Развивающие игры для детей раннего возраста
Чем занять малыша, когда привычные игрушки ему наскучили? Поможет в этом обычный… холодильник! Логопед Галина Юрьевна Одинокова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики, рассказывает, в каких играх с малышом можно использовать магниты.
Познаем мир с помощью магнитов
Для игры-занятия понадобятся: магнитная доска или стенка холодильника, круглые (канцелярские) магниты разного цвета и размера. Можно в играх использовать и декоративные магниты (фигурки животных, машинки, фрукты и др.), привезенные родителями из путешествий. Еще понадобится маркер «для белой доски», цветные листы тонкого мягкого пластика (от папки для бумаги).
Магниты должны быть объемные, ведь пальчики малыша не отличаются силой и ловкостью. Не используйте мелкие магниты, чтобы ребенок не мог их проглотить.
Сам по себе круглый цветной магнит еще ничего не значит, он интересен ребенку только тем, что притягивается к металлической поверхности. Однако если мама скажет, прикрепляя магнит: «Огонек, еще огонек!», это приобретает совсем другое значение. В результате этих действий появляется смысл: «Мы делаем салют! Ура! Вот салют!»
Это и есть игра, в которой понарошку можно отобразить предметы, события, явления природы и повторить переживаемые эмоции и впечатления.
От простого к сложному
Первые игры, которыми можно заинтересовать ребенка, очень просты. При создании коллажных «картин» ребенок учится располагать предметы в произвольном порядке, хаотично, по всей металлической поверхности.
Важно отображать то, что малыш уже мог видеть раньше: салют, дождь, снег, шарики полетели, одуванчики распустились. Например, ребенок с удовольствием наблюдал за листопадом. Разноцветные листья, летящие по ветру, могут появиться на его картине, стоит только прикрепить круглые магниты красного, желтого и оранжевого цвета на холодильник. Мама комментирует: «Посмотри, какие листики! Ветер подул и листья полетели!»
Важно вовлечь ребенка в процесс прикрепления магнитов (пока вместе с мамой или папой) на предназначенную для этого поверхность и узнавать в совместной работе предметы и явления.
После игры мама спрашивает о том, как подул ветер, где листик желтый, красный , оранжевый. Мама помогает отвечать ребенку: делает паузы, хвалит за ответ.
Усложнение игр связано с тем, что магниты будут располагаться не произвольно, а в определенном месте. Это место можно обозначить цветным пятном, вырезанным силуэтом (например, елки) из тонкого пластика. Или место крепления магнитов может быть очерчено цветным маркером. В этом случае получится та же елка, только нарисованная.
«Новогодняя елка»
Необходимо взять зеленый лист тонкого мягкого пластика (от папки для бумаги формата А4) и вырезать силуэт елки. Цветную бумагу лучше не брать: бумажный силуэт не продержится долго, малыш быстро порвет его. Или можно силуэт елки нарисовать маркером. Новогоднюю пластиковую елочку приложите к поверхности холодильника и наряжайте ее разноцветными огоньками, круглыми или декоративными магнитами разного цвета. Верхушку можно украсить любым декоративным магнитом, который выберет ребенок, — например, с изображением звездочки, банта, сердца.
Как пробудить в ребенке самостоятельную активность в игре? Не на глазах у ребенка, а когда малыш спит, например, или гуляет, снимите с наряженной елки огоньки-магниты, оставьте на ней один, остальные прикрепите рядом с елкой. После этого обратите внимание ребенка: «Смотри! Елочка без огоньков. Один остался. Кто-то пришел и снял огоньки! Ой-ой! Что делать?» Скорее всего, малыш сам начнет крепить огоньки на елку. Если нет — помогите ему начать.
«Фруктовое дерево»
Из тонкого мягкого пластика (от папки для бумаги) зеленого или коричневого цвета вырежьте силуэт дерева (крона побольше, а ствол поменьше). Мама приставляет дерево к холодильнику или магнитной доске и крепит красный магнит: «Дерево. На нем яблоки растут. Красное яблоко. Еще яблоко». Теперь мама предлагает малышу крепить магниты-яблоки на дереве, каждое его действие сопровождает простыми словами: «Вот так», «Еще», «Да, так», «Вот яблочко», «Еще яблочко».
В конце игры получившуюся картину (яблоки на пластиковом силуэте дерева) перенесите чуть выше, вне доступа ребенка и скажите: «Давай оставим дерево, покажем другим (папе, бабушке…)».
В следующий раз попробуйте сделать с малышом «деревья» с «плодами» других цветов.
«Куст с ягодами»
Вспомните время, проведенное с ребенком на даче, когда у него была возможность видеть кусты и ягоды на них. Ягоды — в нашей игре это магниты, а куст — зеленый овал диаметром примерно 20–30 см, вырезанный из мягкого пластика. Магниты понадобятся одного цвета, например, красные (малина) или синие (голубика). Приложите зеленый овал к магнитной поверхности, скажите ребенку, что это куст, на котором растут ягоды. Прикрепляйте магниты вместе с малышом.
В другой раз зеленый овал может стать клумбой, а магниты разного цвета и размера — цветами. Когда крепите магниты, каждый раз свои действия сопровождайте словами: «Вот так. Да». Через время услышите, что ребенок будет подражать вам.
Игр с магнитами много не бывает
Во время игры разговаривайте с малышом. После — оставьте картину, чтобы ею полюбовались другие. В процессе игры можно познакомить ребенка с понятиями «большой» и «маленький», «один» и «много», «высоко» и «низко», а также с названиями цветов.
Приведенные примеры игр — это только начало. Присмотритесь к тому, что интересует ребенка, и проявите фантазию. Наблюдая за ребенком и за тем, что ему интересно, постепенно можно придумать и другие «игры на холодильнике» с помощью магнитов. Такие, в которых будут отражены любимые сюжеты ребенка, а также события из жизни, которые ему запомнились.
Фото: Коллекция/iStock