background picturebackground picture

“Мама, поговори со мной!”

Раннее детство

Дошкольники

Цифровая среда

346

Как влияют гаджеты на развитие речи ребенка

Современные дети в большинстве своем слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они заняты просмотром программ, которые не требуют их ответа. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран. Об опасностях отсутствия живого общения и о способах их предотвращения рассказывает учитель-логопед Службы БУ ВО «Череповецкий центр ППМСП» Елена Макарцева.

Причины и следствия

Цифровизация и информационные технологии плотно вошли в жизнь современного человека. Сейчас уже невозможно представить себе существование людей без планшетов, смартфонов, компьютеров, телевизоров. Причем современными гаджетами в наши дни пользуются не только взрослые, но и совсем маленькие дети.

Как и зачем устройства с экраном попадают в руки малышей? Конечно, им их дают родители. Цели взрослых при этом могут быть разными.

  • Одни папы и мамы видят в гаджетах средство развития ребенка.
  • Многие предлагают сыну или дочери смартфон в критические моменты для прекращения плача, капризов и истерик.
  • Часто планшет или телефон помогает справиться с нетерпением во время долгого сидения в очередях (например, в поликлинике).
  • Бывают случаи, когда родители, давая гаджет малышу, пытаются высвободить немного времени для себя.

В некоторых семьях светящийся экран цифрового устройства заменяет ребенку и сказки, и колыбельные песни, и разговоры перед сном с самого раннего возраста, буквально с того момента, как младенец научается самостоятельно сидеть.

У современных детей время, проведенное в цифровом пространстве, намного превышает время живого общения со взрослыми.

Во многих случаях такая занятость вполне устраивает и маленьких, и взрослых. Ребенок не дергает родителей, ничего не требует, не пристает с вопросами и просьбами, не хулиганит — и в то же время сам получает новые впечатления и знания. Так ли это на самом деле?

В чем опасность?

На первый взгляд, картинка сидящего перед экраном сосредоточенного малыша кажется безобидной. Но если оставить этот процесс без контроля, он может привести к негативным последствиям, так как подобное времяпрепровождение таит в себе серьезные опасности.

Проблемы с речевым развитием

В первую очередь это отставание в развитии речи. Несмотря на то, что ребенок, сидящий у телевизора, постоянно слышит речь, исходящую с экрана, это никак его не развивает. Огромная разница заключается в том, кто с малышом говорит — его близкий взрослый или персонаж видеоролика.

Речь — это не просто копирование и запоминание звуков, слов и речевых конструкций. Маленький ребенок может овладеть речью только в непосредственном живом общении, когда он включен в диалог и в процесс коммуникации.

Для того чтобы ребенок заговорил, необходимо, чтобы речь была связана с его конкретными практическими действиями, с его реальными впечатлениями. Без живого общения со взрослым это невозможно.

Трудности в освоении навыков коммуникации

Если у ребенка нет живого собеседника, ему будет сложно научиться эффективному общению, для которого необходимо уметь взаимодействовать с другим ребенком или взрослым, слышать собеседника и формулировать свои мысли, распознавать реакцию окружающих и адекватно реагировать на действия и высказывания других.

Отсутствие обратной связи

Односторонняя экранная речь, которая непосредственно к ребенку не обращена и не требует от него ответа, остается «пустым звуком». Она не затрагивает чувств ребенка, не побуждает к действию и не способствует формированию каких-либо образов.

Такая речь не осмысляется ребенком и не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняться криками или жестами.

Нежелание общаться

Помимо этого, у малышей, много и долго сидящих в гаджетах, замечено снижение фантазии и творческой активности. Они не хотят и не могут занимать себя самостоятельно, ведь для этого надо применить воображение и изобретательность, а в этом нет необходимости, если рядом планшет или смартфон.

Отсутствие желания создать собственный воображаемый мир сказывается и на желании общаться с другими детьми. Строить взаимоотношения со сверстниками и общаться с ними становится неинтересно.

Неумение выстроить причинно-следственные связи

В дальнейшем у многих детей возникают проблемы с восприятием устной и письменной информации. Они плохо понимают, запоминают и связывают в единую логическую цепочку сведения на слух. Слышимая речь не вызывает у таких детей образов и устойчивых впечатлений.

По этой же причине им трудно читать: они могут понять текст в целом, только если он состоит из коротких предложений. Но и те плохо удерживаются в памяти, не складываясь в целостную картину. Это, кстати, одна из причин, по которой дети не хотят читать: им становится скучно и неинтересно.

Найти золотую середину

Приучить ребенка к гаджету не стоит никаких усилий. Достаточно несколько раз оставить его с планшетом или смартфоном на неограниченное время. Ребенок получает развлечение, а взрослые — свободное время. А с соблазном очень трудно справиться.

Одни родители не следят за тем, сколько времени их ребенок провел в виртуальном пространстве, другие контролируют каждую минуту и жестко регламентируют время. Главное — понять и принять тот факт, что исключить цифровые устройства из жизни полностью не удастся. Подобная борьба невозможна и бессмысленна. Но этого и не требуется. Важно реально взглянуть на ситуацию и найти оптимальный выход.

В раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребенка только складывается, экран несет в себе серьезную опасность.

  • Просмотр мультиков для самых маленьких детей должен быть строго регламентирован. При этом родителям смотреть мультики лучше вместе с ребенком, для того чтобы помочь ему осознать происходящее на экране.
  • Для того чтобы мультфильм стал полезным для ребенка, в процессе просмотра его надо комментировать (например, подсказать ребенку, хороший поступок совершил герой или нет).
  • После просмотра мультфильма желательно предложить ребенку проиграть увиденный сюжет. Это будет необходимая для развития сюжетно-ролевая игра. Кроме того, живое общение родителей с ребенком поможет установлению доверительных отношений.
  • Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребенок освоил традиционные виды детской деятельности — рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное — не раньше, чем он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.).
  • Использовать игры, направленные на развитие познавательных процессов и получение новых знаний.

Есть компьютерные игры и приложения, которые действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Кроме того, существуют приложения для всей семьи: игры, в которые можно играть всем вместе, независимо от возраста, органайзеры, позволяющие создавать простые семейные календари и общие списки дел, ежедневники, в которых можно не просто писать заметки для каждого члена семьи, но и составлять списки покупок, планировать праздники, записывать новые рецепты.

Самое главное и в то же время самое сложное — найти ту середину, которая устроила бы всех. Заключаться она должна в определенном балансе между виртуальным и реальным общением. Ничто не может заменить ребенку прогулку с родителями, поход в парк или совместное чтение интересной книги. А потом можно вместе поиграть в компьютерную игру или посмотреть мультфильм.

Не нужно полностью ограждать детей от гаджетов и запрещать пользоваться ими. Важно уделять внимание ребенку, доносить до него значение настоящих ценностей — семьи, дружбы, общения. А гаджеты должны быть только помощниками. Тогда никаких проблем с ними в семье не возникнет.

Поделиться в соцсетях