background picturebackground picture

Когда в буллинг вовлечен ребенок с психическими нарушениями: как действовать родителям

Особые дети

220

Особые дети нуждаются в дополнительном внимании и защите, но у них есть те же права, что и у других детей

В ситуацию травли может попасть любой ребенок, но для детей с психическими расстройствами выше вероятность не только стать жертвой буллинга, но и вести себя агрессивно с другими детьми. Что зависит от родителей в этом случае и как предотвратить или остановить преследования? Объясняет медицинский психолог Евгения Подурова, сотрудник Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков имени Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения города Москвы.

Дети транслируют мнения взрослых

Сегодня мы знаем, что травля (она же буллинг) может коснуться каждого человека — неважно, как он выглядит и как себя ведет. Но когда жертвой психологического или физического насилия становится ребенок с особенностями здоровья и развития, есть основания предполагать, что травят его именно из-за них. Если кто-то узнает, что ребенок был на приеме у психиатра или даже психолога, такой ребенок рискует стать объектом обидных шуточек, насмешек, которые могут получить более тяжелое продолжение.

Как правило, дети, бросающиеся обидными словами вроде «псих» или «дебил», транслируют мнения взрослых — своих близких, людей из телепередач, героев фильмов, интернет-блоггеров. Психические заболевания непонятны, поэтому окружены высокой стеной предрассудков и вредных мифов. В том числе убеждений, которые складываются вокруг ребенка с психическими заболеваниями.

1. Он проявляет агрессию, постоянно и неконтролируемо.

2. Он опасный.

3. Научит плохому.

4. Ему нужно больше внимания, он тормозит развитие здоровых детей.

5. А вдруг его болезнь заразна?

Транслируют такие убеждения и некоторые школьные учителя — порой ситуация травли особенного ребенка связана именно с их позицией. Педагоги могут владеть информацией о диагнозе ученика и распространить ее.

Как обсуждать с учителями здоровье ребенка

Не вдавайтесь в подробности

Мы всегда говорим родителям своих пациентов, что по закону о психиатрической помощи они не обязаны сообщать учителям, где именно их дети провели последний месяц (в лечебные учреждения психиатрического профиля обычно госпитализируют надолго). Но ситуации бывают разные. Например, лечащий врач рекомендовал ребенку определенную нагрузку — и это учителю нужно обязательно учитывать. Так что лучше не вдаваться в подробности и заверить педагога, что ситуация находится под контролем.

Разряжайте обстановку

Родителям лучше оставаться открытыми миру, не бояться раньше времени того, что не произошло. Тревожность родителей, гиперопека, желание вмешаться в любую неприятную повседневную ситуацию могут стать катализатором травли. Чтобы разрядить обстановку, взрослые могут позвать в гости одноклассников ребенка — вместе с их родителями. Так у них будет шанс посмотреть друг на друга и понять: у детей и у взрослых больше общего, чем различий. Вкусные пироги и компьютерные игры сближают.

Защищайте свои права

Если договориться не получается, а школьная администрация занимает позицию «Сначала вылечите его, а потом в школу отдавайте», родители могут напомнить себе и другим, что у любого ребенка по закону есть право учится в общеобразовательной школе. Иногда имеет смысл потребовать тьютора или особых условий — закон это позволяет.

По наблюдениям, в регионах подобного отношения меньше, чем в столицах. Там педагоги готовы мириться с проявлениями заболевания ребенка из-за более тесного контакта с семьями учеников, быстрее адаптируются — и умеют быстро объяснить другим детям, что не так с их одноклассником. Так они снимают с него клеймо изгоя и преодолевают стигматизацию.

Помощь и поддержку могут оказать школьные психологи и социальные педагоги — в их обязанности входит включение каждого ребенка в учебный процесс.

Что делать, если ваш ребенок с особенностями ведет себя агрессивно

Дети с психическими нарушениями могут агрессивно реагировать на своих сверстников, чтобы самоутвердиться, проявить себя или, наоборот, защититься. Связано это с тем, что некоторые заболевания сопровождаются эмоциональной нестабильностью. Ситуация осложняется, если ребенок не умеет или не может контролировать свои эмоции.

Общаться с ребенком

Родители в ситуациях, когда их ребенок негативно себя проявляет в классе из-за своего заболевания, чаще всего занимают две крайние позиции. Или полностью бездействуют, не идут на контакт со школой и другими родителями — или обвиняют и требуют принимать ребенка «таким, как есть». Обе позиции проигрышные и ведут к конфликту на всех уровнях, в том числе на уровне детском.

В такой ситуации необходимы две вещи.

  1. Учить ребенка справляться с эмоциями. Это задача семейной, врачебной терапии, где вырабатывается навык сигнализировать о нестабильности состояния взрослым, которые находятся рядом.
  2. Учить его говорить об этом одноклассникам, приятелям во дворе. Хорошо работают кодовые фразы: «Пожалуйста, не подходи», «Мне нужна помощь». Это сигнал для других детей — пора звать взрослого.

Поговорить с педагогом

Об этом стоит сообщить педагогу — можно обойтись без диагноза, важнее рассказать об особенностях поведения ребенка и помощи, которая необходима. Именно задача учителя — донести эту информацию до детского коллектива. Родители могут попросить провести классный час, тематическое занятие. Одноклассникам следует объяснить, что особенности поведения их сверстника не связаны с тем, что он хочет кого-то обидеть. На самом деле ему следует помочь. При этом нельзя заставлять с ним дружить — это вызовет только отторжение. Но если дети будут предупреждены и узнают, как правильно реагировать, цель будет достигнута.

По моим наблюдениям, в небольших детских коллективах педагоги умеют быстрее находить способы взаимодействия с особенными детьми. Если ваш ребенок ходит в спортивную секцию или творческий кружок, у руководителя этого объединения можно поинтересоваться, как проходит там общение со сверстниками, как ваш ребенок проявляет себя. Может, у учителя есть свои эффективные приемы в работе с эмоционально нестабильными детьми, и он сможет поделиться ими и с родителями, и с коллегами из общеобразовательной школы.

Вовлечь остальных детей в решение проблемы

Разговор с детьми учитель может начать с примера про настроение. У нас всех оно бывает плохим, хочется крикнуть или стукнуть кого-нибудь. Но большинство из нас могут сдерживаться, контролировать себя. Но не у всех так получается — из-за болезни. Можно предложить ученикам подумать вместе: «Как действовать, чтобы помочь? Может, в момент эмоционального срыва взять одноклассника за руку или позвать кого-то из учителей?» Важно обсуждать сложные моменты с детьми — и это не разговор про то, как все плохо, а про поддержку.

Говорить друг с другом открыто

Лучшее средство, чтобы предотвратить травлю, — открытое общение между членами семьи, налаженный диалог между учителем и учениками в школьном классе, внимание к проблеме травли и стигматизации в обществе. И умение называть вещи своими именами.

Если состояние вашего ребенка вас беспокоит, не бойтесь выяснять, что случилось, не откладывайте на потом. Если вам кажется, что его травят, — не молчите, обращайтесь в школу и к специалистам. Возможно, все не так драматично, как вам кажется, но точное знание убережет вас и ребенка от возможных трудностей в будущем.

                       

Фото: Коллекция/iStock 

Поделиться в соцсетях