background picturebackground picture

Как понять, что подросток зависим от смартфона

Цифровая среда

948

И что можно сделать, чтобы он проводил перед экраном меньше времени

Любовь к гаджетам из увлечения легко может перерасти в настоящую зависимость, которая не проходит сама собой. Родителям нужно уметь вовремя выявить проблему, понять мотивы ребенка, а затем вместе с ним найти альтернативы экрану.

Зависимость или новый образ жизни

Виртуальный мир для детей бывает настолько привлекательнее реальной жизни, что часто они теряют себя в нем — смартфон заменяет «живую» дружбу и общение тет-а-тет. Появился даже новый термин — фоноголизм, о нем говорят, когда использование телефона превращается в поведенческую зависимость, которую приходится контролировать, а иногда и обращаться за помощью к специалистам.

Даже среди ученых нет однозначного мнения, что считать нормой, а что — чрезмерным использованием гаджетов: одни исследователи утверждают, что интернет-зависимость есть у 40% людей в мире, в то время как другие называют цифру в 1% — мол, онлайн — это новый образ жизни, поэтому опасения преувеличены. Между тем, есть «говорящие» признаки, которые явно свидетельствуют о наличии проблемы.

«О зависимости говорят, когда человек настолько вовлекается во что-либо, что дело начинает управлять им, а не он делом, — отмечает профессор факультета психологии МГУ, директор Фонда развития интернета Галина Солдатова. — Вопрос не только в том, сколько времени ребенок или подросток проводит в интернете. Значительно важнее то, чем он жертвует, — не ест и не спит вовремя, пренебрегает друзьями, близкими, учебой, собственными увлечениями».

Где проходит опасная граница: вопросы для проверки

Чтобы понять, насколько сильно у подростка проявляются симптомы фоноголизма, попробуйте пройти своего рода чек-лист, лучше всего — вместе с ним. Чем больше утвердительных ответов вы получите, тем выше степень зависимости.

  1. Подросток начинает пренебрегать гигиеной и физической активностью, жалуется на частые боли в пальцах, спине, головную боль, хронически недосыпает.
  1. На ночь он оставляет смартфон под рукой, негативно реагирует на просьбу убрать его подальше, придумывает аргументы о необходимости такой практики.
  1. Когда ему отказывают в доступе к смартфону, пытаются ограничить экранное время или пытаются отвлечь от экрана, он испытывает гнев и не может сосредоточиться на других вещах, постоянно думая о гаджете.
  1. «Очарованность» смартфоном: все мысли, разговоры и внимание сосредоточены на нем и том, что в нем происходит.
  1. Испытывая тревогу, усталость, раздражение, подросток в первую очередь тянется за смартфоном.
  1. Самообман и обман окружающих: ребенок отрицает наличие тревожных симптомов или преуменьшает их значение (например, утверждает, что «залипание» в гаджет — просто образ жизни, а родители паникуют).
  1. Ребенок перестает интересоваться делами, которые раньше приносили ему радость (спорт, книги, комиксы). Даже если он возвращается к ним, то быстро устает и переключается на что-то другое.
  1. Из-за смартфона у подростка появляются проблемы с учебой, но он не может ограничить использование смартфона (например, выключить его во время урока).
  1. Изоляция в реальной жизни: подросток все больше ограничивает личные контакты с семьей и друзьями в угоду виртуальному общению.
  1. Подростку трудно планировать и контролировать время, проведенное за экраном. Ваши с ним договоренности насчет использования гаджетов постоянно нарушаются.

От чего подростки убегают в онлайн

В каком состоянии мы склонны больше времени проводить у экрана? Чаще всего это происходит, когда нам плохо, скучно, а в реальности не хватает интересных событий и живого общения.

Примерно то же самое происходит и с подростками. Для них это способ уйти от реальности, в которой они не справляются со «сложными» эмоциями, такими как страх, гнев, чувство одиночества. Кроме того, дети и подростки, которые проводят много времени перед экраном, часто компенсируют этим слабую эмоциональную связь с родителями и проблемы c поддержанием контактов в реальной жизни. Причем в каждом конкретном случае сочетание этих мотивов будет разным.

Первый шаг в борьбе с компьютерной зависимостью — понять, какие именно проблемы стоят за пристрастием ребенка. Психолог Екатерина Бурмистрова выделяет шесть основных причин побега подростков от реальности.

1. Иллюзия свободы. В реальности подростки пока практически полностью зависят от родителей, а виртуальное пространство дает иллюзию желанной свободы. Чем сильнее родительский контроль, тем больше потребность уйти в онлайн. Соцсети, онлайн-игры, знакомства и флирт в Сети создают ощущение самостоятельности и причастности к взрослой жизни.

2. Неуверенность, сложности в общении. В виртуальном пространстве можно быть кем угодно и вести себя как угодно. Непопулярность в классе, проблемы с внешностью и буллинг тоже могут стать причинами ухода в виртуал.

3. Скука, поиск себя. Подростки уже переросли детские увлечения, а мир взрослых им еще плохо понятен и не доступен в полной мере, так что скука — довольно тяжелое, но нормальное для этого возраста состояние. В скуке есть своя польза: она вынуждает пробовать что-то новое, искать себя. Но при одном условии: если под рукой нет гаджета. «К сожалению, интернет действует как таблетка, которая снимает зуд, но не устраняет причину его возникновения», — отмечает психолог.

4. Эмоциональная и умственная перегрузка. Если у подростка насыщенный график, то и потребность «залипать» в телефон, чтобы отвлечься, сильнее. Особенно это касается подростков, за которых занятия выбирают родители.

5. Темперамент. Активные и легковозбудимые холерики больше склонны к зависимости от гаджетов: серфинг и общение в Сети помогают им снять нервное напряжение.

6. Принадлежность к группе. В виртуальном мире можно быстро найти единомышленников и обрести чувство принадлежности к той или иной группе, столь важное для подростков. К тому же нужно быть «в теме», иначе рискуешь стать изгоем.

Чем могут помочь родители

В современном мире ребенка невозможно изолировать от гаджетов и интернета, да это и ни к чему. Интернет дает колоссальные возможности — но только до той поры, пока мы используем его как инструмент, не превращая в самоцель. Однако нужно следить за тем, как ребенок эти возможности использует, выработать четкие правила и открыто обсуждать проблемы.

Четко обозначенные правила цифровой гигиены не испортят отношения, наоборот: четкие рамки всегда воспринимаются лучше, чем упреки и назидательные беседы.

Задача-максимум таких правил — научить подростка самостоятельно контролировать свое экранное время, но часто поначалу без внешних стимулов не обойтись. Например, ставьте несколько напоминаний, чтобы он психологически подготовился отложить гаджет. Если же это происходит со скандалом, то в следующий раз «сеанс связи» будет немного короче. Однако не стоит часто использовать экранное время в качестве средства наказания или поощрения. Иначе его ценность для ребенка только вырастет.

Также подростки очень не любят, когда их держат за дураков. Попробуйте сыграть на этом и объяснить, что создавая иллюзию свободы, в действительности гаджеты порабощают, если ими злоупотреблять. Игры так затягивают именно потому, что над ними работают профессиональные маркетологи.

Не менее важно создать у подростка зоны успеха в реальной жизни. Если у него нет любимых занятий и достижений, то и противопоставить скуке и неуверенности в себе ему будет нечего. Подумайте вместе, в чем он может и хотел бы проявить себя. Страсть к гаджетам также можно попробовать направить в конструктивное русло. Возможно, подростку будет интересен курс блогинга, уроки компьютерного дизайна или программирования.

Если собственными усилиями справиться с компьютерной зависимостью не удается, имеет смысл проконсультироваться с психотерапевтом. Он оценит степень зависимости ребенка от интернета или смартфона, а в случае необходимости предложит подходящую терапию.

Но прежде всего родителям стоит задать вопросы себе: «Как строится жизнь нашей семьи, здоровая ли в ней атмосфера для взрослеющего ребенка, сколько времени мы проводим вместе с сыном или дочерью?» Большинство родителей отвечают, что они каждый день вместе делают уроки. Но это трудно назвать совместной деятельностью. Как давно вы всей семьей играли, например, в «Монополию» или старое доброе лото? Чем больше времени вы проводите со своим ребенком, тем выше шансы, что вы будете для него более близким другом, чем гаджет.

  

Фото: Коллекция / iStock

Поделиться в соцсетях