background picturebackground picture

Кохлеарная имплантация для неслышащего ребенка

Особые дети

118

Что нужно знать об этом методе родителям детей с нарушенным слухом

Кохлеарная имплантация — современный метод помощи людям с нарушениями слуха, когда в улитку внутреннего уха вживляются электроды. Подробнее об этом способе лечения рассказывает Мария Маркович — сурдопедагог, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха Института коррекционной педагогики РАО.

Что такое кохлеарная имплантация и кому она может помочь

Кохлеарная имплантация — это хирургическое восстановление слуха, когда во внутреннее ухо вживляется специальный прибор (кохлеарный имплант). Он состоит из внутренней и внешней частей. Внутренняя часть имплантируется в ухо, и затем через цепочку электродов звуки в виде электрических импульсов поступают к сохранным волокнам слухового нерва. Благодаря этому человек начинает слышать различные звуки.

На сегодняшний день кохлеарная имплантация — один из наиболее эффективных методов помощи детям с нарушенным слухом, благодаря которому неслышащие малыши могут обрести не только способность слышать звуки окружающего мира, но и возможность понимать речь, говорить и полноценно общаться с другими людьми. Операция может быть проведена на одном ухе, однако более эффективно, когда ее проводят на оба уха.

Однако задача возвращения слуха не ограничивается лишь медицинскими манипуляциями. Это комплексный метод реабилитации, он включает в себя целый ряд этапов и процедур, в ходе которых с ребенком работают не только врачи, но и педагоги и психологи.

Сама по себе операция по вживлению электродов в улитку не делает ребенка слышащим и говорящим — его нужно научить пользоваться этими новыми слуховыми возможностями. 

Кохлеарную имплантацию проводят детям с двусторонней сенсоневральной глухотой, которая может быть как врожденной, так и приобретенной. Также она рекомендуется детям с тугоухостью высокой степени в том случае, если индивидуальный слуховой аппарат недостаточно эффективен.

В подготовке к операции участвуют разные специалисты

Для того чтобы выяснить, подойдет ли ребенку кохлеарная имплантация, врачи проводят всестороннее и полное медицинское обследование. Оно начинается в сурдологическом кабинете (центре) по месту жительства и продолжается в центрах, проводящих имплантацию. В нем участвуют сурдологи/аудиологи, отоневрологи, невропатологи, генетики. Врачи проводят осмотр, клинико-аудиологическое обследование слуха, компьютерную томографию височных костей и многие другие исследования. Семью консультируют отохирурги, педиатры и терапевты, анестезиологи.

Одно из обязательных исследований перед операцией — сурдопедагогическое и психологическое обследование ребенка. Сурдопедагог определяет уровень общего и речевого развития ребенка, выясняет, как он слышит речь и другие звуки (с использованием слуховых аппаратов и без них), начинает или продолжает коррекционные занятия с малышом, вовлекает в них родителей.

Родители и члены семьи ребенка, которому рекомендуется проведение кохлеарной имплантации, должны быть готовы помогать ему на каждом этапе реабилитации. Без поддержки семьи ребенок не достигнет высоких результатов, даже несмотря на успешно проведенную операцию и идеально работающий имплант. Под руководством сурдопедагога родителям предстоит учить ребенка слышать, а самим — научиться по-новому общаться и взаимодействовать с ребенком.

Чем в более раннем возрасте ребенку будет проведена имплантация, тем лучших результатов и за более короткий срок он достигнет. При отсутствии противопоказаний операцию можно проводить даже младенцам.

Имплантация проводится в специализированном медицинском центре. После нее специалисты отслеживают состояние ребенка, заживление шва и определяют сроки подключения речевого процессора. В среднем этот этап длится 4–6 недель. Затем врач-аудиолог подключает и настраивает речевой процессор импланта. Обычно эта процедура проводится совместно с сурдопедагогом — он помогает выявить и оценить реакции ребенка на разнообразные звуки.

После имплантации нужны занятия с сурдопедагогом

После настройки речевого процессора ребенок обретает принципиально новые слуховые возможности. При правильно выстроенной дальнейшей педагогической реабилитации он сможет слышать все разнообразие звуков окружающего мира, различать интонацию, мелодичность, слитность, плавность и темп речи. Время от времени специалисты будут проводить поднастройку речевого процессора, в результате ребенок сможет воспринимать речь максимально разборчиво.

Следующий и самый важный этап проведения кохлеарной имплантации — специально организованная психолого-педагогическая реабилитация ребенка. Хотя благодаря кохлеарному импланту ребенок теперь может слышать, без занятий с сурдопедагогом адекватно реагировать на звуки, понимать услышанное, а тем более говорить и общаться с людьми он не научится.

Так что, несмотря на то что кохлеарная имплантация сегодня — наиболее действенный и результативный метод помощи детям с нарушенным слухом, это также долгий и трудный путь, который вместе с ребенком шаг за шагом должны пройти его близкие, чтобы помочь ему перейти из мира тишины в звучащий и говорящий мир слышащих людей.

Среди первых детей в России, которым сделали кохлеарную имплантацию, была Полина Афанасьева из Самары — операция прошла в 2003 году, на тот момент девочке было без малого два года. Процедура и занятия с сурдопедагогом дали эффект: девочка пошла в массовый детский сад, а затем — в обычную школу, стала заниматься фигурным катанием, сноубордингом и полюбила путешествия.

Ее история вдохновила многих родителей по всей стране решиться на кохлеарную имплантацию для своих детей. Ведь она действительно открывает новые возможности: одни дети начинают заниматься музыкой и вокалом, другие тренируют навык публичных выступлений и дебатов, третьи приходят в спорт.

С имплантом доступны практически все неконтактные виды спорта, надо лишь соблюдать меры предосторожности. Например, во время занятий плаванием использовать специальный водонепроницаемый чехол для речевого процессора. Именно так поступил Марк Трошин из Подмосковья — в бассейн он начал ходить вместе с отцом еще в детстве.

Сила характера и упорные тренировки закономерно привели молодого человека вначале в сборную России, потом на пьедестал первенства России по плаванию 2018 года (четыре золотых и одна бронзовая медаль), а затем принесли золото чемпионата мира 2019 года в бразильском Сан-Паулу и шесть медалей чемпионата России 2020 года. Теперь спортсмен готовится к Сурдлимпийским играм, которые также пройдут в Бразилии в мае 2022 года, а параллельно учится на спортивного тренера.

В следующих материалах подробнее остановимся на том, как учить ребенка пользоваться новыми слуховыми возможностями, как формировать понимание речи и самостоятельную речь, где ребенок с кохлеарным имплантом может получать коррекционную помощь и учиться.

  

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях