background picturebackground picture

Иностранный язык: как заинтересовать ребенка

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Подростки

Цифровая среда

15

Рекомендации от психолога

Изучение иностранных языков дает современному человеку множество преимуществ как для личной жизни, так и для карьеры. Это, в частности, значительное расширение культурного кругозора, развитие когнитивных функций — памяти, внимания, мышления, а также коммуникативных качеств и компетенций, повышение уверенности в себе и конкурентоспособности в сфере профессиональной деятельности, увеличение социальной мобильности за счет возможности непосредственных контактов и общения с жителями других стран. Неудивительно, что иностранные языки являются одним из наиболее востребованных образовательных ресурсов, особенно среди родителей, а вопросы «Как правильно учить иностранному языку детей, подростков, старшеклассников?» и «Почему дети не хотят его учить?» были и остаются актуальными. На эти и другие вопросы отвечает доктор психологических наук, профессор Валентина Екимова, заведующая кафедрой научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» МГППУ.

Чему и зачем учить?

Прежде, чем ответить на данные вопросы, нужно разобраться, чему учить и зачем учить?

Ответ на первый вопрос кажется очевидным: учить нужно языку. Однако любой язык — это многомерная система знаков и правил их использования, настолько объемная и постоянно развивающаяся, что вряд ли хотя бы один профессионал может сказать, что владеет ей полностью и в совершенстве.

Языковая система — это, по сути, многоуровневый «логистический центр» средств, определенную часть которых люди ежедневно используют для речевой коммуникации. Одновременно язык — это культурный код, культурное наследие и богатство народа, и каждый, кто действительно знает язык, родной или иностранный, осознает уровень, качество и объем своего владения этим богатством.

Очевидно, что для обучения иностранному языку выделяется только некоторая часть языковой системы, которая может быть усвоена учениками за отведенное для этого время в очень конкретных условиях и с использованием доступных методических средств. Значит, именно это содержание, условия и средства обучения определяют в значительной степени его результат.

Парадоксально, что, несмотря на годы изучения иностранного языка в школе и в вузе, только незначительная часть обучающихся может сегодня его активно использовать.

Основной причиной данного педагогического казуса является отсутствие у обучаемых практики языкового общения — языковой среды, при погружении в которую иностранный язык не требует бесконечного зубрения, а постепенно естественным образом усваивается.

Вторая причина «невладения» иностранным языком — это несоответствие заучиваемого языкового материала речевым моделям живой коммуникации, а также неэффективные, преимущественно репродуктивные методы обучения.

И наконец — недостаток мотивации у обучающихся, утрата ими интереса к языку и желания им заниматься, что неизбежно при подмене речевой коммуникации «языковым тренажером». В таких условиях обучение теряет свой исходный смысл — овладение языком как средством коммуникации, как теряется и ответ на вопрос «Зачем?».

Как правильно обучать детей иностранному языку?

  • Начните как можно раньше: исследования показывают, что дети от 0 до 6 лет обладают уникальными способностями к усвоению языков, при этом для каждого из усваиваемых языков формируется автономная функциональная система мозга. Используйте аутентичное содержание: игры, песни и книги на иностранном языке непосредственно от его носителей.
  • Создайте для ребенка языковую среду — по возможности говорите на иностранном языке дома, смотрите мультфильмы и сказки на иностранном языке, вместе слушайте песни и читайте книги.
  • Создайте позитивную атмосферу для изучения языка — хвалите ребенка за каждый успех и не ругайте за ошибки.
  • Используйте разные методы и средства, чтобы сделать обучение более интересным и эффективным: каждый ребенок уникален и учится по-разному.
  • Минимизируйте использование перевода, при этом содержание вашей речевой коммуникации должно превышать имеющийся у ребенка уровень владения языковым материалом.
  • Пригласите специалиста-педагога и обязательно запишите ребенка на групповые занятия иностранным языком — это поможет ему получить больше практики и общения.

Как правильно обучать иностранному языку подростков?

  • Объясните важность овладения иностранным языком и возможности, которые это может дать: подростки лучше учатся, когда понимают, зачем им нужно изучать язык. Расскажите им, чем иностранный язык может быть полезен для их образования, будущей карьеры и путешествий.
  • Сделайте обучение интересным: подростки склонны терять мотивацию, если им скучно. Используйте фильмы, музыку, игры, сайты и другие средства, которые им могут понравиться.
  • Обеспечьте свободу выбора: подростки хотят чувствовать себя независимыми. Позвольте им выбирать, какой язык они хотят изучать, какие тексты читать, и дайте им возможность самим принимать решения о методах и средствах обучения.
  • Привлекайте к обучению других детей: подростки ценят общение со сверстниками. Пригласите на занятия друзей вашего ребенка или найдите учебные онлайн-группы, где подростки могут общаться на иностранном языке.
  • Используйте компьютерные и мультимедийные технологии: подростки любят гаджеты и приложения. Найдите языковые приложения, игры, сайты, которые могут быть полезны при изучении языка.
  • Поддерживайте мотивацию к занятиям: подростки могут испытывать трудности с мотивацией и концентрацией своих сил. Побуждайте их заниматься, хвалите за усилия, а не только за результаты и достижения.

При организации обучения иностранному языку старшеклассников важно отдавать предпочтение индивидуальным траекториям обучения, которые позволяют отбирать и сочетать различные программы и учебные курсы, исходя из личных целей и задач учащегося.

Необходимо в большей степени ориентироваться на коммуникативные методы обучения, использующие погружение в языковую среду и активное речевое общение. Грегори Палмер, Георгий Лозанов, Галина Китайгородская, Игорь Шехтер и другие ученые — вот классики коммуникативно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам, чьи методические системы по праву относятся к группе высокоэффективных интенсивных методов. Прекрасным дополнением к ним станут методически выверенные учебные пособия и специализированные сайты.

При выборе учебных пособий и сайтов важно учитывать индивидуальные особенности и интересы каждого обучающегося. Кроме того, важно не забывать, что обучение языку — это процесс овладения не только языковыми средствами, но и содержанием культуры другой страны, что требует времени, терпения и длительной регулярной практики.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях