»

Утверждение «Как бы ты ни вкладывался в ребенка, все равно ничего хорошего из него вырастет» связано с первыми двумя мифами. Сложно сказать, на чем оно основано — может быть, на том, что в новостях о неприятных криминальных происшествиях часто делают упор на то, что «преступник» вырос в детском доме или был приемным ребенком.

«Практика показывает, что в приемных семьях вырастают вполне успешные люди, — говорит Елена Мачинская. — Они учатся не хуже своих сверстников, которых условно можно назвать „домашними“ детьми, многого в жизни достигают, создают свои семьи. В большинстве случаев приемные семьи компенсируют все трудности, которые ребенок мог перенести в раннем возрасте: насилие в кровной семье, отсутствие значимого взрослого в детском доме. При адекватной заботе и внимании дети восстанавливаются».

Конечно, что-то невозможно исправить — например, ущерб, который детской психике наносят тяжелые психологические травмы, физическое насилие. Но это, по мнению эксперта, относится ко всем детям, в том числе и к выросшим в кровных семьях.

«Что-то, чему взрослый может не придать значения, может травмировать ребенка на всю оставшуюся жизнь, привести к череде других проблем. Если ребенок травмирован, но есть среда, семья, где его принимают и с ним готовы работать, где будут его поддерживать и выслушивать, травма будет в той или иной мере скомпенсирована».

Миф 4. Лучше брать в семью младенцев или малышей, чем подростков

Принято считать, что маленькие дети ничего не помнят о своей прошлой жизни, поэтому их проще воспитать «под себя», быстрее адаптировать. В этом есть своя правда, но есть и неправда, говорит Елена Мачинская.

Малыши, действительно, чаще всего не помнят своего прошлого, но это не значит, что они не ощущали страха, боли, потерянности, нехватки взрослого человека рядом. Все эти потери, психологические увечья, которые превращаются в сиротские привычки, требуют от приемных родителей даже более длительной работы.

«У младенца очень быстро развивается мозг — и иногда фатальными для его будущего могут быть даже несколько дней, проведенные в отсутствие постоянной заботы значимого взрослого. Например, в тот момент, когда формируется участок, отвечающий за привязанность, малыш попадает в дом малютки и вынужден лежать в кроватке совсем один. Это может стать травмой на всю жизнь — и ребенок с трудом научится строить отношения с близкими людьми».

Бывает наоборот: кто-то из приемных родителей берет детей старшего возраста, потому что считается, что к этому времени все наследственные болезни уже должны были проявиться и волноваться теперь не о чем. На самом деле это тоже большое заблуждение — любая болезнь может начаться у любого ребенка — и приемного, и кровного, — когда угодно, от этого не может быть страховки.

«Единственное, что может избавить от тревоги за приемного ребенка, — это стремление принять его со всеми его особенностями, с его прошлым, которое он помнит или не помнит, со всеми его травмами, — считает психолог. — И стараться дать ему заботу и внимание, которые нужны, без сомнения, каждому ребенку».

Как освободиться от власти мифов

Если ваше желание взять ребенка из детского дома в свою семью велико и вам важно разобраться в этом вопросе, есть по крайней мере два пути.

1. Читайте книги и специальные порталы, посвященные сиротам. По мере того как вы будете погружаться в тему, большинство стереотипов отпадет, а ваше решение станет более осознанным.

2. Сейчас в России будущие приемные родители по закону обязаны пройти обучение в школе приемных родителей. Даже если вы не уверены до конца, что хотите усыновить или взять под опеку ребенка, стоит записаться в такую школу по месту жительства — и задать все волнующие вопросы специалистам по семейному устройству. Учеба в ШПР не накладывает на вас обязательство непременно стать приемным родителем, но поможет разобраться в себе и своих намерениях более детально.

Поделиться в соцсетях