Как помочь ребенку справиться с одиночеством

«Ничего, если кто-то одинок?»

Социальное и эмоциональное одиночество

Признаки социального одиночества

  • Чувство, что ты — «чужой» или недостаточно «свой» человек в компании.
  • Чувство, что тебя не принимают.
  • Опыт, показывающий, что никто не хочет с тобой общаться.
  • Чувство, что ты редко кому нравишься, — если вообще кому-то симпатичен.
  • Опыт одиночества, связанный с тем, что ты хочешь, чтобы тебя чаще приглашали участвовать в каких-то делах, — но этого не происходит.

Признаки эмоционального одиночества

  • Убежденность в том, что у тебя нет ни одного близкого друга.
  • Чувство, что у тебя нет ни одного друга, которому можно рассказать о своих делах.
  • Заветная мечта о друге, который бы о тебе беспокоился.
  • Мечта о том, чтобы быть важным для кого-то из приятелей, — и одновременно понимание того, что такого приятеля нет.
  • Мечта иметь лучшего друга, чтобы было не так одиноко, как сейчас.

Внешние причины одиночества

Последствия одиночества

  • более сильная склонность избегать выполнения заданий и оберегать себя от возможной неудачи;
  • сложности в освоении чтения, письма, математики;
  • более сильная, чем у других детей, угнетенность в социальном плане;
  • более частое, чем у других, ощущение дискомфорта и непричастности;
  • более продолжительные периоды, которые они проводили за телевизором, компьютером, видеоиграми;
  • более слабые навыки групповой работы, больше беспокойного поведения и импульсивности, чем у других детей, — как по мнению самого ребенка, так и по мнению учителей, одноклассников и родителей;
  • бóльшая вероятность стать жертвой травли или быть отвергнутым.

  • сильная угнетенность в социальном плане, социофобия;
  • депрессия и саморазрушительные мысли;
  • быстрое переутомление от учебной нагрузки;
  • ухудшение здоровья;
  • меньшее количество увлечений;
  • прием «на пробу» наркотических веществ.

Роль родителей

Передается ли одиночество по наследству?

Как формируются социальные навыки

Расспрашивать и беспокоиться, но в меру

Варианты конструктивных действий

Список вопросов, которые подростки хотят услышать

  • Какая у тебя компания?
  • С кем ты гуляешь и какие у тебя друзья?
  • Чем вы занимаетесь и где тебе нравится бывать?
  • Как твои друзья относятся к другим людям?
  • Дразнят ли тебя в этой компании?
  • Чем твои друзья планируют заниматься в будущем? А что они делают сейчас?

Анна Демина