background picturebackground picture

Кохлеарная имплантация при нарушениях слуха

Особые дети

1

Продолжение беседы о том, как вернуть неслышащим детям мир звуков и речи

Кохлеарная имплантация — современный метод помощи людям с нарушениями слуха, при котором во внутреннее ухо вживляются электроды. Мы продолжаем серию публикаций об этом методе лечения вместе с сурдопедагогом, научным сотрудником лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха Института коррекционной педагогики РАО Марией Маркович.

«Перезапуск» естественного развития речи

Мы продолжаем начатый в предыдущей статье разговор о том, как после проведения малышу кохлеарной имплантации (далее — КИ) родители могут помочь ему научиться полноценно использовать свои новые слуховые возможности, овладеть речью. Сегодня поговорим подробнее о первоначальном этапе реабилитации после КИ и расскажем об одном из основных направлений работы — о развитии эмоционального взаимодействия ребенка с близкими.

Первоначальный период реабилитации ребенка с КИ после подключения речевого процессора крайне важен. Именно в это время начинают работать новые слуховые возможности малыша, когда при поддержке семьи и под руководством сурдопедагога он открывает для себя неизведанный звучащий мир, полный всевозможных интересных, но пока еще непонятных звуков и слов.

Успешное завершение первоначального этапа реабилитации — залог того, что имплант не превратится в более дорогой аналог слухового аппарата, а поможет ребенку максимально полно использовать обретенные слуховые возможности. И тогда после дальнейшей реабилитации малыш сможет приблизиться в слухоречевом развитии к уровню слышащих детей.

В первоначальный период реабилитации становится возможным перевести ребенка на путь естественного развития речи и коммуникации, иначе выстроить взаимодействие малыша со слышащим миром. Сурдопедагог и семья ребенка через систематическую индивидуальную работу помогают ему как бы вернуться назад во времени и еще раз, но теперь уже обладая новыми слуховыми возможностями, с самого начала прожить жизнь, ранее прожитую в условиях глухоты. Заново пережить все этапы развития слухового восприятия так, как проживает их слышащий ребенок первого года жизни.

Если этот путь пройден правильно и успешно, запускается естественное развитие слуха ребенка с КИ, так же как в естественных условиях запускается оно у слышащих малышей. Поэтому первоначальный этап также называют запускающим.

Когда на первый план выходит эмоциональное общение

Лучшие условия для успешного первоначального периода реабилитации — воспитание ребенка в семье, в окружении слышащих людей, в знакомой, комфортной для него обстановке, с упорядоченным режимом дня и обязательными систематическими занятиями с сурдопедагогом.

Особую значимость для успешной реабилитации ребенка с КИ имеют правильно выстроенные семейные взаимоотношения и взаимодействия, ведь бóльшую часть жизни малыш проводит дома, со своей семьей. Именно в семье родители могут создать ребенку эмоционально комфортную обстановку, которая необходима для перестройки его общения и взаимодействия со всеми близкими.

Они, в свою очередь, должны поверить в его новые возможности, не опускать руки перед трудностями. Важно научиться понимать ребенка в разных ситуациях общения, включаться в него и эмоционально поддерживать возникающее взаимодействие. Это позволит под руководством сурдопедагога терпеливо и упорно, маленькими шажками, осваивать одно из основных направлений работы на первоначальном этапе реабилитации — развитие эмоционального взаимодействия ребенка с близкими.

Становление и развитие взаимодействия близких взрослых с малышом с КИ в первоначальный период его реабилитации должно протекать по аналогии с тем, как в естественных условиях складывается взаимодействие с членами семьи у слышащего ребенка первого года жизни.

Активно используя красочные, привлекательные для ребенка, звучащие предметы и игрушки, взрослые производят с ними различные захватывающие игровые действия, каждое из которых эмоционально «оречевляют», придают им определенный смысл. Малыш, заражаясь яркими эмоциями близких, начинает эмоционально реагировать на игру: улыбается, заразительно смеется, проявляет интерес к взрослому, у него появляются и активизируются голосовые реакции.

Речь взрослого в игре и общении с ребенком с КИ должна звучать по-особенному: утрированно интонационно, мелодично, напевно, с ярко выраженными модуляциями голоса и их быстрой сменой, с намеренной сменой темпа речи с медленного на быстрый, со сменой громкости голоса — от шепота до нормальной разговорной громкости и выше (и наоборот) и т. д. При этом необходимо широко использовать естественные жесты, позы, эмоциональную живую мимику.

Выстраивать эмоциональный диалог с малышом родителям помогает сурдопедагог. На занятиях с ним и дома с семьей для ребенка организуются эмоционально насыщенные игры: потешки, пение взрослым различных коротких песенок, хороводы, разнообразные сюжетные игры с картинками и игрушками, игры-инсценировки детских сказок и стихов, интересных ребенку историй из жизни его и его близких и т. д. Крайне важно, чтобы и малыш, и члены его семьи получали удовольствие и радость от этих игр, от совместных эмоциональных переживаний.

Важно, чтобы эмоциональный диалог с ребенком с КИ осуществлялся в течение всего дня, в разных видах повседневной деятельности, а не только на занятиях и в ходе специально организованных игр.

Результатом эмоционального взаимодействия ребенка с близкими на первоначальном этапе реабилитации становится появление эмоционального отклика:

  1. малыш начинает пристально и заинтересованно следить за взрослым, предлагающим ему разнообразные интересные игры;
  1. активно выражает радость от предстоящего совместного времяпрепровождения;
  1. в ходе игры улыбается и весело, заразительно смеется;
  1. с готовностью участвует в игре, часто проявляет инициативу и стремится взять на себя роль ведущего;
  1. интонированно и выразительно, подражая взрослому, воспроизводит различные звуки;
  2. сопровождает деятельность выразительными жестами, позами, активно использует эмоциональную мимику.

В следующих материалах поговорим об активизации слуховых возможностей ребенка с КИ в ходе реабилитации и о формировании его речи.

   

Фото: Коллекция/iStock, Pexels

Поделиться в соцсетях