background picturebackground picture

Как развиваются дети с ДЦП?

Особые дети

953

Фазы развития болезни от рождения до года

Раннее возникновение заболевания является основной причиной особенностей формирования познавательной деятельности, речевого и эмоционально-личностного развития ребенка. Обследование детей младенческого и раннего возраста (0-3 лет) позволило описать особенности их развития.

Фазы развития болезни в первый год жизни

Первая фаза — острый период, который длится в течение первого месяца жизни. Нарушение кровообращения, угнетение или возбуждение ЦНС.

Вторая фаза — патологический процесс, который длится в течение второго и третьего месяцев жизни. Уменьшается выраженность неврологических расстройств, может улучшаться общее состояние, повышаться двигательная активность, происходит некоторая нормализация мышечного тонуса и рефлексов, так как пострадавший мозг не утрачивает способности к восстановлению.

Третья фаза — спастические явления. Эта фаза проявляется на третьем-шестом месяце жизни и характеризуется преобладанием мышечной гипертонии. В этом возрасте выделяются две группы детей:

  1. первая группа — патологические неврологические симптомы нарастают: ребенок может запрокидывать голову, сгибать в локтях руки и прижимать их к груди, перекрещивать ноги при опоре и ставить их на носки, может появиться выраженный тремор и судороги;
  2. вторая группа — положительный прогресс во второй фазе болезни закрепляется, снижаются неврологические расстройства.

Четвертая фаза — завершение болезни, проявляется на 7-9 месяце жизни, когда дети разделяются на две группы:

  1. первая группа (20%) — дети с психоневрологическими расстройствами и тяжелыми формами ДЦП;
  2. вторая группа (80%) — дети, у которых нормализуются ранее наблюдавшиеся изменения со стороны ЦНС.

Особенности развития детей с ДЦП до трех лет

Двигательное развитие:

  1. отсутствие/замедление темпов развития основных движений (удерживание головы, вертикальное положение, сидение, ходьба);
  1. нарушение/ограниченность произвольных движений;
  2. нарушение подвижности, координации;нарушение хватательных и манипулятивных функций рук;
  3. наличие патологических (неестественных) вынужденных поз;
  4. амимичность лица.

Развитие речи и общения:

  1. нарушения голоса, монотонность;
  2. нарушение артикуляционного аппарата — снижение подвижности губ и языка, изменение мышечного тонуса, возможны значительные затруднения процессов сосания и глотания (отмечается подтекание молока из углов губ);
  3. речевая активность низкая — крик длительное время не является средством общения. Гуление на первоначальном этапе может соответствовать возрастной норме, но в дальнейшем — слабо выражено отраженное гуление (вслед за взрослым) и самоподражание (многократное повторение звуков), отсутствует «певучесть» звуков. Лепет у большинства детей возникает поздно и характеризуется бедностью звукового состава и слоговых рядов, монотонностью голоса. При общении стараются чаще использовать крик, мимику, жесты, а не лепетные слова.

Сенсорное развитие и познавательная активность:

  1. нарушение/задержка зрительного, слухового и кинестетического восприятия — реакции на внешние раздражители возникают при условии постоянной стимуляции ребенка;
  2. зрительно-моторная координация формируется позднее и при условии постоянного стимулирования ребенка;
  3. познавательная активность формируется в условиях стимуляции со стороны взрослого.

Формирование эмоционально-личностной сферы:

  1. повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, плаксивость, капризность, обидчивость;
  2. склонность к колебаниям настроения и инертность эмоциональных реакций;
  3. нарушение поведения (двигательная расторможенность, агрессия, реакции протеста или полного безразличия, равнодушия).

                                   

Источники:

Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). М., 1989. 

Архипова Е.Ф. Психолого-педагогические аспекты комплексной абилитации детей младенческого возраста с церебральным параличом/ Коррекционная педагогика: теория и практика: науч. — метод. жур­нал. № 2. М.: Издательский дом «Образование плюс», 2014.

Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 

Православный портал о благотворительности «Милосердие» 

Поделиться в соцсетях