background picturebackground picture

Как помочь ребенку справиться с одиночеством

Школьники

1204

Одинокими себя чувствуют почти 20% школьников, и это может отрицательно влиять на их будущее

Одинокими бывают не только взрослые, но и дети. При этом одиночество иногда приводит к тяжелым последствиям; оно увеличивает риск преждевременной смерти на 40%, мешает учиться и развиваться. Каковы причины и признаки детского одиночества? Чем родители могут помочь ребенку, которому не хватает общения, близости, дружбы? Свой анализ ситуации на основе практического опыта предлагает финский детский и подростковый психолог Нийна Юнттила. Мы пересказали некоторые идеи ее книги.

Одиночество — негативное психическое состояние, в котором человек страдает либо от недостатка социальных связей, либо от их низкого качества. Это гнетущее ощущение того, что тебе не с кем поговорить, что нет никого, кто смог бы понять твои мысли, намерения, чувства и надежды.

Среди школьников доля испытавших более или менее продолжительное одиночество составляет 10–20%. Да, практически каждый пятый в какой-то момент подавлен и скверно себя чувствует, потому что нет того, кто бы его выслушал, кому можно было бы довериться, с кем можно было бы поделиться своими чувствами или просто побродить по городу.

«Ничего, если кто-то одинок?»

Исследователи задали детям вопрос: «Ничего, если кто-то одинок?» И вот что услышали в ответ.

Большинство детей считали, что нет, это ненормально, если кто-то ощущает себя одиноким. Это скверное чувство, у каждого есть право иметь друзей и приятелей: «По-моему, это неправильно, если кто-то одинок, потому что у каждого есть право общаться с другими»; «Мне кажется, это не нормально, одиночество неприятно и никто не должен быть одиноким»; «По-моему, это не нормально, потому что у каждого должен быть друг, к которому можно обратиться».

Некоторые дети упомянули последствия, к которым, по их мнению, приводит одиночество: «Это не нормально, потому что тогда человек все время ну очень грустный»; «Не нормально, потому что тогда этот человек замыкается в себе»; «Нет, потому что можно стать психически больным».

Многие также отмечали разницу между одиночеством и пребыванием наедине с собой. Быть наедине с собой — нормально, быть одиноким — нет: «Нехорошо, если ты одинок. Другое дело, если человек хочет побыть один, тогда это нормально и понятно»; «Нет. Все должны общаться друг с другом. Но если одинокий не хочет быть вместе со всеми и его это не беспокоит, тогда ладно. Но по крайней мере у всех должны быть друзья, без них никак».

У многих детей уже был опыт одиночества: «Начинаешь себя жалеть. Это ужас полный. У меня это тоже было»; «Жуткое чувство, со мной такое было»; «Мне кажется, у каждого должна быть хотя бы пара приятелей. Я знаю, что это такое, со мной тоже как-то перестали водиться».

Значительная часть детей была готова прийти на помощь, подойти к какому-нибудь школьнику, который во время перемены выглядел одиноким: «Я обычно подхожу к одинокому, чтобы поболтать, и это почти всегда бывает приятно. Но некоторые хотят побыть одни. Тогда я их не беспокою. Иногда хорошо спокойно подумать о своем»; «Разумеется, ничего хорошего! Если кто-то стоит один, я обычно подхожу пообщаться»; «Нет, по-моему, это совсем неправильно, поэтому я всегда стараюсь позвать в игру других детей».

Часть детей считала, что эта проблема их не касается, поскольку у них самих все в порядке, или что одинокие сами виноваты в своих неприятностях. По мнению отдельных отвечавших, одинокий заслужил подобное отношение, потому что сам дразнил или отвергал других: «Да. Потому что это никого не волнует»; «Зависит от того, как обращались со мной»; «Да, если он не умеет вести себя в компании, а только дразнится, обзывается и обижает»; «Да. Потому что это не мое дело»; «Сам виноват. По-моему, приятелей всегда можно найти».

Одиночество приводит к настоящим душевным страданиям, его суть — противоречие между желаемым и действительным количеством социальных связей. Оно возникает, когда человек сравнивает свои ожидания с реальной ситуацией.

Социальное и эмоциональное одиночество

Социальное и эмоциональное одиночество — качественно разные переживания. В детстве они часто соединяются. Если маленький ребенок социально одинок (например, у него нет приятелей в песочнице и знакомых сверстников), он обычно одинок и эмоционально, у него нет того лучшего друга, который хотел бы играть именно с ним.

В школьные годы формируются дружеские отношения, и компании детей младшего подросткового возраста начинают существовать самостоятельно и, вполне вероятно, независимо друг от друга. В этот период дети закрепляют свои дружеские и приятельские связи.

Кто-то может довольствоваться поверхностным общением в своей компании и при этом ощущать эмоциональное одиночество; другой может обрести одного очень важного для него друга, но не иметь компании в школе или вне школы. 

Основоположник современного подхода к исследованию одиночества Роберт Вейс высказал мысль, что у человека есть базовая потребность как в тесной привязанности к другой личности, так и в отношениях с симпатичными ему друзьями и приятелями, которые обеспечивают возможность социального общения. Отсутствие тесных дружеских отношений приводит к эмоциональному одиночеству, а отсутствие социальной сети контактов — к социальному.

Эмоциональное одиночество нередко сильнее связано с ощущением беспокойства, угнетенности и безнадежности, тогда как социально одинокий человек чувствует себя изолированным и чужим. Эмоциональное одиночество — когда отсутствует не широкий круг общения, а друг, который бы понимал, выслушивал, давал ощущение эмоциональной близости и мог в большинстве случаев найти именно те слова, которые ты хочешь сейчас услышать.

Социальное одиночество — изоляция от круга друзей, сообщества себе подобных и различных групп. Оно означает, что у человека нет такой компании, в которой можно проводить время, взрослеть, развиваться, ощущать движение времени, изменение настроения.

Есть дети, которые предпочитают играть в одиночестве и получают от этого большое удовольствие. Должно ли это настораживать? Да. Причина для беспокойства состоит в том, что общению и поведению обучаются в группе. 

Если группы нет, то, например, освоить и развить навыки совместной деятельности невозможно — а без них мы оказываемся в невыгодном — честно сказать, в безвыходном — положении, потому что редко на какой работе можно преуспеть без того, чтобы действовать сообща с другими участниками. Без навыков совместного пребывания невозможно завести друзей.

Признаки социального одиночества

  1. Чувство, что ты — «чужой» или недостаточно «свой» человек в компании.
  2. Чувство, что тебя не принимают.
  3. Опыт, показывающий, что никто не хочет с тобой общаться.
  4. Чувство, что ты редко кому нравишься, — если вообще кому-то симпатичен.
  5. Опыт одиночества, связанный с тем, что ты хочешь, чтобы тебя чаще приглашали участвовать в каких-то делах, — но этого не происходит.

Признаки эмоционального одиночества

  1. Убежденность в том, что у тебя нет ни одного близкого друга.
  2. Чувство, что у тебя нет ни одного друга, которому можно рассказать о своих делах.
  3. Заветная мечта о друге, который бы о тебе беспокоился.
  4. Мечта о том, чтобы быть важным для кого-то из приятелей, — и одновременно понимание того, что такого приятеля нет.
  5. Мечта иметь лучшего друга, чтобы было не так одиноко, как сейчас.

Чтобы признать человека «эмоционально одиноким», эти симптомы должны проявляться у него либо часто, либо постоянно. Если использовать шкалу интенсивности выраженности признака от 1 до 4, то это означает, что на каждый вопрос ребенок выбирает ответ 3 или 4.

Внешние причины одиночества

Отчуждению подростков от общества и от возможностей на него влиять, несомненно, способствует тот образ будущего (и настоящего), который ему транслируем мы, взрослые. Хорошие новости, как и позитивные результаты исследований, не публикуются — зато вечно вылезает что-то сенсационное, ужасное, отвратительное и негативное, то, что может попасть в заголовки. Но хуже всего — исходящий от нас, взрослых, образ будущего самих подростков.

Экономический кризис, безработица, эрозия социальных связей, злоупотребления власть имущих, рост насилия, проблемы, которые в обществе создает молодежь, и ее беспомощность, — вот о чем ежедневно читаешь в новостях. 

Другой важный фактор возникновения чувства одиночества среди детей и подростков — ориентированность школьного обучения на достижение результатов и индивидуализм в ущерб развитию социальных связей и сплоченности. Воспитание не может заключаться только в стремлении к новым знаниям и навыкам, оно должно быть также процессом переживания, когда человек находит общий язык с различным окружением и, что важнее всего, с самим собой. Если человек сам себя не устраивает и не может взаимодействовать с собой, ему крайне сложно взаимодействовать с другими.

Последствия одиночества

Американский нейропсихолог и исследователь одиночества Джон Качоппо доказал, что загрязнение воздуха увеличивает риск преждевременной смерти на 5%, лишний вес — на 20%, а одиночество — на 40%. Последствия социального одиночества могут ощущаться длительное время, а влияние одиночества эмоционального может быть еще более жестоким — это тяжелые психические расстройства, такие как социофобия, депрессия, биполярное расстройство, шизофрения, склонность к самоповреждению и попыткам самоубийства.

Эмоционально одинокие дети и подростки больше других рискуют остаться без образования и карьеры, за пределами социальных структур, вне так называемой нормальной жизни — ощущая себя непригодными, ненужными и во всех смыслах неудачниками. 

Вот список симптомов, которые были выявлены у младших и старших школьников и связаны с влиянием одиночества на их учебу, социально-эмоциональное благополучие, а также психическое и физическое здоровье.

У младших школьников одиночеству сопутствовали:

  1. более сильная склонность избегать выполнения заданий и оберегать себя от возможной неудачи;
  2. сложности в освоении чтения, письма, математики;
  3. более сильная, чем у других детей, угнетенность в социальном плане;
  4. более частое, чем у других, ощущение дискомфорта и непричастности;
  5. более продолжительные периоды, которые они проводили за телевизором, компьютером, видеоиграми;
  6. более слабые навыки групповой работы, больше беспокойного поведения и импульсивности, чем у других детей, — как по мнению самого ребенка, так и по мнению учителей, одноклассников и родителей;
  7. бóльшая вероятность стать жертвой травли или быть отвергнутым.

У старших школьников следствием одиночества стали:

  1. сильная угнетенность в социальном плане, социофобия;
  2. депрессия и саморазрушительные мысли;
  3. быстрое переутомление от учебной нагрузки;
  4. ухудшение здоровья; 
  5. меньшее количество увлечений;
  6. прием «на пробу» наркотических веществ.

Учителя воспринимают одиноких младших школьников как менее способных к совместной работе и эмпатии, более импульсивных и менее дисциплинированных детей, которые стараются избегать новых заданий или воспринимают их более настороженно. При этом остается неизвестным, являются ли негативное отношение к учебе и слабые академические навыки следствием одиночества или наоборот.

Роль родителей

Передается ли одиночество по наследству?

Да, передается, но не совсем так, как цвет глаз или волос. Например, дети одиноких родителей больше рискуют стать в школьные годы социально или эмоционально одинокими.

В возрастной группе первоклассников ученые исследовали влияние взаимодействия в семье на социальное поведение детей. Они выяснили, что совместные активные игры и веселое времяпрепровождение как с матерями, так и с отцами положительно сказывались на отношениях детей (будь то мальчики или девочки) со сверстниками.

В семьях, где родители применяли меры принуждения, дети хуже овладевали социальными навыками и им было сложнее сойтись с другими ребятами. Они стремились к доминированию и пытались завоевать друзей с помощью тех же принудительных и диктаторских методов, которые были свойственны их родителям.

Как формируются социальные навыки

В «наследовании» школьниками одиночества решающую роль играет социальная компетенция — навыки и модели поведения, которые проявляются в совместных занятиях, эмпатии, способности контролировать свою импульсивность и действовать, не мешая другим и не вызывая раздражения.

Формирование достаточной социальной компетенции — центральная цель развития человека в детстве и юности.

Первостепенное значение для освоения социальных навыков имеет опыт раннего взаимодействия дома. Родители необщительных мальчиков и девочек могут активно помогать ребенку подружиться с другими детьми: например, приглашая в гости одноклассников, отпуская ребенка в гости к живущим в отдалении приятелям и подталкивая сына или дочь к участию в мероприятиях, где бывают дети со схожими интересами.

Расспрашивать и беспокоиться, но в меру

Переживать и расспрашивать — наше родительское право. Если мы вспомним себя в этом возрасте, лучше было доставлять родителям беспокойство и отвечать на вопросы, чем быть предоставленными самим себе.

Ребенок не ощущает себя в безопасности, если о нем никто не беспокоится, если никто его не расспрашивает и не волнуется по поводу того, что он делает и где он, с кем проводит время и хорошо ли ему живется. 

Но иногда забота может стать чрезмерной — при слишком строгих ограничениях собственные возможности ребенка образовывать и поддерживать социальные связи будут минимальными.

Никакой четкой границы здесь нет, каждый ребенок нуждается в контроле и свободе ровно в той степени, которая ему необходима, но если в 12 лет ему нельзя уходить со двора одному или зайти после школы в гости к другу, может получиться так, что он не заведет ни друзей, ни приятелей.

Варианты конструктивных действий

1. Поговорите с сыном или дочерью о происходящем, не забывая о деликатности! Продумайте заранее, в какой ситуации и когда можно начать этот разговор. Попросите подростка описать свои чувства и пожелания. Не стоит забывать, что у него, скорее всего, есть и позитивный опыт дружеских отношений.

2. Подбодрите подростка. Помогите ему увидеть свои сильные стороны и поддержите его уверенность в себе, хвалите, реагируйте на его действия позитивно.

3. Порепетируйте вместе сценку знакомства. Придумайте сообща действенные способы завязать разговор.

4. Поразмышляйте вместе над тем, есть ли в школе, во дворе, в знакомых семьях, среди бывших одноклассников, друзей детства, родственников или в кружках, куда ходит ваш ребенок, похожие на него подростки, с которыми можно было бы подружиться. Получится ли у вас всей семьей завести новых знакомых, например, в семейном лагере, на концерте или на каких-то мероприятиях?

5. Дайте «поручение» знакомому подростку: попросите его пообщаться с вашим ребенком, пригласить в компанию или позвать куда-нибудь с собой.

6. Подумайте вместе с ребенком над тем, где можно завязать новые знакомства. Это нередко происходит в кружках и клубах по интересам, на различных мероприятиях и на сетевых форумах.

7. Узнайте, можно ли через школу найти для сына или дочери группу или клуб по увлечениям.

Вопреки ожиданиям большинства, подростки, пусть тайно и в глубине души, любят, когда их делами интересуются. Просто вопросы надо задавать уважительно, не слишком навязчиво и такие, чтобы можно было либо ответить коротко, либо вступить в серьезный разговор. 

Список вопросов, которые подростки хотят услышать

Подростки сами составили списки вопросов, которые родители, интересующиеся социальной жизнью своих детей, должны задавать своим сыновьям и дочерям.

  1. Какая у тебя компания?
  2. С кем ты гуляешь и какие у тебя друзья?
  3. Чем вы занимаетесь и где тебе нравится бывать?
  4. Как твои друзья относятся к другим людям?
  5. Дразнят ли тебя в этой компании?
  6. Чем твои друзья планируют заниматься в будущем? А что они делают сейчас?

И что бы ваш ребенок вам ни сказал в ответ, он будет доволен вашим интересом к его жизни и самочувствию. Ведь родители — одни-единственные.

   

Источник:

Нийна Юнттила «Ноль друзей: Как помочь ребенку справиться с одиночеством» (Альпина Паблишер, 2017)

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях