background picturebackground picture

Как рассказать ребенку о Великой Отечественной войне

Дошкольники

Школьники

Подростки

303

Говорим с психологом о том, как родителям выстроить непростой, но очень важный разговор

«Что такое война?» — рано или поздно ребенок задаст родителям такой вопрос, и важно, чтобы они были к нему готовы. Как не напугать совсем еще малыша и поговорить с подростком, который на все имеет свое мнение? Стоит ли вдаваться в подробности или лучше описать события образно? Нужно ли настаивать на своей точке зрения?

О том, как провести непростой, но очень важный разговор, в преддверии Дня Победы мы поговорили с Юлией Кочетовой, кандидатом психологических наук, магистром факультета медицины и психологии отделения психологии процессов развития и социализации Первого Римского Университета La Sapienza, клиническим психологом, доцентом кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ, и Марией Климаковой, преподавателем кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ.

Зачем вообще об этом говорить

Война, как и другие непростые темы, часто вызывает у родителей тревогу и беспокойство. Нужно понимать, что Великая Отечественная война — часть истории России. Как и любое важное историческое событие, она имеет определенные следствия и отражается на дальнейших событиях. Как писал Максим Горький: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Поэтому разговоры об этом, конечно, нужны.

В любом случае ребенок встретится с упоминаниями о войне в образовательных учреждениях. Например, в детском саду, когда ребята делают поделки к 9 мая. В более старшем возрасте эту задачу возьмет на себя школа — как в рамках уроков истории, так и в рамках различных патриотических мероприятий.

Непростой вопрос о войне может задать и совсем малыш, и младший школьник, и подросток. И у самих родителей может возникнуть потребность поговорить об этом дома: в некоторых семьях эта тема особенно важна.

Главное — не напугать

Обсуждать Великую Отечественную войну и отвечать на вопросы детей стоит с учетом двух важных моментов: возрастных особенностей ребенка и эмоционального состояния родителей.

Родители, испытывающие чувство тревоги или страха, транслируют это и своим детям. Некоторые страхи родители «внушают» ребенку, даже не осознавая этого. Это может происходить либо при рассказах, которые окрашены негативными эмоциями («Это очень опасно!»), либо через демонстрацию своего поведения, как бы указывая, что происходит нечто опасное.

В сознании ребенка сам факт того, что родитель чего-то боится, является сигналом о том, что вокруг происходит что-то страшное.

Поэтому, обсуждая тему Великой Отечественной войны, стоит сохранять спокойствие, а если она вызывает тревогу, то разговор лучше отложить и подготовиться к нему.

Не стоит чересчур глубоко погружаться в разговор, тратить на него все свободное время. Даже взрослому человеку будет сложно долго рассуждать на тяжелую тему, а у ребенка гораздо быстрее возникнут напряжение и страх.

С малышами старайтесь говорить образно

Маленькие дети (например, дошкольники) в силу возраста пока еще не способны к абстрагированию, поэтому получаемую информацию они оценивают в первую очередь эмоционально, а не рационально. Вместе с этим развитое воображение может поспособствовать тому, что недостающую информацию или какие-то подробности они могут «дофантазировать», что приведет к росту напряжения и страха.

С детьми дошкольного возраста нужно использовать простые, понятные им слова и выражения. Здесь родителям могут помочь стихи и рассказы о войне для самых маленьких.

Можно почитать их вместе или почерпнуть оттуда некоторые фразы и выражения, которые в дальнейшем родители смогут использовать в беседе с детьми.

С детьми старшего дошкольного возраста можно посетить музеи и памятники войны. При этом лучше не нагружать ребенка большим объемом информации, не говорить одновременно обо всем: об оружии, героизме людей, условиях жизни и пр. Более удачным решением для родителей будет тематический разговор. Так, если вы с ребенком оказались возле мемориала, можно обсудить патриотизм и героизм людей. После посещения музея можно поговорить о военной технике.

Родителям стоит помнить, что знакомство ребенка с данной темой входит также и в задачи детского сада. С этой целью в саду реализуются специальные мероприятия, тематические и творческие занятия и т. д. Именно на эти тематические занятия стоит ориентироваться родителю: они проводятся в соответствии с возрастом детей и освещают тему с учетом их психологических особенностей.

Перед началом разговора определите, что именно ребенок уже знает о Великой Отечественной войне. Где он сталкивался с упоминанием о ней, что обсуждали в детском саду. Основываясь на этом, можно строить дальнейший разговор.

Беседуя о войне с дошкольником, лучше не конкретизировать, не фокусироваться на отдельных событиях, а обсуждать ее в общем. Так, можно сделать акцент на профессиях: летчики, моряки, врачи, медсестры и др.

Младшим школьникам расскажите об истории семьи

В младшем школьном возрасте вопросы, связанные с Великой Отечественной войной, можно обсуждать более глубоко. Практически в каждой семье есть родственники, которые были участниками или свидетелями этих событий.

С ребенком (как и с подростком) можно обсудить историю семьи, показать фото или организовать беседу ребенка с родственниками, где он получит ответы на все волнующие вопросы.

Лучше воздержаться от пугающих подробностей, детальных описаний страданий человека. Можно лишь аккуратно отметить, что на войне погибло много людей, многие остались без родителей, братьев и сестер и т. п., но в результате наступил долгожданный мир.

А если ребенок отреагирует агрессивно или испугается?

И дошкольник, и младший школьник могут эмоционально отреагировать на информацию о войне — расстроиться, разозлиться, начать играть в нее, и это нормально. Детям в силу возраста не всегда легко проанализировать события — чаще они всё оценивают через призму эмоций, и им нужно время, чтобы переработать полученные впечатления.

Важно, чтобы эмоциональное состояние или подобные игры не повторялись постоянно — это свидетельствует о том, что переживания ребенка очень сильные.

Если ребенок испугался или стал проявлять агрессию, стоит обсудить с ним, что эти события давно прошли. Еще раз более подробно поговорите о том, что в наше время точно такие же события не могут повториться. Расскажите, сколько лет прошло со Дня Победы.

Можно поговорить с ребенком о том, что, несмотря на то, что эти события важны, они не могут определять то, как мы сейчас относимся к кому-либо и чему-либо. Можно привести понятный ребенку пример: «Допустим, много лет назад прадед твоего друга по важной в тот момент причине поссорился или подрался с твоим прадедом. Но это не значит, что сейчас и ты должен драться с другом или что кто-то из вас плохой».

Очень важно то, как относится взрослый человек к теме разговора. Дети любого возраста улавливают посыл родителей, их отношение к чему-то, поэтому, беседуя на сложные темы, важно следить, какое отношение демонстрируем мы сами. Взрослый не должен показывать как слишком легкого или веселого отношения к этой теме, так и огромного страха и ужаса. Если, повествуя о героях войны, о детях-героях, о тружениках тыла, рассказчик сопереживает, то и ребенок будет сопереживать и гордиться своими предками. Если рассказчик нервничает, то и ребенок будет напуган.

Уважайте мнение подростка

В подростковом возрасте у ребенка активно формируется мировоззрение, отношение к себе и к другим людям, к жизни. Он уже ощущает себя взрослым и болезненно реагирует на ситуации, в которых его мнение не учитывается или объявляется родителями «неправильным». В этом случае ребенок отдаляется от родителей, начинает протестовать, теряются доверительные отношения. Поэтому важно учитывать мнение подростка и прислушиваться к нему, даже если вы выразите несогласие.

Отношение к Великой Отечественной войне не может быть абсолютно одинаковым у каждого человека, и это нормально. Иногда позиция родителей и школы по этому вопросу может различаться. В этом случае ребенка стоит ознакомить с каждой из позиций: школы, родителей, возможно, каких-то других людей, историков и пр. Это позволит ребенку сформировать свою точку зрения и, кроме того, позволит не воспринимать родительскую точку зрения враждебно, с протестом.

Этот же принцип касается и вопроса о том, стоит ли настаивать на совместных патриотических мероприятиях, таких как «Бессмертный полк». Это касается любого человека, а не только подростка: если нас заставляют делать что-то насильно, это будет вызывать только негативное отношение. Лучше объяснить, почему родитель участвует в данном мероприятии, почему для родителя это важно и почему он хотел бы, чтобы ребенок к нему присоединился. Но при этом настаивать не стоит. Стоит помнить, что подросток — активно развивающаяся личность и его отношение к данному вопросу со временем может поменяться.

Подводим итог разговора позитивно

Вне зависимости от возраста ребенка очень важно завершение разговора. Оно должно подводить итог, быть позитивным, успокаивать ребенка, снимать страх и возможные фантазии на тему: «А что если сейчас…» Важно подчеркнуть, что война закончилась, многих людей удалось спасти. Можно объяснить ребенку, что после Второй мировой войны люди работают над тем, чтобы больше не допустить масштабных конфликтов, были созданы международные организации, которые помогают разрешать спорные вопросы миром. Обратите внимание ребенка на то, что благодаря этому в современном мире войн гораздо меньше и они не такие масштабные.

Говорить с детьми на сложные и порой болезненные для родителей темы очень важно и нужно. Главное, правильно подобрать тональность разговора — в зависимости от возраста ребенка.

Никогда не давите и не отстаивайте свою точку зрения: у каждого человека, даже самого маленького, должно сформироваться свое мнение. Просто дайте ему этот выбор, в каждом возрасте подавая информацию в том виде, в котором она ему наиболее понятна и доступна.

Поделиться в соцсетях