Какие новые навыки он осваивает, как меняется его поведение, чем могут помочь родители и на что обратить внимание
К 4–5 годам дети становятся по-настоящему разными: у них уже проявляются черты характера и есть свои увлечения, в каждом ребенке формируется личность. При этом в развитии дошкольников этого возраста есть много общего. Какие перемены происходят в этот период, какое поведение требует внимания и когда есть смысл проконсультироваться с врачом?
Главные достижения этого возраста
Дети ближе к 5 годам сильно меняются: начинают по-другому мыслить, иначе взаимодействовать с окружающим миром. У них появляется больше друзей, с ними легче договариваться и интереснее разговаривать.
Чувства и поведение
В этом возрасте ребенок лучше понимает свои эмоции и учится выражать их — не только вербально, но и с помощью творчества (например, рисуя).
Детям начинает нравиться общество других людей. Многие из них стремятся стать похожими на своих друзей из детского сада, потому что им важно мнение этих друзей.
В этот период большую роль в детской жизни играют воображаемые друзья, и родителям не стоит раньше времени развеивать веру в них — это нормальный этап психического развития.
Отношения с другими становятся более разнообразными: можно услышать, как малыш извиняется, учится принимать правила и радуется, когда с другими людьми происходит что-то хорошее.
Он с большей охотой сотрудничает с родителями, хоть и продолжает капризничать время от времени. К пятилетнему возрасту он научится еще лучше контролировать свое поведение и будет реже устраивать истерики.
В это же время ребенок начинает размышлять о школе и обо всем, что с ней связано, — эти мысли могут беспокоить его. Мы все боимся неизвестности, поэтому разговор о школьной жизни или даже совместный ознакомительный визит в школу может помочь ребенку меньше волноваться о будущем.
В возрасте 4–5 лет ребенок уже может скрывать правду или даже начать лгать — в том числе и в качестве эксперимента. Например, он может сказать: «Я этого не делал», даже если виноват. Это одна из особенностей развития дошкольников.
![](https://06.flat12-dev-server.ru/storage/articles/December2021/a54e7f73-c427-4dab-ae9e-9f69c0d9ae5a.jpeg)
Игры и обучение
Основным способом учиться, познавать мир предметов и ощущений остаются игры. Дети исследуют разницу между фантазией и реальностью, пробуют сюжетно-ролевые игры — например, девочки могут играть в «маму».
Они интересуются, как устроено тело — чужое и их собственное. Например, родители могут обнаружить, что ребенок изучает свои половые органы. Возможно, это повод поговорить о половых различиях и личных границах.
Мышление и речь
Ребенок больше узнаёт о противоположностях (высоко/низко и т. д.), может знать буквы и цифры, считать до десяти.
Детская речь в этот период делает большой качественный скачок. Ребенок начинает рассказывать о своих чувствах, мыслях, идеях, открывает для себя словесную рифму, задает множество вопросов.
В 4 года ребенок знает сотни слов и может строить предложения из пяти-шести слов и больше. В 5 лет он заговорит еще четче, словарный запас увеличится, а предложения станут сложнее.
Движение и повседневная жизнь
Дошкольники 4–5 лет любят двигаться и всегда активны. Они уже хорошо преодолевают ступеньки, бросают и ловят мяч, бегают, прыгают и балансируют на одной ноге. Дети могут приобрести новые моторные навыки — например, прыгать во время бега. Мелкая моторика тоже улучшается: ребенок может резать безопасными детскими ножницами, писать свое имя или другие буквы и даже слова.
Ребенку уже проще одеваться самому. Он также может пользоваться вилкой, ложкой, а иногда и ножом — например, чтобы намазать масло на хлеб. Ему все еще требуется присмотр и помощь родителей, но он может сам сходить в туалет, помыться или почистить зубы.
![](https://06.flat12-dev-server.ru/storage/articles/December2021/f5791c8a-8f64-48ff-bcc2-ee848632b9bb.jpeg)
Что обычно может ребенок в этом возрасте:
- назвать свое имя и адрес;
- различать лево и право;
- определить, какой объект тяжелее;
- назвать четыре цвета;
- считать до десяти;
- говорить о событиях в прошлом, настоящем и будущем — например, знать разницу между тем, что он сделал, делает сейчас и будет делать.
Как помочь развитию дошкольника
Давайте ребенку достаточно времени, чтобы играть. Игры помогают выражать такие чувства, как радость, волнение, гнев или страх. Ему или ей могут нравиться игры с песком, сюжетные игры с куклами или другими игрушками, подвижные игры на свежем воздухе.
Читайте ребенку и вместе с ним: это стимулирует речь, мышление и воображение.
Найдите время для творчества: это может быть рисование, аппликация, различные поделки. Еще один вариант — музыкальные занятия. Ребенку может понравиться танцевать или играть на простых инструментах.
Готовьте простые блюда вместе с ребенком: это поможет ему заинтересоваться здоровой пищей, выучить новые слова и лучше усвоить такие комплексные понятия, как «половина», «одна чайная ложка» или «30 минут». Можно давать ему несложные поручения, например, сделать салат или бутерброды.
![](https://06.flat12-dev-server.ru/storage/articles/December2021/10627052-fea8-4aff-9d7f-53d29e3db71f.jpeg)
Поводы для беспокойства
Несмотря на общие возрастные черты, развитие каждого ребенка индивидуально: одни умения появляются раньше, другие позже. Если у вас все-таки возникли опасения по поводу развития ребенка, лучше обратиться к педиатру.
Зрение, слух и общение. Ребенок испытывает проблемы со зрением или слухом; не осваивает разговорные навыки — например, не использует предложения длиннее трех слов; не понимает, как говорить, слушать и отвечать.
Поведение. Не может понять просьбы, состоящие из двух частей, такие как «Положи куклу и возьми мяч»; не интересуется ролевой игрой; сложен в общении — например, может устроить истерику из-за мелочи или все еще пытается остановить родителей, когда те уходят, цепляясь за них, и плачет, оставшись без папы с мамой; кажется боязливым, несчастным или грустным большую часть времени; не играет с другими детьми или часто ведет себя с ними агрессивно.
Движение и моторные навыки. Ребенок часто спотыкается при ходьбе или беге; с трудом удерживает мелкие предметы (например, карандаш); ему трудно рисовать фигуры (например, круг или крест); он с трудом ест, одевается или пользуется туалетом.
Если ребенок вдруг начал терять навыки, освоенные ранее, это тоже повод обратиться к специалистам.
Источник:
Портал о воспитании детей RaisingChildren
Фото: Коллекция/iStock