background picturebackground picture

„Мама, мне страшно!“

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

95

Происхождение страха, причины его возникновения

Кому не знакомо это состояние — страх! Когда что-то вдруг нахлынет, сожмет, парализует все чувства и ощущения и надолго трансформируется в стойкое ощущение беспокойства и тревоги, которое будет преследовать и днем, и в ночных кошмарах. Интенсивный страх — это очень опасная эмоция!

Проблема страха актуальна сегодня и будет ей оставаться, пока существует человек: в нем самом и вместе с ним будет существовать и страх. Поэтому важно изучать страхи, чтобы жить с ними и преодолевать их, так как страхи неизбежные спутники любой высокоорганизованной жизни. Мы попросили Нину Чупракову, психолога, психотерапевта, старшего преподавателя кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ, рассказать о том, как проявляются детские страхи, являются ли они нормой и как помочь детям их преодолеть.

Детские страхи и причины их появления

Исследования проблемы страха уходят в глубокое прошлое, к попыткам осмысления людьми своего предназначения. Практически все философы и философские школы древности (Эпикур, Платон, Аристотель и другие) изучали и рассматривали страх и считали его фактором, влияющим на развитие человеческой цивилизации. Многие мудрецы прошлого и современные ученые считали и считают, что страх — это болезнь и ее надо лечить. Психологи трактуют страх как отрицательную эмоцию, которая обнаруживает себя, когда возникает реальная или мнимая опасность, угроза безопасности жизнедеятельности человека или его ценностям и идеалам.

Наиболее разрушающее воздействие страхи имеют на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ребенок, которого преследуют всевозможные страхи, растет тревожным, неуверенным в себе, часто болеющим. Это влияет на его общее психическое и интеллектуальное развитие. Таким детям бывает сложно учиться, взаимодействовать со сверстниками, жить полноценной жизнью.

Страхи могут возникать по разным причинам, в большей степени это связано с индивидуальными и личностными особенностями детей, их родителей, межличностными семейными отношениями. Безусловно, на возникновение детских страхов влияют и внешние факторы: общий тревожный фон общества, частые стихийные бедствия, катастрофы, террористические акты, большой поток негативно пугающей информации из СМИ и т. д. Все это способствует тому, чтобы возрастные проходящие страхи зафиксировались у детей и переросли в невротические и фобические, что, конечно, усложняет работу с ними.

Что такое возрастные детские страхи и нужно ли с ними что-то делать?

Многие ученые, изучая проблему страха, особенно у детей (например, А.И. Захаров), отмечают, что в определенные возрастные периоды у детей появляются всевозможные страхи. Например, маленький ребенок вдруг начинает:

  • бояться незнакомых людей или животных;
  • пугаться воды и плакать, когда его умывают или купают;
  • опасаться высоты и закатываться криком, когда его поднимают на руках.

Нужно ли беспокоиться родителям и пытаться с этим что-то делать? Конечно, это приносит некоторое неудобство и беспокойство и ребенку в этот период, и значимым для детей взрослым. Но на самом деле слишком беспокоиться не стоит, так как это возрастные страхи, характерные для определенного возрастного периода, и они проходят. Такие страхи исчезают сами по себе, без особых осложнений, как только ребенок вступает в следующий возрастной период. Эти появляющиеся и исчезающие страхи как будто обучают, знакомят ребенка с возможными опасностями и тем самым запускают у детей такое природное свойство, как инстинкт самосохранения, что очень важно для безопасного устойчивого развития малыша и в целом его жизнедеятельности. Таким образом происходит социализация ребенка и адаптация его к окружающей жизни.

Но если в этот возрастной период доминирования какого-то страха происходит некая стрессовая ситуация для ребенка (очень сильно напугала собака; малыш упал с достаточно большой для него высоты, и рядом с ним не сразу оказались взрослые и не подхватили его; проснулся и находился неопределенное время один в темноте и т. д.), то данный возрастной страх может зафиксироваться в сознании ребенка и долгое время мучить его, создавать определенные неудобства и ему и окружающим его взрослым.

Как помочь ребенку?

Существует достаточно много различных способов преодоления и устранения детских страхов, но самый эффективный и безопасный — это игровая терапия. Язык игры понятен и привычен детям, игровая ситуация достаточно безопасна, располагает к общению и доверительным отношениям, что является значимым условием для работы с детскими страхами. Для решения проблемы следует обратиться к специалистам, детским психологам психологических и социальных центров, которые владеют игровыми технологиями, помогающими справиться с различными страхами у детей.

Можно ли пытаться справиться с детскими страхами самостоятельно?

На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ. Это зависит от степени испуга ребенка, от предрасположенности его к невротизации, а также и от длительности присутствия у него страха. Если была сильнейшая стрессовая ситуация или испуг, если у ребенка слабый тип нервной системы и предрасположенность к невротическим проявлениям, при этом он очень привязан к маме, то, скорее всего, страхи сами по себе не пройдут и нужна квалифицированная помощь специалистов. В таком случае показана игровая терапия. Игровые сеансы эффективно проводить вместе с родителями ребенка.

Но не менее эффективно могут проводить профилактику детских страхов и родители самостоятельно. Необходимо помнить, что если с ребенком играть в подвижные игры, народные игры, игры с мячом, игры-догонялки, игры со всевозможными предметами (скакалка, кегли, бадминтон, теннис и т. д.), давать возможность ребенку самостоятельно осваивать пространство и при этом позволять получать опыт неопасного падения, удара мячом или веточкой дерева, то все это станет отличной прививкой от возможных страхов.

Родителям стоит рассказывать детям сказки и истории, где с главным персонажем происходят разные испытания, и он все эти испытания преодолевает, справляется со всеми сказочными опасными заданиями.

Будет интересно и полезно еще и поиграть в такую историю. Например, инсценировать сказку «Колобок», где ребенок будет главным персонажем — колобком, который убегает от разных животных (зайца, волка, медведя, лисы и т. д.). Все это должно проходить весело, шумно, чтобы у детей было много положительных запоминающихся эмоций.

Можно играть несколько раз, изменяя сценарий и роли, чтобы ребенок побывал в разных образах. Все это укрепляет психологическую устойчивость детей, делает их более уверенными в себе, что является хорошей основой для того, чтобы страхи не могли завладеть ими, их сознанием и не причиняли им страдания и жизненные неудобства.

Конечно, в такие игры нужно играть, когда страх ребенком еще не завладел в полной мере, — в противном случае можно зафиксировать страх, и в дальнейшем сложнее будет его устранить.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях