Как разобраться в финансовых отношениях между поколениями
Поддержка деньгами уже выросшего ребенка — явление довольно распространенное. Причем далеко не всегда можно сразу определить, кому такая помощь необходима больше — тому, кто дает, или тому, кто принимает. О том, как узнать, что лежит в основе этого и нужно ли что-то менять в сложившейся ситуации, рассказывает аналитический психотерапевт, клинический психолог Анна Бородкина.
Мальчик или муж?
«Согласно пересмотру возрастной классификации ВОЗ, в наши дни до 25 лет человек считается ребенком (для сравнения: в начале Великой Отечественной войны детство длилось до 14 лет, в 1960-е годы — до 16 лет), — сообщает Анна Бородкина. — Период молодости в рамках глобальных изменений теперь наступает в 25 лет и длится до 44». Могут ли подобные изменения укреплять желание родителей продолжать оказывать материальную поддержку совершеннолетним детям, достигшим физической, биологической и психологической зрелости?
Зов предков или опасный сигнал?
С одной стороны, желание материальной помощи от родителей к детям можно рассматривать как отголосок коллективного образа жизни, который в эпоху тотальной индивидуализации продолжает бессознательно связывать нас с поколениями, жившими деревенской общиной, где взаимовыручка и поддержка рассматривались как естественное взаимодействие в рамках семейной структуры.
С другой — желание родителя оказывать регулярную финансовую помощь взрослому сыну или дочери может сигнализировать о нарушении здоровых взаимоотношений между взрослым и ребенком. К сожалению, в современных реалиях в большинстве случаев сегодня финансовая помощь родителей продолжает существовать.
Заглянуть в себя
Желание матери или отца постоянно оказывать финансовую помощь своему ребенку может иметь под собой как видимые, очевидные, так и скрытые, глубинные причины. Для того чтобы избавиться от такой материальной зависимости, необходимо проанализировать свое состояние и попытаться понять, что лежит в основе потребности материально поддерживать взрослых детей.
Видимые причины
- Страх одиночества. Страх лишиться любви ребенка.
- Чувство собственной ненужности.
- Естественные возрастные изменения.
- Потеря ценности и смысла собственной жизни.
- Чувство вины перед ребенком.
- Формирование финансовой зависимости как продолжение ранее выстроенных зависимых отношений между ребенком и родителем.
- Бессознательное желание родителя зависимости от ребенка как препятствие психологическому взрослению ребенка и, как следствие, естественному процессу сепарации от родителя.
Глубинные причины
- Неосознанное желание родителя контролировать жизнь ребенка: продолжать присутствовать в жизни взрослого ребенка, оказывать влияние на решения и выбор, подпитывая собственное право голоса материальным участием.
Желание контроля есть не что иное, как сигнал о серьезном чувстве страха и сильной тревоги родителя, и говорит о том, что родитель не готов отпустить ребенка во взрослую жизнь, чтобы тот научился опираться на собственные силы.
- Укрепление чувства собственной значимости: желание родителя продолжать оставаться нужным, тем «большим» взрослым, кто всегда знает, как лучше.
Подкрепляя чувство собственной значимости через финансовые вливания, родитель бессознательно «покупает» себе возможность проживать не собственную жизнь, ища и находя в ней новые смыслы, преодолевая возрастные кризисы, да и просто занимаясь самим собой, но проживать чужую жизнь — жизнь взрослых детей, которые больше не нуждаются в постоянном присутствии родителя, потому что готовы решать трудности взрослой жизни самостоятельно.
- Желание оставаться «хорошим» родителем (или, наконец, стать им), заслужить любовь, «купить» право на последний стакан воды.
- Скрытое желание родителя доказать самому себе и окружающим, что он может быть хорошей матерью или хорошим отцом, разделяя со взрослым ребенком финансовые обязательства.
- Стремление к компенсации несформированной эмоциональной близости с ребенком в раннем детстве, где забота и любовь выражались в материальном проявлении.
- Навязываемая финансовая помощь родителя как возможность заслужить у ребенка право на заботу и уход в более позднем возрасте.
Пути решения
1. Осознать, что ребенок вырос и больше не нуждается в присутствии родителя на постоянной основе, в том числе материальной. Способность нести материальную ответственность, зарабатывать согласно потребностям, преодолевать финансовые трудности самостоятельно — показатели зрелой личности. Стать взрослым — значит обрести независимость, в том числе финансовую, но право на независимость и взросление дает родитель.
2. Дать ребенку право на ошибку, неверные финансовые решения. Невозможно научиться ездить на велосипеде, ни разу не упав и не разбив коленки. Сколько бы лет ни было ребенку, у него есть право поступать с собственными деньгами так, как он считает нужным. Даже если родителям так не кажется. Ребенок взрослеет в процессе приобретения жизненного опыта, в том числе негативного.
3. Оказывать финансовую помощь по запросу и на определенных условиях. В жизни бывают разные непредвиденные ситуации, застраховать себя на будущее, к сожалению, никому не под силу. Ребенок может обратиться за финансовой поддержкой к родителю, а родитель, в свою очередь, должен определить для себя, готов ли он помочь и есть ли сейчас такая возможность.
4. Вложение в будущее рода. Использовать материальные средства для благополучного существования и продолжения рода. Например, родители совместно с детьми могут договориться о приобретении недвижимости — не с целью решить за детей вопрос отдельного проживания, но, например, с целью сделать ценное вложение и оставить память о себе (например, принять финансовое участие в постройке дома, который будет переходить будущим поколениям). Финансовая помощь взрослым детям может быть приурочена к праздникам и личным датам или направлена на приумножение и сохранение нематериальных ценностей, например, на получение новых знаний.
Если выяснить причину и разобраться в происходящем не получается самостоятельно, всегда можно обратиться за помощью к психологу, который поможет исправить положение и решить проблему.