Ребенок с ограничениями здоровья развития развивается в первую очередь благодаря помощи взрослого, который понимает его особенность и учитывает потребности
Ребенок с ограничениями здоровья развивается в первую очередь благодаря помощи взрослого, который понимает его особенность и учитывает потребности. Задача взрослых — помочь ребенку с особенностями адаптироваться в мире и максимально реализовать все свои возможности.
Чтобы особый ребенок мог развиваться, ему нужно создавать адаптированные для него условия — и тогда трудности в познании мира, эмоциональном развитии и в общении с другими людьми постепенно будут уменьшаться. То есть, говоря, «особые образовательные потребности», мы в первую очередь имеем в виду создание условий для реализации возможностей ребенка — познавательных, энергетических и эмоционально-волевых.
Познавательные возможности включают в себя владение мыслительными операциями, возможности восприятия и сохранения воспринятой информации, активный и пассивный словарь, накопленные знания об окружающем мире. К энергетическим возможностям относятся умственная активность и работоспособность, а к эмоционально-волевым — направленность активности ребенка, его познавательная мотивация, а способность сосредоточиться и удерживать внимание.
Корректировать нарушения речевого развития
Часто у особых детей возникают затруднения из-за нарушения речевого развития. Это могут быть, например, трудности в назывании предмета, обобщении с помощью слов, использовании слова для запоминания. Также отставание в развитии мыслительной деятельности, недостатки моторики, низкая работоспособность и быстрая истощаемость.
Почему это происходит? Дело в том, что в центральной нервной системе все функции тесно взаимосвязаны. Поэтому если одна из функций нарушается, это неизбежно сказывается на работе других. И чем сильнее первоначальное нарушение, тем значительнее будет проявление сопутствующих закономерностей.
Хорошая новость в том, что все эти особенности развития можно взять под контроль и постепенно ослабить. Здесь и приходят на помощь коррекционно-развивающие программы, в которых учитываются особые образовательные потребности детей.
Облегчить учебу особым детям
Но нередко получается так, что дети, не проходившие специальной коррекционной подготовки до школы, оказываются без знаний и навыков, необходимых для овладения школьной программой, поэтому учиться им еще тяжелее. Облегчить учебу для таких детей можно, только если учитывать особые образовательные потребности ребенка. Для этого нужно:
● проводить подготовительные занятия, постепенно подводящие к школьной программе;
● поощрять ребенка за успехи — это поможет сформировать мотивацию к учебе;
● преподносить новую информацию в замедленном темпе, при необходимости повторять;
● помнить, что объем воспринимаемой информации у особых детей меньше — а значит, информацию лучше разбить на небольшие порции;
● использовать разные методы обучения: в том числе делать упор на наглядность и практические занятия;
● организовывать уроки таким образом, чтобы дети не переутомлялись;
● максимально ограничивать постороннюю стимуляцию и концентрироваться на учебном процессе;
● контролировать, понимает ли ребенок учебный материал;
● учитывать сенсорные возможности ребенка: например, подобрать оптимальное освещение рабочего места или звукоусиливающую аппаратуру.
Если особые образовательные потребности ребенка удовлетворяются не полностью, эффективность обучения снижается
Где потребуется адаптация
Для разных видов нарушений специалисты выделяют общие характеристики особых образовательных потребностей:
● Время начала образования — целенаправленное обучение нужно начинать в тот момент, когда было выявлено нарушение в развитии.
● Содержание образования — необходимо добавить специальные разделы, которых нет в обычной общеобразовательной программе.
● Специальные методы и средства обучения — нужно использовать как специфические для состояния ребенка средства, так и более подходящий его потребностям ритм «пошагового» обучения.
● Особая организация обучения — нужно находить индивидуальный подход к ребенку и «подстраивать» образовательную среду под его потребности.
● Границы образовательного пространства — для особого ребенка образовательным пространством становится не только школа, но и весь окружающий мир.
● Продолжительность образования — процесс обучения длится дольше и может выходить за рамки привычного школьного возраста.
● Круг лиц, участвующих в образовании — над обучением и реабилитацией ребенка работают не только родители и специальные педагоги, но и профильные специалисты — психологи, социальные работники, врачи разных специальностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя адаптированные общеобразовательные программы, учитывающие потребности разных категорий особых детей. Подобрать соответствующую диагнозу и состоянию ребенка образовательную программу поможет Реестр примерных основных образовательных программ.
Источники:
Лубовский В. Особые образовательные потребности // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 5.
Гончарова Е., Кукушкина О. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики. 2002. Альманах № 5