background picturebackground picture

Кто спортом занимается, тот силы набирается

Дошкольники

Школьники

Подростки

194

Как выбрать спортивного наставника для ребенка

В соответствии с государственным планом, к 2030 году количество детей, занимающихся физической культурой и спортом, должно достичь 90%. Пока же реальность от замыслов существенно отличается: 54% детей не посещают никаких спортивных секций, а 42% детей бросают спорт из-за тренера. О том, как найти «того самого» тренера, к кому хочется пойти и который сможет удержать внимание и интерес ребенка, рассуждает подростковый психолог, тьютор и методолог проектов «ГЕРОИ» Анастасия Короб.

Главный ориентир

Каждый родитель хочет лучшего для своего ребенка, и выбор спортивного тренера — это решение, которое может существенно повлиять на развитие, физическое и психическое здоровье.

Независимо от того, занимается ли ваш ребенок спортом в качестве хобби или собирается делать спортивную карьеру, очень важно найти подходящего тренера.

Тренер — это не просто источник знаний о том, как правильно заниматься спортом. Он и наставник, направляющий ребенка в жизни, прививающий ему определенные ценности, и пример для подражания, который влияет на множество стратегий поведения: от разрешения конфликтов и преодоления трудностей до общения и самомотивации.

Наставник выступает ролевой моделью, но позволяет ребенку раскрыть индивидуальность в заданной системе координат.

В нашей статье речь пойдет в первую очередь о тренерах-наставниках, с которыми дети занимаются в рамках дополнительного образования. Тренеры, которые готовят детей к спортивной карьере, имеют другой психолого-педагогический профиль.

Как выбрать спортивного тренера?

В первую очередь важно учитывать подход педагога к обучению.

Ищите тренера, который ценит личностный рост и удовольствие от роста над собой выше спортивных достижений. Если ваш ребенок участвует в соревнованиях ради развлечения и отдыха, а не ради профессиональной карьеры, перегрузки ничем не обоснованы.

Обращайтесь за рекомендациями к другим родителям, посещайте открытые спортивные мероприятия и пробные занятия. Посмотрите, что происходит в социальных сетях секции: большим плюсом будет наличие там психологически грамотных материалов.

Важно, чтобы тренер создавал задорную, позитивную, поддерживающую атмосферу, в которой каждый ребенок чувствует, что его ценят и поощряют.

Как ребенок должен чувствовать себя после занятия?

Ваш главный показатель — удовольствие ребенка. Удовольствие никак не связано с расслабленностью и тотальной легкостью. Наоборот, дети получают куда больший восторг от активной работы, напряжения, преодоления и достижений. Но это напряжение должно быть нормальным, не доходящим до нервного истощения.

Ребенок, который чувствует себя комфортно и безопасно (в первую очередь психологически) в спортивной секции, с большей вероятностью будет преуспевать и сохранять мотивацию к занятиям.

Спортивная среда должна быть инклюзивной, открытой и уважительной. Тренер играет жизненно важную роль в создании этой атмосферы. Ваш ребенок должен с нетерпением ждать возможности посещать тренировки, чувствовать себя в безопасности, выражая свои мысли и отношение к происходящему, и знать, что его усилия признаны и оценены.

Открытое общение между тренером, ребенком и родителями является ключом к тому, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и получал поддержку на протяжении всего своего спортивного пути.

Вопросы после первого или пробного занятия

Задайте их своему ребенку.

Какие приключения были сегодня? Что ты чувствовал, пока занимался?

Понимание эмоций ребенка может дать представление об уровне комфорта от общения с новым тренером и в конкретной учебно-спортивной среде.

Что тебе больше всего понравилось делать?

Определив, какие аспекты тренировки были особенно приятными, вы сможете понять интересы и мотивацию вашего ребенка. Эта информация поможет тренеру адаптировать будущие занятия к конкретным предпочтениям и стратегиям, делая процесс обучения более эффективным и увлекательным.

Было ли что-нибудь, что очень интересно, но непросто?

Во-первых, если все было на сто процентов легко, «легко так, что даже скучно», — это сигнал, что сформировать мотивацию, усидчивость и научиться достижению целей в этой секции не получится. Вопросы и пробелы должны оставаться, потому что их интересно закрывать. Знание же проблем, с которыми столкнулся ребенок, позволит уже вам определить потенциальные области для роста. Если решите остаться, то обсудите эти проблемы с тренером.

С кем-нибудь познакомился? Как там ребята?

Положительное социальное взаимодействие способствует созданию благоприятной среды для обучения. Если у вашего ребенка был позитивный опыт, значит в секции есть здоровая командная динамика, а тренер умеет поощрять командную работу и дух товарищества.

Что спросить у тренера?

Оценивая будущего тренера, учитывайте его компетенции, выходящие далеко за рамки технических навыков. Хороший тренер обладает терпением, эмпатией, харизмой и отличными коммуникативными навыками. Он понимает, что каждый ребенок уникален, и может попробовать несколько разных подходов к обучению и мотивации. Чтобы определить, подходит ли тренер вашему ребенку, задайте ему следующие вопросы.

  • У вас как у тренера есть своя философия?
  • Как вы справляетесь с проблемами и неудачами во время тренировок или соревнований?
  • А как вы мотивируете детей прикладывать все усилия?
  • Если вы видите, что ребенку тяжело, как вы поступите?
  • У вас есть командная работа или только индивидуальная?

Кроме того, попросите в секции сертификаты, спросите об опыте работы с детьми разных возрастных групп. Например, если у тренера есть большой опыт работы в детских лагерях, это свидетельствует о его умении работать с самыми разными характерами и в самых разнообразных условиях.

Поделиться в соцсетях