background picturebackground picture

В контакте со взрослым: когда обычная жизнь становится развивающим занятием

Раннее детство

90

Чтобы малыш к 3 годам умел все, что «положено» в этом возрасте, родителям не потребуется много денег или места в квартире; их вклад — это внимание и время

Родители часто чувствуют вину перед детьми за то, что не успевают уделить им достаточно внимания. Взрослые уверены, что нужно потратить много времени и денег на самые лучшие развивающие занятия — только тогда ребенок освоит все то, что в перспективе обеспечит ему счастье и успех. Есть ли другой, менее затратный, способ взаимодействия с малышом, при котором родители не слишком волновались бы за его будущее?

При всей популярности групп раннего развития родители вполне могут дать ребенку все необходимое своими силами. Даже скромный семейный бюджет позволяет обеспечить малыша такими «учебными пособиями», которые создадут ему отличную развивающую среду

Время учебы еще не пришло

Если мы хотим, чтобы ребенок к 3–4 годам знал цвета, различал размер, узнавал животных, не нужно много игрушек, тем более дорогих, считает психолог Дарья Авсеичива, которая работает в Можайском социально-реабилитационном центре для детей. В раннем детстве для ребенка важнее контакт с родителями, которые помогают ему играть и тем самым развивают

«Иногда у взрослых создается впечатление, что развитие детей невозможно без учебной деятельности, как в школе, — говорит психолог. — А после попыток „заниматься“ с трехлетним ребенком мамы и папы расстраиваются, что он не желает сидеть на месте и усваивать знания».

Маленькие дети и не должны сидеть, как школьники, и прилежно заниматься. Усидчивость и умение концентрироваться появятся позже, в старшем дошкольном возрасте. Например, если вы берете книгу, чтобы почитать с ребенком, делайте это в игровой форме и не слишком долго, чтобы малыш не утомился и не заскучал. Можно разглядывать вместе с ребенком картинки, на которых нарисованы животные, птицы, предметы, произносить их названия, имитировать звуки разных живых существ, а потом вместе рисовать то, что поразило детское воображение.

Развитие происходит через игру

«В период с 1 года до 3–4 лет для ребенка одним из развивающих факторов становится предметно-орудийная игра. Именно в такой игре ребенок лучше, качественнее, полнее познает мир», — считает Дарья Авсеичива.

Практически любая семья может позволить себе простой игровой набор: например, разноцветные пластмассовые пирамидки, кубики, стаканчики-вкладыши, набор карандашей или фломастеров, бумагу для рисования. Чем не основа для развития? Но важно уделять хотя бы небольшое время ребенку, помогая в освоении этих игровых «орудий».

Пирамидка из колец

Покажите ребенку, как снять кольца со стержня пирамидки и как их снова нанизать.

Дайте возможность ребенку самостоятельно надевать и снимать кольца столько раз, сколько он захочет. Пусть собирает ее в любой последовательности — не нужно на первом этапе требовать от него правильного порядка. Пусть сначала отработает навык надевания кольца на стержень.

Когда ребенок будет справляться с нанизыванием колец на стержень, подскажите ему, что они бывают разного размера, показав большое и маленькое. Предложите собирать пирамидку, начиная с большого кольца. Для большей наглядности можно разложить снятые кольца по порядку — от большего к меньшему, а затем брать эти кольца поочередно и нанизывать на стержень.

Если ребенок справляется с задачей и проявляет интерес к игре, предложите ему более сложные варианты: собрать пирамидку из колец, произвольно перемешанных, или пирамидку с большим числом колец.

Проявляйте терпение, помогайте ребенку, используя разные приемы:

  1. словесное напоминание («не пропускай это колечко», «не торопись, найди другое колечко»); 
  2. показывайте сами, если ребенок неверно выполняет задание (в раннем возрасте подражание — один из главных каналов развития ребенка); 
  3. действуйте вместе, рука в руке.

Башня из кубиков

Малыша можно научить играть в кубики. Это довольно кропотливое занятие, но овладев навыком игрового строительства, ребенок может построить то, что вас удивит.

Некоторые родители думают: если рассыпать кубики перед ребенком, он тут же увлеченно начнет играть с ними, строить осмысленные фигуры или домики. Но, по словам психолога, такое происходит редко и скорее всего, случайно. «Если двухлетнему ребенку удастся построить что-то отдаленно похожее на домик и не раскидать при этом кубики по всей квартире, то в будущем из него наверняка получится великий инженер-архитектор, — шутит Дарья Авсеичива. — Большинство детей ставят пару кубиков один на другой, а потом занимаются чем угодно, но только не возведением строений».

Для игры в кубики может пригодиться кукла или игрушечный зверь. Ведите с ребенком беседу во время игры: «Кукла жалуется, что ей негде жить. Построим для нее домик! Помогай мне, неси вон тот кубик».

Ставьте кубики друг на друга, чтобы получился домик, объясняйте ребенку свои действия. «Смотри, прибежал песик, он хочет выгнать куклу из домика. Давай, чтобы он не обижал куколку и стал добрым, построим ему свой домик!»

Стаканчики-вкладыши

Стаканчики-вкладыши могут с пользой занять малыша. Ребенок сразу же начнет с ними играть, вставляя один в другой или составляя из них пирамидку, после того как взрослый покажет, как это делается. Но сначала стоит подсказать малышу, что в стаканчики можно складывать ягоды, фасоль, горошины (внимательно следите за ребенком во время игры, чтобы он не проглотил что-то твердое и несъедобное!), в один стаканчик может поместиться больше предметов, а в другой — меньше.

На примере стаканчиков хорошо учить ребенка различать размеры. Предлагайте малышу два стаканчика и просите, чтобы он выбрал больший. Пусть сначала ребенок выбирает наугад; вскоре он начнет понимать, какая перед ним стоит задача.

Узнать цвета можно, рисуя вместе

Чтобы помочь ребенку различать цвета и выучить их названия, не обязательно покупать специальные книги для маленьких. Достаточно запастись карандашами или фломастерами основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный) и позвать малыша порисовать. Пусть ребенок рисует сам, пусть его рисунки будут поначалу классическими каляками-маляками. Это очень полезно для него. Рисуя, ребенок учится координировать движения, у него развивается мелкая моторика.

Хорошо, если мама или папа будут говорить, какого цвета карандаш или фломастер малыш сейчас держит в руке, и спрашивать его: «Что ты хочешь нарисовать зеленым (красным, синим и т. д.) карандашом?»

Не сразу, не за неделю, может, даже не за месяц (возможности памяти у каждого ребенка индивидуальны), но ребенок запомнит названия цветов. И однажды, когда вы попросите принести карандаш зеленого цвета, он принесет именно то, что нужно.

Нам хочется, чтобы ребенок знал цвета, но мы добиваемся этого не через занятия, а в диалоге, в игре, через привлечение внимания к разнице между карандашами и между рисунками. «В обучении цвету помогут и пирамидка, и кубики, и стаканчики-вкладыши, — напоминает Дарья Авсеичива. — Главное, чтобы взрослый был рядом и говорил, какого цвета предмет ребенок держит в руке».

Нужно совсем немного простого «оборудования», чтобы дети начали различать цвета, сравнивать объемы и размеры, чтобы у них улучшились координация движений, мелкая моторика, развивались мышление, память и внимание. Игры в пирамидку, кубики, стаканчики хороши еще и тем, что в них можно играть не очень долго, маленькими порциями, и они не требуют много места: играть можно на ковре или на кровати, а рисовать — за любым столом.

             

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях