background picturebackground picture

Как устроен мозг подростка

Подростки

99

Сложный период пройдет легче, если подключить нейронауку

Подростки могут казаться импульсивными, безответственными, отчужденными, да и просто невыносимыми. У этого есть биологические причины. Одна из них — растущий и развивающийся мозг, рассказывает когнитивный нейробиолог Сара-Джейн Блэкмор из Королевского колледжа в Лондоне.

Изменения продолжаются

Подростковый возраст — время перемен: у человека устанавливаются новые социальные связи, повышается склонность к риску, а мнение сверстников приобретает особое значение.

В книге «Изобретение самих себя. Тайная жизнь мозга подростков» когнитивный нейробиолог, профессор Сара-Джейн Блэкмор рассказывает об исследованиях в этой области и о том, как именно подростки и молодые взрослые думают, учатся и решают проблемы.

Одной из главных причин конфликтов, путаницы и противоречий в сознании подростка считается временное несоответствие в развитии разных частей мозга. Например, их префронтальная кора (она отвечает за высшую нервную деятельность — самостоятельное принятие решений, планирование, подавление неподобающего или слишком рискованного поведения) еще недостаточно развита для того, чтобы планировать, различать добро и зло или предвидеть последствия. Зато интенсивно развивается миндалевидное тело, которое отвечает за способность распознавать эмоции других людей. Поэтому подростки реагируют скорее эмоционально, чем рационально. Они склонны делать неверные выводы и принимать скоропалительные решения.

Другая особенность подросткового мозга — недостаток белого вещества (миелина). Миелин защищает нервные клетки, подобно тому как пластмассовая изоляция защищает кабель и предотвращает утечку тока. Миелин значительно повышает эффективность передачи нервных импульсов в мозгу. У подростков белое вещество только формируется — этот процесс заканчивается к 30 годам.

Потенциально опасным и в то же время открытым для массы возможностей подростковый период делает третья особенность мозга — нейропластичность. Мозг способен меняться под воздействием опыта, устанавливать новые связи между нейронами. Используемые нейронные связи разрастаются и укрепляются, а неиспользуемые — вытесняются. На практике это означает, что подростки совершенствуются в том, чему уделяют много времени, будь то футбол, игра на скрипке или, наоборот, карманные кражи.

«Стрелки» внутренних часов

В период полового созревания смещаются циркадные ритмы, которые отвечают за сон и бодрствование. Из-за гормональных изменений стрелки «внутренних часов» подростков запаздывают примерно на два часа.

Это значит, что вечером их начинает клонить в сон на пару часов позже, чем взрослых. А по утрам они чувствуют себя гораздо более уставшими, чем в детстве (или, наоборот, в более старшем возрасте).

Обычно уроки начинаются рано утром, а для подростка с биологической точки зрения 8 утра — это время, когда нужно спать.

Некоторые школы экспериментируют со временем начала занятий и анализируют результаты. Например, после того как в 2016 году школы Сиэтла перенесли начало уроков с 7:50 на 8:45, выяснилось, что если давать подросткам дополнительный час сна утром, то они прогуливают первые уроки на 25% реже, успеваемость улучшается на 4,5%, а психологическая обстановка в семье становится более благоприятной.

Зачем подросткам нейронаука

Сара-Джейн Блэкмор считает, что основы нейронауки нужно включить в учебную программу старших классов. «Подростки должны знать, как меняется их мозг. Это позволит им лучше понимать себя, свои мотивы и ощущения, — говорит она. — Например, в чем причины их застенчивости, склонности к риску или особенной восприимчивости к мнению сверстников. К тому же подростковые годы — важный период с точки зрения уязвимости к психическим заболеваниям. Большинство из них впервые проявляется именно в этом возрасте. Подросткам важно знать о социальных и биологических причинах того, что с ними происходит. Это поможет научиться справляться со своими чувствами и вовремя распознавать возможные проблемы».

Подростковый возраст — важный период для социальной адаптации, продолжает она. Поэтому мозг словно «настроен» на то, чтобы учиться понимать других людей, их мысли и эмоции, распознавать социальную иерархию.

Ровесники, друзья и их мнение становятся очень значимыми для подростка. Ему важно быть включенным в социальную группу, быть признанным «своим».

В этом возрасте появляется повышенная склонность к рискованному поведению под давлением сверстников. Курение, употребление алкоголя или эксперименты с наркотиками — все это подростки совершают не в одиночку, а в группе.

В основе таких действий лежит страх быть отвергнутым группой сверстников — одна из движущих сил подросткового поведения. Чтобы лучше понимать, что именно толкает взрослеющего ребенка к тем или иным действиям, Сара-Джейн Блэкмор рекомендует читать литературу на эту тему — и подросткам, и их родителям.

Возраст сложностей и возможностей

Чтобы понять подростковое желание отделиться от родителей и произвести впечатление на друзей, нужно обратить внимание на древнюю часть мозга, которая интенсивно развивается в этом возрасте — лимбическую систему. Она отвечает за эмоции и за внутреннюю «систему поощрения», то есть за удовольствие от одобрения окружающих. В силу особенностей развития лимбической системы подростки крайне чувствительны к похвале после рискованных поступков и зависимы от мнения сверстников. А к мнению старших, наоборот, прислушиваться не любят.

Юному человеку, конечно, непросто управлять своими эмоциями и поведением, но зато благодаря нейропластичности мозга подростковый возраст — время удивительных возможностей в сфере обучения и творчества.

  

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях