Какие новые навыки он осваивает, как меняется его поведение, чем могут помочь родители и на что обратить внимание
К 4–5 годам дети становятся по-настоящему разными: у них уже проявляются черты характера и есть свои увлечения, в каждом ребенке формируется личность. При этом в развитии дошкольников этого возраста есть много общего. Какие перемены происходят в этот период, какое поведение требует внимания и когда есть смысл проконсультироваться с врачом?
Главные достижения этого возраста
Дети ближе к 5 годам сильно меняются: начинают по-другому мыслить, иначе взаимодействовать с окружающим миром. У них появляется больше друзей, с ними легче договариваться и интереснее разговаривать.
Чувства и поведение
В этом возрасте ребенок лучше понимает свои эмоции и учится выражать их — не только вербально, но и с помощью творчества (например, рисуя).
Детям начинает нравиться общество других людей. Многие из них стремятся стать похожими на своих друзей из детского сада, потому что им важно мнение этих друзей.
В этот период большую роль в детской жизни играют воображаемые друзья, и родителям не стоит раньше времени развеивать веру в них — это нормальный этап психического развития.
Отношения с другими становятся более разнообразными: можно услышать, как малыш извиняется, учится принимать правила и радуется, когда с другими людьми происходит что-то хорошее.
Он с большей охотой сотрудничает с родителями, хоть и продолжает капризничать время от времени. К пятилетнему возрасту он научится еще лучше контролировать свое поведение и будет реже устраивать истерики.
В это же время ребенок начинает размышлять о школе и обо всем, что с ней связано, — эти мысли могут беспокоить его. Мы все боимся неизвестности, поэтому разговор о школьной жизни или даже совместный ознакомительный визит в школу может помочь ребенку меньше волноваться о будущем.
В возрасте 4–5 лет ребенок уже может скрывать правду или даже начать лгать — в том числе и в качестве эксперимента. Например, он может сказать: «Я этого не делал», даже если виноват. Это одна из особенностей развития дошкольников.
Игры и обучение
Основным способом учиться, познавать мир предметов и ощущений остаются игры. Дети исследуют разницу между фантазией и реальностью, пробуют сюжетно-ролевые игры — например, девочки могут играть в «маму».
Они интересуются, как устроено тело — чужое и их собственное. Например, родители могут обнаружить, что ребенок изучает свои половые органы. Возможно, это повод поговорить о половых различиях и личных границах.
Мышление и речь
Ребенок больше узнаёт о противоположностях (высоко/низко и т. д.), может знать буквы и цифры, считать до десяти.
Детская речь в этот период делает большой качественный скачок. Ребенок начинает рассказывать о своих чувствах, мыслях, идеях, открывает для себя словесную рифму, задает множество вопросов.
В 4 года ребенок знает сотни слов и может строить предложения из пяти-шести слов и больше. В 5 лет он заговорит еще четче, словарный запас увеличится, а предложения станут сложнее.
Движение и повседневная жизнь
Дошкольники 4–5 лет любят двигаться и всегда активны. Они уже хорошо преодолевают ступеньки, бросают и ловят мяч, бегают, прыгают и балансируют на одной ноге. Дети могут приобрести новые моторные навыки — например, прыгать во время бега. Мелкая моторика тоже улучшается: ребенок может резать безопасными детскими ножницами, писать свое имя или другие буквы и даже слова.
Ребенку уже проще одеваться самому. Он также может пользоваться вилкой, ложкой, а иногда и ножом — например, чтобы намазать масло на хлеб. Ему все еще требуется присмотр и помощь родителей, но он может сам сходить в туалет, помыться или почистить зубы.
Что обычно может ребенок в этом возрасте:
- назвать свое имя и адрес;
- различать лево и право;
- определить, какой объект тяжелее;
- назвать четыре цвета;
- считать до десяти;
- говорить о событиях в прошлом, настоящем и будущем — например, знать разницу между тем, что он сделал, делает сейчас и будет делать.
Как помочь развитию дошкольника
Давайте ребенку достаточно времени, чтобы играть. Игры помогают выражать такие чувства, как радость, волнение, гнев или страх. Ему или ей могут нравиться игры с песком, сюжетные игры с куклами или другими игрушками, подвижные игры на свежем воздухе.
Читайте ребенку и вместе с ним: это стимулирует речь, мышление и воображение.
Найдите время для творчества: это может быть рисование, аппликация, различные поделки. Еще один вариант — музыкальные занятия. Ребенку может понравиться танцевать или играть на простых инструментах.
Готовьте простые блюда вместе с ребенком: это поможет ему заинтересоваться здоровой пищей, выучить новые слова и лучше усвоить такие комплексные понятия, как «половина», «одна чайная ложка» или «30 минут». Можно давать ему несложные поручения, например, сделать салат или бутерброды.
Поводы для беспокойства
Несмотря на общие возрастные черты, развитие каждого ребенка индивидуально: одни умения появляются раньше, другие позже. Если у вас все-таки возникли опасения по поводу развития ребенка, лучше обратиться к педиатру.
Зрение, слух и общение. Ребенок испытывает проблемы со зрением или слухом; не осваивает разговорные навыки — например, не использует предложения длиннее трех слов; не понимает, как говорить, слушать и отвечать.
Поведение. Не может понять просьбы, состоящие из двух частей, такие как «Положи куклу и возьми мяч»; не интересуется ролевой игрой; сложен в общении — например, может устроить истерику из-за мелочи или все еще пытается остановить родителей, когда те уходят, цепляясь за них, и плачет, оставшись без папы с мамой; кажется боязливым, несчастным или грустным большую часть времени; не играет с другими детьми или часто ведет себя с ними агрессивно.
Движение и моторные навыки. Ребенок часто спотыкается при ходьбе или беге; с трудом удерживает мелкие предметы (например, карандаш); ему трудно рисовать фигуры (например, круг или крест); он с трудом ест, одевается или пользуется туалетом.
Если ребенок вдруг начал терять навыки, освоенные ранее, это тоже повод обратиться к специалистам.
Источник:
Портал о воспитании детей RaisingChildren
Фото: Коллекция/iStock