Разносторонние интересы, открытость миру и умение общаться позволят ребенку стать успешным и счастливым
Современный мир изменчив, непредсказуем и сложен. В таких условиях нелегко строить планы на будущее. Чему учить детей в первую очередь, какие навыки пригодятся им во взрослой жизни и на что стоит обратить внимание уже сейчас? На эти темы, волнующие сегодня многих родителей, рассуждает директор по маркетингу компании «Яндекс» Андрей Себрант.
О программировании, планировании и новых возможностях
Первое и самое главное — не программировать жизнь своего ребенка. Родители (осознанно или нет) хотят, чтобы ребенок прожил примерно их жизнь, только лучше. Они понимают, где совершили ошибки сами, и хотят воплотить в детях свои мечты. И самое страшное, что можно сделать — пытаться навязать человеку, который будет жить в ближайшие десятилетия, свои планы 30-летней давности. Конечно, ребенку можно советовать, но нельзя ничего навязывать. Причем это касается не только образования, а жизни вообще. У ребенка, как у отдельной личности, есть свои границы. И любовь не дает права эти границы нарушать.
Мир меняется очень быстро, и сейчас у родителей очень мало шансов сформировать какую-то четкую жизненную траекторию для ребенка. Никто из нас не знает, в каком мире будут жить и работать нынешние десятилетние дети. Мы не знаем, какие области будет охватывать в будущем инструментарий, который доступен школьнику сейчас.
Стоит вспомнить нашу жизнь 10 лет назад: тогда никто даже предположить не мог, что в 2020 году детей будут обучать созданию виртуальных миров на платформах вроде Roblox.
В советские времена родители мечтали, что ребенок поступит в вуз, особенно если у них самих не было высшего образования. При этом они могли не понимать, к чему готовятся их дети, если речь шла о сложных вещах — физике, космосе.
Сейчас у родителей тоже есть опасения по поводу Minecraft и Roblox, например. Но тревога возникает от незнания и непонимания. А ведь такие навыки открывают новые возможности. Сейчас есть школы, в которых детей с 8 лет обучают построению виртуальных сред! При успешном освоении таких программ ребенок уже к 10–12 годам сможет самостоятельно зарабатывать. Если он чем-то страстно увлечен, родителям стоит проявить больше интереса к его увлечению и, возможно, провести время вместе с ним за этим занятием.
О кругозоре и командной работе
Мы ничего не знаем про будущее, кроме того, что оно будет «пестрым»: в нем будут переплетаться разные знания и навыки — искусство, дизайн, технологии, информатика, биология. Умение не зацикливаться на чем-то одном важно сейчас и будет цениться в дальнейшем. Сегодня успешные люди — от ученых до предпринимателей — это личности с широким кругозором и разными умениями. Они увлекаются шахматами, играют на музыкальных инструментах, пишут картины… Счастливый и успешный человек разносторонен.
Ведущие мировые вузы стимулируют людей изучать науки, «перпендикулярные» профильному направлению. Например, инженеры и программисты, чтобы получить диплом, должны сдать экзамены по гуманитарным дисциплинам на выбор. Это необходимо, потому что хороший специалист в будущем — это член междисциплинарной (и часто виртуальной) команды, где, скажем, программисту нужно будет находить взаимопонимание с дизайнером или копирайтером.
Важным фактором становится комплексное, универсальное, разностороннее образование. Оно позволяет посмотреть на свою сферу деятельности под другим углом.
Работа в команде — одна из общих характеристик будущего, которая вряд ли исчезнет в ближайшие десятилетия. Формы и методы реализации могут различаться, но умение работать в команде, общаться с людьми никуда не денется. При этом коллективы могут быть разными. Тренировать навыки общения и сотрудничества можно, даже сидя за компьютером. Например, современные многопользовательские ролевые игры развивают командные навыки у людей из разных частей мира ничуть не хуже, чем игры в «войнушку» из нашего детства.
Об устройстве мира и компьютерных играх
Важно привить ребенку знание о том, как устроен окружающий мир. В чем смысл химии, физики или географии в школе? Эти предметы позволяют приспособиться к жизни, узнать, какие законы в ней действуют. Сегодня все так или иначе связано с IT-сферой. И если раньше было полезно знать, как из розетки «получают» электрический ток, сейчас не менее важно понимать, как устроены и работают вещи вокруг нас: «говорящие» колонки и другие «умные» гаджеты.
Родительские страхи часто связаны с непониманием того, чем ребенок занимается, сидя за компьютером. Многие боятся компьютерной или игровой зависимости. Но компьютер сам по себе не страшен. Опасно, когда у человека есть предрасположенность к развитию зависимости. Такое явление существовало во все времена. Если вы заметили подобную склонность у ребенка, лучше обратиться к специалистам.
О школе, дополнительных занятиях и спорте
Школа в традиционном понимании в будущем останется — она дает набор тех базовых знаний, которые желательно иметь каждому человеку. Конечно, будет больше разных школ, институт школы трансформируется, но останется. А вот вузы будут меняться сильнее. Представление о необходимости всеобщего высшего образования родом из индустриального общества, оно не соответствует потребностям современности и рынка труда. В постиндустриальном мире вуз в том виде, в каком он существует сейчас, нужен далеко не во всех специальностях.
Например, сильного программиста, востребованного на рынке, можно подготовить меньше чем за год, и он будет конкурентоспособен на уровне выпускника вуза. Часть карьерных траекторий будут достижимы без получения высшего образования. Специалистов Яндекса и Google уже сегодня не интересует ваш диплом — им важно, что вы умеете.
Для всестороннего развития, помимо школы, полезно обеспечить ребенку дополнительные занятия. На них он сможет познать мир, в котором ему предстоит жить.
Если родители хотят, чтобы ребенок был счастлив, то должны восполнять дефициты школы. Современная школа не успевает за быстро развивающимися технологиями. Но это нормально, ведь школа — хранительница традиций в обществе, поэтому она не может быть слишком динамичной.
Важно заниматься спортом. Не в профессиональном плане, а в качестве приключения: когда ты бежишь по парку или играешь в футбол ради удовольствия, а не ради разряда. Отличие хорошего образования от плохого в том, что это тоже своего рода приключение. Поэтому вполне естественно, что люди, которые занимаются самообразованием, одновременно любят спортивные приключения. Плюс ко всему, спорт учит дисциплине и осознанию того, что не всегда все получается с первого раза. Таким образом человек узнает, что вначале нужно приложить усилия.
Источник:
Вебинар «Какое образование поможет вашему ребенку стать уникальным специалистом в будущем»
Фото: Коллекция/iStock