Применение современных технологий не ставит под сомнение ключевую роль личного контакта учителя и ученика
Весной 2020 года, когда все российские школы из-за пандемии перешли в онлайн-формат, стало очевидно, насколько актуальны задачи создания цифровой образовательной среды (ЦОС). Но многие родители, пережившие пару месяцев дистанта, обеспокоены тем, что теперь дистанционное обучение станет единственной формой обучения и дети не вернутся осенью в школу. Зачем на самом деле нужно развивать ЦОС и какую реальную пользу она может принести родителям? Мы попытались разобраться в этом с помощью специалистов Министерства просвещения Российской Федерации и опытных «звездных» родителей: Тутты Ларсен, Сергея Рязанского, Ирины Слуцкой и Оксаны Федоровой.
Что планирует министерство
«Цифровая образовательная среда» — федеральный проект, рассчитанный до 2024 года и нацеленный на создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, которая обеспечит высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Подобные проекты являются частью всех развитых мировых систем образования.
ЦОС включает в себя высокоскоростной интернет в школах, обеспечение образовательных организаций современным оборудованием, платформу с обучающим материалом, который собран в одном месте и классифицирован по разным предметам, темам и году обучения, и набор сервисов, расширяющих интерактивность процесса обучения.
При этом ЦОС не подменяет собой живое общение с педагогом на уроках, а дает учителю новые инструменты и ресурсы. Это подчеркивает министр просвещения России Сергей Кравцов: «Речь идет не о замене одного вида обучения, очного, другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, например, материалов Российской электронной школы, собравшей лучшие методики и уроки лучших учителей страны. Еще раз подчеркну: мы рассчитываем начать учебный год традиционно в сентябре и все школьники сядут вновь за парты».
Расширенные возможности цифровой образовательной среды планируется апробировать в 14 регионах страны (Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область — Кузбасс, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ), которые выразили желание принять участие в этой работе и уже начали подготовку к ней.
Что получат школы, дети и педагоги благодаря цифровой образовательной среде:
- доступ к высокоскоростному интернету;
- доступ к набору электронных образовательных сайтов и сервисов, способствующих расширению и углублению предметных знаний;
- цифровые решения, позволяющие ребенку, не имеющему возможности посещать школу из-за болезни или по другим причинам, быть на связи с классом и учителем во время урока;
- интеграцию государственных информационных систем, сервисов и ресурсов с платформой ЦОС;
- возможность видеотрансляции для распространения лучших уроков и занятий;
- автоматизацию процессов внутри школы для разгрузки педагогов от бумажной работы.
Что важно знать о ЦОС родителям
На образовательной платформе будет собран самый разнообразный обучающий контент по всем предметам и темам, одобренный экспертами.
ЦОС — это не только материалы основной образовательной программы, но и дополнительные знания.
Старшее поколение сможет приобщиться к новым технологиям и больше знать о том, чему и как учат их внуков.
Уменьшится нагрузка на родителей в том, что касается подготовки к урокам и контроля успеваемости ребенка.
ЦОС позволит сделать образование более индивидуальным. Учитель обычно вынужден давать что-то среднее, в результате одни все равно не до конца понимают материал, а вторым становится скучно. В ЦОС учитель сможет работать и с продвинутыми учениками, и с отстающими, учитывая их уровень знаний и способностей.
ЦОС вводится не вместо обычного обучения, а вместе с ним. Учитель во время урока тоже может пользоваться материалами платформы, созданными с применением самых современных инструментов: 3D-графики, спецэффектов, видео, анимации.
ЦОС не отменяет классической модели образования. Система будет введена по всей стране поэтапно, начиная с пилотных регионов. Это позволит доработать проект с учетом замечаний и предложений школьников, учителей, родителей.
Личный опыт семей, которые уже имели дело с дистантом
«Полностью заменять образовательный процесс дистанционным я считаю неправильным»
Ирина Слуцкая, фигуристка, серебряный призер Олимпийских игр 2002 года, председатель президиума Добровольного физкультурного союза
Прежде всего онлайн-обучение и все цифровые сервисы — это экономия времени. Например, мы живем за городом, и уж очень много времени съедает дорога, а онлайн, конечно, позволяет его экономить. Плюс ко всему, ребенок находится в привычной ему обстановке, в домашних стенах ему комфортно и легко адаптироваться.
Но полностью заменять образовательный процесс дистанционным я считаю неправильным и неудобным. Все же у ребенка должна быть социализация, он должен учиться общаться со своими сверстниками, контактировать со взрослыми, выступать перед аудиторией. Конечно же, онлайн-обучение этого всего не даст. Поэтому здорово, когда есть дополнительные образовательные программы онлайн, но очень нездорово, когда основная программа полностью дистанционная.
«Онлайн-обучение дополняет классическое»
Оксана Федорова, телеведущая, актриса, певица
Наша жизнь стремительно меняется, и цифровые технологии уже активно используются в обучении: проводится онлайн-тестирование, аудиокниги помогают усвоить материал, можно в режиме онлайн подключиться к лекциям, которые читают известные специалисты из других городов и даже стран.
Если материалы качественно систематизированы, продумана форма подачи в соответствии с возрастом, если используются видеопрезентации и анимация — ребенку будет интересно онлайн-обучение, оно будет его мотивировать на более глубокое изучение предметов.
Для многих родителей важно убедиться в том, что ребенок хорошо усвоил материал; если все уроки будут доступны онлайн, школьник всегда сможет при необходимости вернуться к теме, которая требует дополнительной проработки.
Система онлайн-обучения незаменима в случаях надомного обучения, для часто болеющих детей, для детей, которые занимаются спортом и не всегда могут посещать школу.
Наш фонд «Спешите делать добро!» работает с детьми с ДЦП. Они ходят с трудом или вообще не ходят, но при этом читают, учатся, выполняют все задания. Для них возможность расширять свой кругозор и знания благодаря ЦОС — путь к дальнейшей социализации.
Кроме того, в режиме онлайн дети со всей России могут участвовать в творческих конкурсах. В конкурсе «Спасибо маленькому герою», который фонд проводил в честь 75-летия Победы, приняли участие, несмотря на пандемию, более 4 тысяч школьников.
Онлайн-обучение дополняет классическое и дает детям возможность развиваться за счет новых технологий, более детально изучать те предметы, которые им интересны, а это поможет при выборе профессии и жизненного пути.
«Никакие цифровые сервисы очного образования не заменят»
Тутта Ларсен, теле- и радиоведущая, журналистка, актриса, певица
Большинству детей нужно очное образование, и я глубоко убеждена, что никакие цифровые сервисы полноценного очного образования в школе не заменят, потому что образование — это не только получение знаний, это социум, в котором ребенок учится жить, искать себя, находить мотивацию, учится общаться, выстраивать субординацию. Это то, что невозможно никоим образом преподать дистанционно.
Если речь идет о полноценном школьном образовании онлайн в том стиле, в котором это происходило в последние 2–3 месяца на самоизоляции, то я против. Это подходит далеко не всем детям. Но это может быть опцией, которую предлагают тем родителям, чьи дети охотно и успешно с помощью таких инструментов обучаются.
Это был интересный опыт, он открыл для нас новые возможности, мы поняли, что это один из инструментов, которыми можно пользоваться, но точно не единственный.
Если мы говорим о дополнительных сервисах цифрового образования, всевозможных курсах, языковых мастер-классах и прочее, то я за это целиком и полностью. Мои дети довольно много занимаются помимо школы дополнительно. Мы занимаемся в Центре образовательных технологий, изучаем английский язык и занимаемся с репетитором по математике онлайн. Мне все это очень нравится, но это ни в коей мере не может заменить очную школу, в которую дети ходят.
«Особенно важно дистанционное обучение для ребят из сел»
Сергей Рязанский, летчик-космонавт, Герой Российской Федерации, председатель Российского движения школьников
Мы живем в эпоху цифровизации. Интернет облегчает какие-то процессы, где-то дает дополнительные возможности. И образование тут не исключение. У нас очень многие проекты Российского движения школьников идут в онлайн-режиме. Мы открыли «Корпоративный университет РДШ», где дополнительное образование доступно и для детей, и для педагогов, и для родителей. История с пандемией — лишнее напоминание всем, что можно и из дома продолжать учиться, развиваться, осваивать новые компетенции. Мне кажется, что это сейчас очень актуально, и в этом наше будущее.
Особенно важно дистанционное обучение для ребят из сел и небольших городов, где не такой большой выбор кружков и секций, как в столице и крупных городах. Когда во всех школах появятся современное оборудование и быстрый интернет, то все без исключения школьники смогут получать дополнительные знания.
Для столичных жителей онлайн-образование тоже актуально, но по другой причине — порой дорога до кружка или какой-то секции занимает слишком много времени. И если те же знания доступны удаленно, то это может стать отличной альтернативой. Мои дочери, как и все остальные, учились во время самоизоляции в онлайн-формате. И даже у младшего сына занятия в детском саду идут по интернету, и это даже удобно.
Мы на Международной космической станции по полгода были «на удаленке», но спасал тот же интернет, по которому мы и узнавали последние новости, и могли пообщаться с родными и близкими.
В последнее время многие почувствовали себя немного «космонавтами», только в более комфортных условиях. И школьники, и взрослые открыли для себя все плюсы и возможности интернета, особенно в сфере образования. И этот эффект надо закрепить.
Фото: Коллекция/iStock, личные страницы в социальных сетях, личные архивы