background picturebackground picture

Какие уроки в начальной школе самые важные?

Родители

Школьники

394

Педагог дает родителям несколько важных советов

Для школьников всей страны сегодня начинается второе полугодие. Многие малыши-первоклассники уже освоились в школе, познакомились с ребятами и педагогами, многому научились. Но большинство родителей, конечно, все равно волнуются: справится ли ребенок с нагрузкой дальше, сможет ли он найти то, что ему интересно, не разочаруется ли, ведь впереди еще 10 лет учебы. И конечно, взрослые стремятся помочь малышу, направить его, заинтересовать. О том, как сделать это правильно, на какие предметы стоит обратить особое внимание, рассказала учитель начальных классов высшей квалификационной категории, преподаватель Губернского педагогического колледжа (г. Воронеж) Светлана Нечепаева.

Ребенок, который только приходит в первый класс, растерян и поначалу вообще не понимает, для чего ему нужна школа. И первое время он ходит туда не за знаниями, а за развлечениями, за общением с новыми друзьями, за интересной обстановкой и т. д.

Однако эта «волшебная суета», которая происходит вокруг первоклассника, довольно быстро заканчивается, и очень важно, чтобы впоследствии ребенок не потерял интерес к школе и каждый раз открывал для себя что-то новое.

И это задача родителей и педагогов.

Для начала изучите законы

Перед началом обучения родителям стоит ознакомиться с законами, связанными с образованием. Среди них — Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», СанПин 1.2.3685-21, Положение об оценочной деятельности (обычно это локальные акты, изданные школой), ФГОС и др.

Так, в федеральном государственном образовательном стандарте можно найти все программные требования и стандарты для учеников начальных классов. В нем прописаны как предметные, так и метапредметные (то есть универсальные) навыки, которыми должен овладеть ребенок.

Можно сказать, что сегодняшний образовательный стандарт нацелен именно на формирование деятельности ребенка, то есть главное, чтобы школьник мог применить знания и в обычной жизни.

А в Положении об оценочной деятельности описаны все стандарты выставления оценок. С ним лучше ознакомиться до того, как обращаться к учителю с претензией, почему ребенку поставили ту или иную оценку.

Цели начальной школы

Родителям очень важно помнить, что начальная школа — это первый этап обучения. Именно там закладываются основы знаний и умений, которые ребенок будет приумножать и развивать в дальнейшем.

Среди основных целей обучения в начальной школе выделяют:

  • развитие личности школьника;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие интереса к учению;
  • формирование желания и умения учиться.

Обратите внимание, что ни одна из этих целей не связана с конкретными действиями (выучить таблицу умножения, правила, научиться писать и т. д.)!

То есть основная задача педагогов и родителей — заинтересовать ребенка, сделать так, чтобы учеба приносила радость, а также рассмотреть, что же ребенок делает успешно, быстро и с удовольствием. И развивать этот талант в дальнейшем. Поэтому так важно не заставлять и наседать, а соблюсти тонкую грань между интересным и скучным.

Какие предметы изучают дети в начальной школе

Обязательные для изучения в начальной школе предметные области.

  • Филология — это русский язык и литературное чтение. Стоит сказать, что чтение (в том числе осмысленное) — одна из главных основ, то, чему обязательно должен научиться ребенок, ведь читать и понимать задание нужно будет во всех предметах.
  • Математика и информатика (в некоторых школах есть также робототехника).
  • Обществознание и естествознание — это предмет «Окружающий мир», который впоследствии «вырастет» в биологию, химию, физику и т. д. Также в начальных классах родителям стоит обратить особое внимание на проектную деятельность.
  • Основы религиозных культур и светской этики — этот предмет появляется в четвертом классе. Основная цель урока — познакомить детей с разными направлениями культур, нравственными догмами, ни в коем случае не религиозная агитация. Модуль для работы выбирают сами родители.
  • Искусство (музыка, ИЗО).
  • Технология.
  • Физическая культура.

Каждый предмет, который ребенок изучает в начальной школе, имеет определенное количество баллов, так называемую весовую категорию.

Стоит понимать, что это не хорошие и плохие уроки, а градация по сложности для восприятия ребенком. И расписание в школе составляется таким образом, чтобы эти сложные предметы были вместе с теми предметами, на которых можно было бы «передохнуть».

Именно поэтому и музыка, и физкультура, и ИЗО — это очень важные и нужные предметы, которые помогают заинтересовать ребенка, разгрузить его, развить коммуникативные навыки и социальные знания (например, на ИЗО ребята делятся красками и кисточками, на физкультуре — разбиваются на команды и помогают друг другу и т. д.).

Правила «хороших уроков» в начальных классах

Приведем несколько условий, которые сделают уроки для младшеклассников полезными и максимально эффективными. Обратите внимание: мы говорим как о занятиях в школе, так и дома.

Каждый урок должен носить деятельный характер — то есть на уроке ребенок обязательно должен быть занят (умственно или физически).

Ученику обязательно нужно повторить пройденный в школе материал с родителями. При этом совершенно не обязательно делать это дома во время выполнения домашних заданий, можно повторить по дороге из школы, в магазине и т. д.

Ученик в начальной школе быстро утомляется, поэтому важна постоянная смена деятельности.

Так, в первом классе ребенок без остановки может работать около 5 минут, во втором классе — около 10 минут, а в третьем классе — около 15 минут. Не заставляйте младшеклассника сидеть за уроками не отрываясь, делайте перерывы.

Начинать выполнять домашнее задание нужно с чтения, так как вся остальная информация дается именно в текстовом варианте. Помогайте читать, начинайте предложение, чтобы ребенок его закончил.

Научите ребенка использовать школьные знания в обычной жизни. Например, попросите его в магазине посчитать, в какую сумму обойдется ваша покупка.

Не подгоняйте ребенка, когда он делает домашнее задание. Имейте терпение, объясните несколько раз.

Случайно брошенная фраза «Ну что ты там копаешься?» не развивает, а, наоборот, тормозит.

И не сравнивайте ребенка с другими, ведь у каждого свой темп работы.

Меняйте виды деятельности в рамках одного занятия: используйте и электронные ресурсы (мультфильмы, игры, слайды, кроссворды), и устные (викторины, дискуссии, загадки и т. д.), и методические (учебник, рабочая тетрадь и т. д.).

Будет отлично, если вы сможете привлечь к домашним заданиям и других членов семьи или друзей ребенка.

Научите ребенка соблюдать правила: расскажите заранее о нормах поведения в классе, на перемене, в туалете. Бывает так, что ребенок стесняется и не всегда может довериться учителю, поэтому важно, чтобы он смог сориентироваться сам.

Также расскажите о правилах общения в школе с одноклассниками: нужно ценить и уважать мнение других, нельзя произносить резких категоричных суждений, нельзя подчеркивать интеллектуальное превосходство, допускать фамильярность, нужно уметь выражать благодарность и т. д.

Не предъявляйте непосильных требований: до каждого действия ребенок должен дорасти.

Воспринимайте учебу как непростую работу: стоит уважать любые усилия, которые ребенок прилагает, ни в коем случае не высмеивайте неудачи.

Педагоги говорят, что признаки хорошего урока — это «Четыре У»:

  • Удивление — ребенок должен узнать что-то новое, удивиться, заинтересоваться;
  • Удовольствие — ребенок получил положительные эмоции и радость от знаний;
  • Усилие — то, которое ребенок обязательно проявил сам;
  • Успех — когда у ребенка что-то получилось, пусть даже очень несложное действие.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что начальная школа нацелена на получение фундаментального образования. В первых классах нет важных и неважных предметов, все они связаны между собой и нужны. И самое главное, что могут сделать родители, — помочь ребенку развиваться, заинтересовывать его, не форсировать события, не подталкивать его к принятию решений, а всегда и во всем поддерживать!

Материал подготовлен при содействии Центра родительской компетентности ВГПУ.

Поделиться в соцсетях