Как развиваются дети с ДЦП?

Фазы развития болезни в первый год жизни

  • первая группа — патологические неврологические симптомы нарастают: ребенок может запрокидывать голову, сгибать в локтях руки и прижимать их к груди, перекрещивать ноги при опоре и ставить их на носки, может появиться выраженный тремор и судороги;
  • вторая группа — положительный прогресс во второй фазе болезни закрепляется, снижаются неврологические расстройства.

  • первая группа (20%) — дети с психоневрологическими расстройствами и тяжелыми формами ДЦП;
  • вторая группа (80%) — дети, у которых нормализуются ранее наблюдавшиеся изменения со стороны ЦНС.

Особенности развития детей с ДЦП до трех лет

Двигательное развитие:

  • отсутствие/замедление темпов развития основных движений (удерживание головы, вертикальное положение, сидение, ходьба);
  • нарушение/ограниченность произвольных движений;
  • нарушение подвижности, координации;нарушение хватательных и манипулятивных функций рук;
  • наличие патологических (неестественных) вынужденных поз;
  • амимичность лица.

Развитие речи и общения:

  • нарушения голоса, монотонность;
  • нарушение артикуляционного аппарата — снижение подвижности губ и языка, изменение мышечного тонуса, возможны значительные затруднения процессов сосания и глотания (отмечается подтекание молока из углов губ);
  • речевая активность низкая — крик длительное время не является средством общения. Гуление на первоначальном этапе может соответствовать возрастной норме, но в дальнейшем — слабо выражено отраженное гуление (вслед за взрослым) и самоподражание (многократное повторение звуков), отсутствует «певучесть» звуков. Лепет у большинства детей возникает поздно и характеризуется бедностью звукового состава и слоговых рядов, монотонностью голоса. При общении стараются чаще использовать крик, мимику, жесты, а не лепетные слова.

Сенсорное развитие и познавательная активность:

  • нарушение/задержка зрительного, слухового и кинестетического восприятия — реакции на внешние раздражители возникают при условии постоянной стимуляции ребенка;
  • зрительно-моторная координация формируется позднее и при условии постоянного стимулирования ребенка;
  • познавательная активность формируется в условиях стимуляции со стороны взрослого.

Формирование эмоционально-личностной сферы:

  • повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, плаксивость, капризность, обидчивость;
  • склонность к колебаниям настроения и инертность эмоциональных реакций;
  • нарушение поведения (двигательная расторможенность, агрессия, реакции протеста или полного безразличия, равнодушия).

Елена Кулакова, декан дефектологического факультета МПГУ