Семь научно обоснованных способов развивать у детей долговременную память
Порой, гуляя с ребенком, мы вдруг сами ненадолго — иногда лишь на несколько секунд — переносимся в детство, в свои пять-шесть-семь лет. Очертания домов, изгиб дороги, пение птиц, запах скошенной травы — что угодно может стать сигналом для нашей ассоциативной памяти. Мы дорожим детскими воспоминаниями и жалеем, что помним меньше, чем хотелось бы, и частью полагаемся на рассказы близких. Как помочь детям сохранить в памяти собственный детский опыт?
Мы уверены, что лучше наших детей помним время, проведенное вместе, — будь то прогулки, разговоры по душам или даже собственные настойчивые попытки привить правильные привычки (вроде актуального сейчас мытья рук). В нашей памяти остается множество таких ценных моментов, но вряд ли дети так же хорошо запомнят свои ранние годы, как запомнили их мы.
Но при этом мы хотим, чтобы у детей сохранились собственные яркие и долговременные воспоминания о том, что с ними происходило. Возможно ли это в случае с совсем маленькими детьми? Эксперты считают, что дети раннего возраста могут помнить больше, чем нам кажется.
«Дети начинают запоминать события в невербальной форме с младенчества, — говорит профессор психологии Джорджтаунского университета (США) Рейчел Барр, которая руководит проектом по изучению раннего когнитивного и социального развития детей. — В течение первых двух лет жизни воспоминания хранятся все дольше, они становятся более сложными и адаптивными. Это означает, что, познавая мир, они учатся соединять то, что они знали раньше, с новой информацией, и таким образом расширяют границы своего знания».
Барр утверждает, что уже с двухлетнего возраста, когда дети начинают говорить, они запоминают истории из собственной жизни. И мы может увеличить их шансы запомнить некоторые моменты. Вот несколько способов это сделать.
1. Комментируйте события «в прямом эфире»
Лучший способ научить детей рассказывать свои истории (а значит, и запоминать их) — обсуждать события вашей жизни, комментировать то, что они сейчас переживают, или то, что происходит вокруг.
«Вести такие беседы можно с раннего возраста, они учат ребенка анализировать и организовывать свои воспоминания, связывать их с другими людьми и с разным опытом, — говорит психолог. — Это может быть просто обсуждение прогулки в парке или, напротив, важный разговор о появлении в семье младшего ребенка».
Например, трехлетний ребенок будет долго вспоминать путешествие к родным в другой город, если по дороге постоянно рассказывать ему, куда и зачем вы едете, какие места проезжаете, на каком транспорте, с кем познакомитесь в новом месте и какое событие будете отмечать.
2. Обсуждайте то, что уже произошло
Для формировании у детей устойчивых воспоминаний важно не только комментировать текущие события, но и рассказывать им истории о том, что было в прошлом. «Опыт взаимодействия с нарративами, который мы получаем в раннем детстве, создает в мозгу благоприятные условия для обучения и запоминания, — считает невролог, специалист по развитию мозга и педагог Джуди Уиллис. — В основе этого механизма лежит наша эмоциональная связь с историями, которые нам рассказывали или читали».
Она рекомендует понаблюдать за тем, что ребенку интересно, а затем помочь ему или ей сосредоточиться на этой теме. Например, если вы вместе увидели падающую звезду, можно спустя некоторое время попросить рассказать историю этой звезды. Еще лучше, если вы сочините ее вместе — так, чтобы некоторые детали истории придумывал ребенок. Пофантазируйте о том, откуда она взялась и куда исчезла. В разговоре с детьми школьного возраста можно использовать пару научных терминов, имеющих отношение к темам, которые они сейчас проходят.
3. Задействуйте все чувства — или хотя бы самое главное
По словам Рейчел Барр, обонятельная луковица в мозге напрямую соединена с гиппокампом. Эта область отвечает за обработку и закрепление новых воспоминаний. Вот почему определенные запахи — лосьона, которым пользовалась мама, или бабушкиного печенья — так легко возвращают нас в прошлое.
Исследовательница рекомендует не ограничиваться обонянием, а задействовать максимум каналов восприятия — зрение, слух, вкус, осязание. Учите ребенка обращать внимание на то, что он чувствует, — так его воспоминания будут более стойкими, и ему будет проще обращаться к ним в более сознательном возрасте.
4. Используйте сувениры из поездок и другие материальные опоры
Дети в возрасте от 1 года до 5 лет учатся «путешествовать во времени» — они блуждают туда-сюда в мыслях, создавая историю своей жизни. Облегчить этот процесс могут осязаемые предметы, говорит Рэйчел Барр.
Например, обсуждая недавнее путешествие, покажите ребенку сделанные в пути фотографии или открытку, которую вы привезли с собой. А может, ассоциативную память ребенка лучше стимулируют игры с мягкой игрушкой, которую бабушка и дедушка подарили, когда последний раз приходили в гости?
5. Прокладывайте разные пути для памяти
Память о новом опыте — вещь достаточно хрупкая, отмечает Джуди Уиллис, но мы можем создать несколько событий внутри события, чтобы у воспоминания было больше возможностей закрепиться. Иначе говоря, можно «расширить» момент, который мы хотим сохранить в памяти ребенка, дополнив его различными элементами.
Если вам нравится смотреть на облака вместе с ребенком, обсудите, каким облако может быть на вкус или на ощупь, как оно может пахнуть. Или попросите его танцевать или двигаться, как облако. Вовлекая в обработку ситуации различные области мозга, можно увеличить шансы на ее запоминание.
6. Предложите нарисовать картину
Еще один способ помочь детям лучше что-то запомнить — попросить их спустя некоторое время изобразить событие. Результаты новозеландского исследования показывают, что дети 5–6 лет, которых просили нарисовать прошедшее событие, могут передать больше деталей, чем те, кого просили лишь рассказать о нем.
Рисование также помогает ребенку сосредоточиться на том, что помнит о конкретном моменте он, а не вы. После того как рисунок будет готов, Рейчел Барр предлагает попросить ребенка рассказать, что именно он нарисовал. «Дети могут сказать что-то вроде: „Это ракушка/шишка, которую я тогда нашел и положил в карман“, — говорит она. — Возможно, вы вообще не помните этого момента — зато они помнят».
7. События должны повторяться
Информация и действия запоминаются лучше, если их повторять, — этот механизм работает и у взрослых, и у детей. Джуди Уиллис объясняет, почему: «Чем чаще повторяется действие, тем больше нейронных связей появляется у ребенка в связи с этим событием, и тем лучше оно запоминается. Чем больше практики, тем дольше длится эффект. Каждый раз, когда дети используют, пересматривают, применяют или вспоминают информацию, а также свои навыки и свой опыт, их память становится все лучше и им легче в дальнейшем запоминать новые события».
Источник:
Блог «О родительстве» в издании The Washington Post
Фото: Коллекция/iStock