background picturebackground picture

Как развивать и развлекать особого ребенка на каникулах

Особые дети

3

Нейропсихолог объясняет, какие летние занятия, игры и совместные проекты с родителями порадуют ребенка и принесут ему пользу

Лето — это время каникул, которое отличается от учебного времени. Как его проводить с ребенком, чтобы он отдохнул и в то же время не забыл то, чему научился? Сейчас, когда многие семьи вынуждены ограничивать общение из-за пандемии, особенно важно потратить летние дни так, чтобы у ребенка остались яркие впечатления. Нейропсихолог, сотрудник Центра лечебной педагогики «Особые дети» Софья Куртик поделилась своими идеями в видеолекции, а мы их пересказали.

За что мы любим лето

Чем лето отличается от остального времени, если мы говорим про школьников? Это время отдыха от занятий, от учебы, от сложных дел, которые вызывают неприятные ощущения. Мы привыкли к тому, что лето для нас наполнено яркими новыми впечатлениями. Раньше, до коронавируса, мы уезжали из города, путешествовали и получали впечатления, которые потом можно было долго переваривать, перебирать, вспоминать.

Что еще характерно для лета? Летом мы меньше сидим за столом и больше гуляем, двигаемся. Это период большей сенсорной насыщенности: мы ходим босиком по траве, нюхаем цветочки, иногда лазаем по деревьям и получаем таким образом много информации, которая необходима для нашего мозга.

Родители часто боятся, что ребенок за лето забудет то, что он выучил в течение учебного года, что будет откат и потом придется наверстывать. Поэтому им очень хочется продолжать заниматься с детьми и летом, чтобы не потерять наработанное.

На самом деле не нужно бояться отдыха. Когда дети приходят после лета к нам в Центр лечебной педагогики (ЦЛП), мы часто видим, что у них произошел скачок в развитии. Родителям это может быть удивительно, но на самом деле так и должно быть. Ребенок осенью, зимой и весной ходил на занятия, осваивал разные навыки, преодолевал трудности. Но чтобы этот опыт закрепился, чтобы произошла «перестройка» в голове и образовались прочные нейронные связи, обязательно нужен период отдыха, перерыв.

В то же время можно, не нагружая ребенка, применить летом уже накопленные знания и даже приобрести принципиально новые способности. И родители тут могут действовать в нескольких направлениях.

  1. Движение. Какие есть возможности для движения? Во что можно играть, чтобы поддерживать достаточный уровень физической нагрузки?
  2. Активности и проекты. Чем еще можно заняться, чем наполнить время? Как создавать целые проекты и чем это полезно?
  3. Игры. Как и во что играть, как быть более самоорганизованным и учиться следовать правилам?
  4. Общение. Это одна из наших базовых потребностей: в процессе общения развиваются многие навыки, которые необходимы и для учебы в том числе.

Удобная и наглядная структура дня

Структуру дня важно сделать удобной для вас и вашей семьи. Должны быть неизменные вещи, постоянные, которые являются частью любого расписания. Наши естественные потребности создают рамки для нашего расписания, прочный каркас каждого дня. Дальше мы можем его достраивать, добавлять другие элементы, повторяющиеся или уникальные.

Для особого ребенка стабильность и предсказуемость исключительно важны. Хорошо, когда постоянство есть не только в еде (завтрак, обед, ужин) и переходах от сна к бодрствованию. Например, постоянным может быть тихий час после обеда, какое-то любимое занятие по вечерам, утренняя прогулка.

Когда есть то, что никогда не меняется, и ребенок, и родители чувствуют себя спокойнее и могут свободно и гибко планировать остальное время.

Как сделать расписание наглядным? Вы можете расчертить на графы магнитную доску и написать, что вы делаете каждый день. Или вы можете сфотографировать своего ребенка за разными занятиями, которые стоят в расписании, и прикрепить для наглядности его фотографии. Можно нарисовать картинки (или поручить это ребенку), а можно написать текст, если ребенок любит буквы и такой способ ему больше подходит.

Когда вы что-то меняете в ваших дневных планах, это обязательно нужно проговаривать. За завтраком вы можете обсудить, что нового и интересного вы делаете сегодня. А вечером хорошо бы вспомнить, что было важного в этот день, — так ребенок сможет лучше запомнить свои впечатления.

Двигательная активность и сенсорная насыщенность

Теперь мы поговорим о тех формах активности, которые важно сохранить в жизни ребенка летом, в особенности в ситуации самоизоляции. Движение — это то, чего больше всего не хватает. Как сделать так, чтобы тело получало достаточно двигательных ощущений? Тут помогут прогулки, близость к природе, подвижные и сенсорные игры.

В какой форме мы можем сохранить элементы прогулок, даже если мы вынуждены в основном проводить время дома? Если, к примеру, закрыты детские площадки, это повод изучить свой район и найти недалеко набережную, или сквер, или полянку, или необычную дорогу до почты и магазина. Можно придумать какую-то игру для выхода на улицу: предположим, вы как будто отправляетесь в джунгли и будете там ловить воображаемых диких животных. Важно обеспечить ребенку тактильный контакт с землей, песком, травой. Возьмите с собой на прогулку лупу и изучайте растения и насекомых или поймайте в банку какого-нибудь жука, чтобы рассмотреть его дома.

Тем, кто на даче, проще организовать ребенку движение, прогулки, общение с природой. Тем, кто проводит лето в квартире, можно предложить сажать растения и привлекать к этому ребенка. Например, можно показать, как вырастить на подоконнике луковицу, или попробовать прорастить горох: сначала замочить, а потом посадить в землю. Можно даже посадить растение перед домом и ухаживать за ним: это вполне безопасно, а для ребенка очень полезно.

Возьмите с собой мел и нарисуйте классики на асфальте. Эта игра развивает пространственную ориентацию, тренирует вестибулярный аппарат и счет. Можно менять правила, усложнять и упрощать эту игру в зависимости от возможностей ребенка.

Не забывайте брать с собой на прогулку спортивные снаряды (скакалку, мяч), использовать велосипед (самокат, скейт, беговел). Подумайте, на какую следующую ступеньку может подняться ребенок, чему более сложному он уже может научиться.

Сенсорные игры полезны на любом возрастном этапе и создают сенсорную насыщенность, необходимую для мозга. С чем может играть ребенок в квартире? Например, с водой на балконе: можно сделать кораблик и пустить его плавать в тазу, а можно кидать в таз рыбок или пробки, а потом вылавливать их ситом. В ванной можно играть с красками типа акварельных, с пеной для бритья, с обычной пеной для ванн. Можно дать ребенку кинетический песок, чтобы он поиграл с ним, как он захочет, а если есть возможность, сделать для него песочницу.

Игры по правилам

Игра — это естественная деятельность для ребенка, это то, что он любит больше других занятий. Чем важны игры по правилам с точки зрения нейропсихолога? Они позволяют ребенку в любимой, комфортной деятельности учиться соблюдению правил, самоконтролю и самообладанию.

Благодаря тому, что многие дети любят играть, им легче контролировать себя, не реагировать на свои импульсы, проявлять волю и действовать внутри каких-то рамок. Но такие игры сложно организовать, когда ребенок ходит в школу, а родители работают, потому что они требуют активного участия взрослых. При этом, если родители действуют формально и эмоционально не вовлечены, то дети, скорее всего, не захотят с ними играть. Поэтому важно, чтобы родители выбирали те игры, которые нравятся им самим, в которых они чувствуют азарт, в которые им самим весело играть.

Игры по правилам хороши еще и тем, что любые правила мы можем менять: упрощать, если ребенку трудно, или усложнять, если ему скучно. Иногда самое простое правило, которое мы вводим в самую простую игру, становится важным шагом к умению контролировать себя.

Подвижные игры

Полоса препятствий (в комнате, в квартире, на улице). Единственное правило — нельзя наступать на пол. Можно придумать сюжет, когда на пол нельзя наступать, потому что это горячая лава, зыбучие пески или море с акулами. Можно оговорить штраф за то, что ребенок наступит на пол, или разрешить ему дотрагиваться до пола не больше двух раз за весь маршрут.

Находите способы помочь своему ребенку соблюдать правила, чтобы задача была ему по силам и он чувствовал себя успешным в этой игре.

Ритмичные игры под стишки: надо повторять движения за ведущим, который читает стишок. Ребенок должен двигаться так, как того требует игра, но обычно это очень простые и повторяющиеся движения. Вот несколько хороших стишков-игр:

  1. Мы охотимся на льва, не боимся мы его…
  2. У жирафа пятна-пятна, пятна-пятнышки везде…
  3. У оленя дом большой, он глядит в свое окно…
  4. У Маланьи, у старушки, жили в маленькой избушке пять сыновей, пять дочерей, все без бровей…

Танцы могут быть свободной деятельностью, когда мы просто включаем музыку и танцуем. Но можно разучивать танцы, где повторяются серии движений. Это может быть простой вариант — «Танец маленьких утят» или более сложный — «Макарена».

Разминка с кубиком: нужно взять обычный игральный кубик и написать на листе бумаги, какое задание нужно выполнять в зависимости от того, сколько точек выпало на грани кубика. Например: 1 — присесть; 2 — подпрыгнуть; 3 — руки вверх; 4 — руки в стороны; 5 — наклониться вперед; 6 — покружиться.

Тогда, если выпало 3, ребенок должен несколько раз подряд поднять руки вверх и вернуться в исходное положение. Потом можно усложнить задачу и кидать кубик два раза. Если, к примеру, выпало 4 и 5, нужно чередовать движения: руки в стороны — исходное положение — наклониться — исходное положение. Важно выполнить эту серию движений несколько раз, потому что повторы полезны для развития мозга и познавательных способностей и готовят ребенка, в частности, к чтению и письму.

«Пожалуйста» — эту игру еще называют «Саймон говорит». Нужно делать то, что просит ведущий, только если он добавил слово «пожалуйста». В сложном варианте ведущий сам делает все движения, которые произносит («прыгай!», «нагнись!»), а остальные выполняют только те команды, в которых было слово «пожалуйста».

В любой игре очень здорово меняться ролями: давайте ребенку возможность стать ведущим и покомандовать вами. В этой роли он действует более активно, контролирует ситуацию, наблюдает за игроками с другой позиции.

Речевые игры

Можно играть в слова (или в города, если ребенок их знает уже достаточно) или в магазин (называть по очереди все предметы, которые можно купить в определенном отделе магазина, например, игрушки или молочные продукты). Можно использовать упрощенные варианты игры «Вы поедете на бал» («Барыня прислала 100 рублей. Что хотите, то купите, „да“ и „нет“ не говорите, черного и белого не берите. Вы поедете на бал?»). Задача ведущего — заставить отвечающих употребить запретные слова, задача игроков — не поддаваться на провокации и внимательно следить за своими ответами.

В игре «Сломанные роботы» задача — выслушать инструкцию и сделать наоборот. Задача усложняется, если ведущий дает сразу две инструкции, например: «Не гладь себя по голове и беги!» Наконец, в игре Story cubes ребенок получает несколько кубиков с картинками, по которым нужно составить историю. Эта игра хороша тем, что в ней нет проигравших.

Настольные игры

  1. На скорость (Доббль, Халли-галли, Барабашки, Гоббит, Паника в лаборатории)
  2. Не на скорость (Крестики-нолики, ходилки, морской бой, шашки, домино, Memory)
  3. Кооперативные (Хоп-хоп-хоп, «Быстрее, маленькие рыбки»)
  4. Активити, Story Cubes, Пантомима

При выборе настольных игр важно исходить из того, что нравится ребенку. Одни дети очень любят игры на скорость, их это заряжает, бодрит, с ними интересно играть. Если ребенка, наоборот, игра на скорость расстраивает, тревожит, он впадает в ступор или в панику, с ним вполне можно играть в спокойные, медленные игры, где никто не будет его торопить. Некоторые дети не переносят проигрыша, тогда лучше выбирать кооперативные игры или игры, в которых нет явного победителя.

Деятельность / проект

Если мы не просто хорошо проводим время вместе с ребенком, а хотим реализовать с ним проект, то мы должны понимать, что у проекта есть цель, план, структура, начало и конец. У него есть фиксированная часть и те моменты, в которых мы можем быть гибкими.

Прежде чем начать проект, мы сообщаем ребенку о нем, например: «Ну-ка, давай мы сегодня испечем печенье!» Проект — это история про конкретную цель и про приучение к самоорганизации и планированию через совместную деятельность со взрослым. Понятно, что браться за такой проект можно, только если у взрослого есть для этого ресурс, прежде всего, время.

Каковы отличительные черты проекта? Покажем это на примере готовки. У проекта должны быть цель (это, например, печенье) и план (в данном случае это рецепт). У проектной деятельности всегда есть структура: есть место, где мы это делаем, есть инструменты и материалы, которые нам понадобятся. Такая деятельность не бесконечна: всегда есть время начала и время, когда мы планируем ее закончить.

Кроме того, в приготовлении печенья есть часть, которую мы не можем изменить (сделать тесто, раскатать тесто), и есть часть, где возможны разные варианты (какой формы будет печенье, чем мы его украсим), и в этой части можно дать ребенку свободу творчества.

Если вы еще только приучаете ребенка к деятельности, важно начинать с чего-то простого. Например, когда вы первый раз делаете печенье, вы можете заранее приготовить тесто и позвать ребенка уже тогда, когда надо его раскатывать и вырезать формы. В этом случае цель будет максимально близка, и ребенок не заскучает. Минимальный вариант участия в проекте, к примеру, — насыпать сыр на пиццу и поставить ее в духовку. Дальше можно добавлять этапы: натереть сыр, разложить колбасу, раскатать тесто, замесить тесто…

Подумайте: что из того, что вы любите делать, можно облечь в такую форму совместного проекта с ребенком. Какие еще бывают виды подобной деятельности, кроме кулинарии (печенье, пицца, салаты)? Можно нарисовать большой проект, можно делать поделки (кораблики, вулкан), можно устроить квест и искать сокровище (подарок, приз) — это зависит от того, что вам больше нравится. Идеи можно поискать в яркой книге «Делай и играй. Веселые игры» Рея Гибсона и Джени Тайлер.

Как поддерживать летом общение с другими детьми

  1. На улице: классики/прятки. При этом дети могут не дотрагиваться друг до друга и сохранять дистанцию, чтобы не увеличивать опасность заражения.
  2. Онлайн: рисовать в Зуме / на бумаге, крестики-нолики, морской бой, настольные игры, математический монстр, играть в игрушки. Встречи с помощью онлайн-связи тоже дают шанс пообщаться. При этом можно по очереди писать или рисовать в окне в Зуме. Почему важно общаться? Иногда в играх с другими детьми ребенок учится легче и быстрее, чем когда он играет со взрослыми.
  3. Символическое общение: рисовать / писать письма. Это могут быть очень простые и короткие письма, но они учат ребенка думать о другом человеке. Вы можете сфотографировать письмо своего ребенка и отправить его маме другого ребенка.

Есть и другие приятные и полезные занятия, которые сделают лето более интересным: рисовать, читать сказки / слушать аудиосказки, придумывать истории, разыгрывать сценки или ставить целые спектакли с костюмами и декорациями, устраивать теневой театр, собирать гербарий, вести летний дневник.

Все эти занятия помогут ребенку продвинуться, вырасти над собой, прийти к новому учебному году с новыми способностями и возможностями, с новыми силами.

  

Источник:

Видеолекция нейропсихолога Центра лечебной педагогики «Особое детство» Софьи Куртик для родителей дошкольников и младших школьников 

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях