Фазы развития болезни от рождения до года
Раннее возникновение заболевания является основной причиной особенностей формирования познавательной деятельности, речевого и эмоционально-личностного развития ребенка. Обследование детей младенческого и раннего возраста (0-3 лет) позволило описать особенности их развития.
Фазы развития болезни в первый год жизни
Первая фаза — острый период, который длится в течение первого месяца жизни. Нарушение кровообращения, угнетение или возбуждение ЦНС.
Вторая фаза — патологический процесс, который длится в течение второго и третьего месяцев жизни. Уменьшается выраженность неврологических расстройств, может улучшаться общее состояние, повышаться двигательная активность, происходит некоторая нормализация мышечного тонуса и рефлексов, так как пострадавший мозг не утрачивает способности к восстановлению.
Третья фаза — спастические явления. Эта фаза проявляется на третьем-шестом месяце жизни и характеризуется преобладанием мышечной гипертонии. В этом возрасте выделяются две группы детей:
- первая группа — патологические неврологические симптомы нарастают: ребенок может запрокидывать голову, сгибать в локтях руки и прижимать их к груди, перекрещивать ноги при опоре и ставить их на носки, может появиться выраженный тремор и судороги;
- вторая группа — положительный прогресс во второй фазе болезни закрепляется, снижаются неврологические расстройства.
Четвертая фаза — завершение болезни, проявляется на 7-9 месяце жизни, когда дети разделяются на две группы:
- первая группа (20%) — дети с психоневрологическими расстройствами и тяжелыми формами ДЦП;
- вторая группа (80%) — дети, у которых нормализуются ранее наблюдавшиеся изменения со стороны ЦНС.
Особенности развития детей с ДЦП до трех лет
Двигательное развитие:
- отсутствие/замедление темпов развития основных движений (удерживание головы, вертикальное положение, сидение, ходьба);
- нарушение/ограниченность произвольных движений;
- нарушение подвижности, координации;нарушение хватательных и манипулятивных функций рук;
- наличие патологических (неестественных) вынужденных поз;
- амимичность лица.
Развитие речи и общения:
- нарушения голоса, монотонность;
- нарушение артикуляционного аппарата — снижение подвижности губ и языка, изменение мышечного тонуса, возможны значительные затруднения процессов сосания и глотания (отмечается подтекание молока из углов губ);
- речевая активность низкая — крик длительное время не является средством общения. Гуление на первоначальном этапе может соответствовать возрастной норме, но в дальнейшем — слабо выражено отраженное гуление (вслед за взрослым) и самоподражание (многократное повторение звуков), отсутствует «певучесть» звуков. Лепет у большинства детей возникает поздно и характеризуется бедностью звукового состава и слоговых рядов, монотонностью голоса. При общении стараются чаще использовать крик, мимику, жесты, а не лепетные слова.
Сенсорное развитие и познавательная активность:
- нарушение/задержка зрительного, слухового и кинестетического восприятия — реакции на внешние раздражители возникают при условии постоянной стимуляции ребенка;
- зрительно-моторная координация формируется позднее и при условии постоянного стимулирования ребенка;
- познавательная активность формируется в условиях стимуляции со стороны взрослого.
Формирование эмоционально-личностной сферы:
- повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, плаксивость, капризность, обидчивость;
- склонность к колебаниям настроения и инертность эмоциональных реакций;
- нарушение поведения (двигательная расторможенность, агрессия, реакции протеста или полного безразличия, равнодушия).
Источники:
Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). М., 1989.
Архипова Е.Ф. Психолого-педагогические аспекты комплексной абилитации детей младенческого возраста с церебральным параличом/ Коррекционная педагогика: теория и практика: науч. — метод. журнал. № 2. М.: Издательский дом «Образование плюс», 2014.
Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Православный портал о благотворительности «Милосердие»