background picturebackground picture

Логопедическая помощь детям с трудностями в обучении

Дошкольники

Школьники

Особые дети

112

Что нужно знать родителям

Для каждого возраста существует своя норма речевого развития. Поэтому родителям необходимо не пренебрегать этими нормами, не отговариваться, что ребенок вырастет и сам научится правильно говорить, а своевременно и чем раньше, тем лучше начинать заниматься с детьми самим и обращаться за помощью к логопедам. Ведь речевое развитие ребенка — сложный и длительный процесс. Какую помощь может оказать учитель-логопед детям с трудностями в обучении? От чего зависит успешность логопедической помощи? На эти вопросы мы попросили ответить Татьяну Сунько, кандидата педагогических наук, доцента кафедры «Специальное (дефектологическое) образование» факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ.

Логопедическая помощь: от чего зависит результат

Поскольку логопедическая помощь опирается на средства обучения, воспитания, коррекции, компенсации, адаптации, профилактики речевых нарушений, то успешность логопедического воздействия будет обусловлена степенью выраженности нарушения, возрастом, соматическим состоянием, особенностями психики, особенностями эмоциональной и волевой сфер, влиянием микросоциального окружения, сроками и продолжительностью логопедической работы, возможностью использования комплексного воздействия.

Поэтому организация логопедической помощи предусматривает, с одной стороны, планомерность, поэтапность, целенаправленность деятельности учителя-логопеда, в которой реализуются коррекционные, профилактические, образовательные и воспитательные задачи, а с другой — деятельность самого ребенка, его родителей (законных представителей), других специалистов.

При последовательном решении всех этих задач средствами логопедического воздействия, у детей с трудностями обучения происходит накопление обобщений ранее полученного жизненного опыта, развитие познавательных способностей, активизация умственной деятельности, формирование социальной языковой личности.

К внешней стороне логопедической помощи можно отнести изложение материала логопедом, указания к предлагаемым заданиям, восприятие детьми излагаемого материала, ответы на вопросы, выполнение заданий и инструкций.

К внутренней стороне — овладение детьми знаниями, умениями, навыками, компетенциями, развитие связной монологической контекстной речи, становление социальной языковой личности.

На что направлены занятия с детьми

Логопедическая помощь детям с трудностями в обучении реализуется по таким основным направлениям, как:

  • развитие понимания речи;
  • развитие правильного произношения звуков русского языка;
  • обучение связной монологической речи по правилам литературного языка.

Объясним сначала, что такое понимание речи.

Понимание речи — это сложный когнитивный процесс, направленный на восприятие, усвоение, накопление звуков, слов, фраз в их сочетаниях и комбинациях.

Развитие понимания речи реализуется посредством:

  • наблюдения и осмысливания предметов, явлений окружающего мира для расширения ощущений, восприятия, представлений, закрепляющихся в памяти;
  • формирования обобщающих понятий;
  • усвоения средств словообразования, словоизменения, предложно-падежных конструкций;
  • использования распространенных простых и сложных синтаксических конструкций.

Далее под правильным произношением всех звуков русского языка понимаем верное использование всех средств языка в речемыслительной деятельности. А развитие фонематического восприятия, закрепление произнесения слов различной звуковой и слоговой структуры, контроль за внятностью и выразительностью речи, усвоение звукового анализа и синтеза послужат базовой основой, необходимой в процессе обучения чтению, письму, коммуникативному взаимодействию.

Под связной монологической речью понимаем речь контекстную, тождественную тексту, построенную по правилам литературного языка.

Обучение связной монологической контекстной речи по правилам литературного языка выстраивается:

  • при использовании различных простых и сложных распространенных предложений, связанных между собой лексическими, грамматическими и лексико-грамматическими средствами связи, в рассказе об увиденном, услышанном, прочитанном и т. д.;
  • при соблюдении логической последовательности пересказа по содержанию сюжетных картин и их серий;
  • при составлении описательного, повествовательного рассказов, рассказов-рассуждений, написании сочинений на произвольные темы.

Таким образом, логопедическая помощь детям с трудностями в обучении опирается на зрительные, слуховые ощущения, восприятие объектов окружающей действительности, на временные, пространственные, количественные, смысловые представления об объектах, явлениях, событиях, закрепленных в памяти языковой личности ребенка.

И если слуховое и зрительное восприятие фонем и букв нарушается, то возможно возникновение стойких специфических ошибок в процессе чтения и письма. При этом следует уделять внимание фонематическим дифференциациям, существующим в языке на основе противопоставлений по глухости и звонкости, по твердости и мягкости, по краткости и длительности и др., поскольку различение фонем позволяет запомнить все признаки звуков и отличать одно слово от другого.

Вместе с тем одна буква при чтении может ассоциативно связаться не с той фонемой, а сам процесс чтения — происходить без осмысления. В этом случае следует развивать буквенное зрение. Однако правильное прочтение и написание буквы может полностью не решить проблемы. Помимо знания букв, необходимо уметь видеть слово целиком, одномоментно.

При несоблюдении правил русского языка на письме, необходимо развивать «чувство языка» на родственные слова, уточнять понятийную сторону слова.

С учетом направленности логопедической помощи детям с трудностями в обучении полезными будут следующие упражнения:

  • повторение, прочитывание слогов, слов различной слоговой структуры;
  • прочитывание предложений с делением слов на слоги и равномерным произношением их в орфографическом варианте (так, как они пишутся);
  • восстановление деформированных предложений, небольших текстов;
  • письмо под диктовку;
  • самостоятельная связная монологическая контекстная речь о прочитанном, услышанном, увиденном, выстроенная по правилам литературного языка, со зрительной опорой на сюжетные картины, их серии, а также без зрительной опоры, в специально созданных учебно-коммуникативных ситуациях.

Также следует помнить о том, что необходимо:

  • вводить в память детей с трудностями в обучении все фонетические, морфологические, лексические, синтаксические средства языка;
  • использовать эти языковые средства наилучшим образом в процессе речемыслительной деятельности;
  • воспитывать внимание к чужой и собственной связной монологической контекстной речи в процессе воспитания, обучения;
  • устанавливать смысловые и языковые правила построения текстов.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях