background picturebackground picture

Ложечку за маму…

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Цифровая среда

129

Психолог о том, стоит ли беспокоиться, если ребенок плохо ест

Споры о еде хоть раз в жизни возникали в каждой семье. Бабушки и дедушки чаще всего уверены, что чем лучше ребенок ест, тем он здоровее. Мамы и папы в вопросах еды обычно более сдержанны, но всегда страшно переживают, если малыша трудно накормить. Но стоит ли вообще заставлять ребенка есть? Или он сам знает, сколько ему нужно? На вечный родительский вопрос сегодня ответила педагог-психолог высшей квалификационной категории Елена Севостьянова.

Мы разные

Отношения с едой у взрослых и детей отличаются кардинально. Ребенок обычно — это исследователь, который пробует новые вкусы, его больше интересует вид еды, форма, цвет. Именно поэтому большинство малышей относятся к еде настороженно, часто даже брезгливо. И подозрительность к новым, непонятным пока для него блюдам заложена природой.

Родителям важно не пытаться побороть эти особенности, а подстроиться под них.

Также многие дети не любят смешанные блюда. То есть отдельно мясо, картошку, огурцы и помидоры малыш съест с удовольствием, а в виде салата и жаркого есть не станет. Это тоже нормальное поведение, которое нужно учитывать при приготовлении еды.

«Вредная» еда: как можно позже

Изначально, когда у ребенка есть определенный набор продуктов на выбор, он сам может составить для себя определенный тип питания, и это питание будет сбалансированным и здоровым. Однако происходит это только до тех пор, пока родители не введут в рацион ребенка сладкое и фастфуд.

То есть от природы ребенок может быть в гармонии со своим телом и контролировать свое питание — есть только во время голода, а не ради удовольствия. Но как только появляются «неправильные» продукты, слишком привлекательные для малыша, все ломается.

С появлением сахара, быстрых углеводов в сознании переходит перестройка: поскольку эти продукты мало насыщают, ребенку нужна постоянная добавка.

Отсюда и смены настроения, капризность, утомляемость. Большинство специалистов рекомендуют вводить сладости в рацион ребенка как можно позже.

При этом у малыша вообще не должно быть соблазна: сложно будет удержаться, если родители сами едят сладкое и фастфуд, а ему не разрешают.

Главные задачи взрослых

Для того чтобы сформировать правильное питание у ребенка, взрослые должны соблюдать несколько важных правил.

Для начала нужно обеспечить малыша здоровой пищей — полезные продукты должны составлять основу рациона, всегда быть в доступе. Конечно, это не значит, что в доме вообще не должно быть ничего сладкого и «вредного». Слишком жесткие ограничения могут привести к срывам. Поэтому стоит придерживаться правила: «Иногда можно».

Еще одна задача родителей — привить детям здоровое отношение к еде.

Ребенок должен понимать, что есть нужно только тогда, когда ты голоден, а не когда «хочется чего-то вкусненького».

Поэтому лучше с самого раннего возраста наладить режим питания и есть в определенное время, чтобы чувство голода как бы подстраивалось к распорядку дня.

Прекращать есть, когда насытился, — также одно из важных правил. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка доедать, если он наелся. Обязательно стоит проговорить это со старшими родственниками, потому что такие установки часто приводят к нарушению пищевого поведения и ожирению.

Еда должна приносить удовольствие, наслаждение. Завтрак (обед, ужин) должен быть приятным семейным ритуалом, без гаджетов, телевизора и т. д. Будет здорово, если взрослые научат ребенка открывать для себя новые вкусы, пробовать новые блюда.

Чего делать нельзя

Каких типичных ошибок нужно избегать родителям?

  • Не следует настаивать на том, чтобы ребенок съел определенное блюдо или доел до конца. Важно, чтобы малыш научился прислушиваться к своим потребностям и удовлетворять их, а не ел просто потому, что настояла мама или бабушка.
  • Не нужно предлагать десерт ребенку в качестве вознаграждения. Распространенная манипуляция «Съешь суп, тогда получишь пирожное (мороженое, конфету)» может привести к нарушению пищевого поведения. Ребенку нужно понимать, что он ест не для того, чтобы получить сладкое, а для того, чтобы насытиться, приобрести необходимую энергию. И сладкое — это не приз, а такая же еда.
  • Не стоит хвалить ребенка за то, что он поел. Это то же самое, что хвалить его за другие процессы жизнедеятельности. Прием пищи — это нормальная потребность человека, а не особое достижение.
  • Специалисты не рекомендуют есть под телевизор или с гаджетами. За столом лучше пообщаться, провести время вместе. Подробнее об этом читайте в нашей статье.
  • Еще одно важное правило: не готовить большое количество блюд. Лучше всего заранее обсудить со всеми членами семьи, что бы они хотели на обед и ужин. И дальше уже отталкиваться от того, голоден ребенок или нет. Если ребенок привередничает и хочет какое-то определенное блюдо, вполне вероятно, что он просто не хочет есть. Конечно, стоит учитывать предпочтения, аллергию и т. д., но каждый день готовить для каждого члена семьи свое блюдо просто нерационально и отнимает много сил и времени.
  • Не нужно вешать на ребенка ярлыки типа «привереда», «малоежка» и т. п. Это будет означать только то, что вы согласны с этой ролью и готовы ее принимать.
  • Еда не должна быть предметом для споров и разногласий в семье. Не ставьте прием пищи во главу угла, не стоит все время это обсуждать, придумывать новые способы накормить ребенка, ругаться с бабушками или друг с другом. В вашей семье должны быть единые правила, которые нужно соблюдать всем.

Что же делать, если ребенок мало ест?

Для начала взрослым нужно признать чувства и состояние ребенка. Дайте ему право не есть какой-то определенный продукт или несколько продуктов. Не заставляйте: насилие только приведет к обратному эффекту. Точно так же не нужно заставлять есть, если ребенок не хочет. Дайте возможность дождаться чувства голода.

Предложите ребенку выбор: дайте ему пустую тарелку и ложку. Пусть он сам положит себе столько, сколько он хочет. Даже очень маленький ребенок способен сам регулировать размер своей порции. И кладите добавку только в том случае, если сам попросит.

Сладости и «вредности» не должны быть на виду. Уберите подальше конфеты, пирожные, чипсы и сухарики.

В зоне доступа должны быть полезные продукты, а сладкое можно давать ребенку иногда, как десерт.

Обязательно привлекайте ребенка к приготовлению еды. Позвольте самому придумать свой салат и сделать его. Вместе планируйте, что приготовить на обед или ужин, составляйте список для похода в магазин. Еда должна быть не только вкусной, но и очень интересной для малыша.

Подключайте воображение, вместе украсьте привычный салат или второе блюдо, придумайте интересную историю о его создании. Например, это не обычное пюре с котлетой, а волшебное блюдо, которое прибыло из космоса и поможет стать выше сразу на несколько сантиметров.

Понять, что ребенок действительно ест мало, родитель может по нескольким показателям. Это общее состояние ребенка, его вес, рост, самочувствие. Если малыш соответствует нормам и стандартам, активен, бодр, чувствует себя хорошо, то, значит, еды ему вполне достаточно.

В норме ребенок может есть набор в среднем из двадцати разных продуктов и отказываться от некоторых из них. Но если малыш ест только 4–5 продуктов (только картошку или только макароны), а от остальных отказывается, на это стоит обратить внимание. В случае если родители заметили признаки нарушения пищевого поведения у ребенка, недостаток веса, роста и т. д., стоит обратиться к педиатру, гастроэнтерологу и детскому психиатру.

Книги и мультфильмы, которые помогут сформировать привычку к правильному питанию

Для того чтобы помочь ребенку развить правильные пищевые привычки, заинтересовать полезной едой, вместе почитайте интересные книги и посмотрите мультфильмы.

Кэти Дейнс «Вопросы и ответы о еде» (6+)

Это яркое издание с окошками, в каждом из которых интересный и познавательный факт о еде.

Тьерри Маркс «Энциклопедия здорового аппетита» (7+)

В этой книге вы найдете ответы на самые неожиданные вопросы ребенка о питании.

Сигне Дарпиниан «Ты красивее, чем тебе кажется» (16+)

В этой книге подростки смогут найти информацию не только о здоровом питании, но и о том, как понять и принять себя и свое меняющееся тело.

Вместе с детьми разных возрастов можно посмотреть веселую передачу «Вкусные истории» — о приключениях разных продуктов, а потом по рецепту из видео приготовить вкусное блюдо.

Малышам и младшим школьникам очень нравятся серии Фиксиков «Витамины» и Смешариков «Исправительное питание».

Правильные и здоровые отношения с едой складываются у ребенка с самого раннего детства. Очень важно, чтобы родители давали верные ориентиры, сами были примером. Еда в семье не должна быть культом, самым главным акцентом, предметом споров. Давайте ребенку, даже самому маленькому, возможность выбора и научите прислушиваться к своему организму. И тогда формирование правильных пищевых привычек не станет проблемой.

Материал подготовлен при содействии Центра родительской компетентности ВГПУ.

Поделиться в соцсетях