background picturebackground picture

Как поддержать особого ребенка в период адаптации к детскому саду

Особые дети

8

Привыкание ребенка проходит в несколько этапов, очередность которых важно соблюсти

Первые недели и месяцы в детском саду — трудный период в жизни ребенка и его родителей. Но если не торопиться и делать все по порядку, то адаптация к новым условиям пройдет успешно. О правилах знакомства с детским дошкольным учреждением рассказывает логопед-дефектолог Института коррекционной педагогики кандидат педагогических наук Галина Юрьевна Одинокова.

Адаптация ребенка к детскому саду длится примерно от 1 до 3 месяцев. Если речь идет об особых детях, то адаптационный период может занять до полугода и больше. Когда он заканчивается, ребенок легко идет в детский сад, не протестует, любит играть с детьми, участвует в общих занятиях.

Этапы привыкания к детскому саду

Для того чтобы адаптация особого ребенка прошла успешно, следует строго придерживаться определенной очередности прохождения этапов привыкания к условиям дошкольного учреждения.

1. Знакомство и установление контакта между воспитателем и мамой ребенка

На первую встречу с воспитателем мама приходит одна, без ребенка. Очень важно, чтобы установился эмоциональный контакт между двумя взрослыми. Воспитатель рассказывает о режиме дня учреждения, может задать вопросы об особенностях развития ребенка, выясняет, что ребенок любит, какие игрушки ему нравятся, что его может успокоить, если он расстроился.

Мама отвечает на вопросы и сама спрашивает воспитателя о том, что ее волнует. Она информирует специалиста о том, что ребенок умеет делать самостоятельно (например, сам ест), чему ему необходимо учиться (например, одеваться, и в такой ситуации понадобится помощь взрослого), предупреждает о том, каких навыков у ребенка пока нет совсем. Взрослые договариваются о следующей встрече, на которой воспитатель должен познакомиться с ребенком. Во время следующего визита мама и воспитатель должны встретиться как знакомые.

2. Знакомство и установление эмоционального контакта между воспитателем и ребенком через близкого взрослого (маму)

Встреча планируется заранее. Она может проходить как в одном из кабинетов, так и в группе детского сада. Поскольку сопровождать малыша в период адаптации будет именно воспитатель, очень важно, чтобы знакомство с ним прошло успешно.

Вначале специалист дошкольного учреждения для малыша — чужой человек. Постепенно он должен стать интересным и привлекательным «объектом», далее — собеседником и партнером по игре. Когда это произойдет, воспитатель станет близким взрослым для ребенка. 

При знакомстве с педагогом ребенок будет ощущать себя в безопасности, если первое время мама будет держать его за руку или посадит к себе на колени. Обычно ребенок пристально следит за общением матери и специалиста, поэтому вначале взрослые просто доброжелательно и эмоционально разговаривают друг с другом. Важно, чтобы ребенок привыкал к новому человеку, его облику, голосу.

После этого мама знакомит воспитателя и ребенка. Затем педагог предлагает, чтобы мама поиграла с ребенком, и при первой возможности сам присоединяется к игре. Это могут быть эмоционально окрашенные игры с простыми движениями, которые тонизируют малыша, вызывают положительные эмоции (типа «Ладушки») или игры с игрушками с простыми сюжетами (машинка везет груз, высыпает).

На этом этапе важно, чтобы у ребенка возникло эмоционально положительное отношение к педагогу, желание с ним общаться. Критерий успешного прохождения данной стадии адаптации — эмоциональное состояние ребенка: отсутствие протестных, отрицательно окрашенных реакций, возникновение улыбки во время взаимодействия с педагогом, возможность взрослого в ситуации общения привлекать внимание ребенка и вызывать у него положительные эмоции.

После этого можно постепенно перейти к знакомству ребенка непосредственно с детским садом. Начать лучше с прогулки. Мама вместе с малышом приходит ко времени прогулки детей (в 10:00 или в 15:30) всего на 15–20 минут. Воспитатель доброжелательно встречает ребенка, предлагает побыть с другими детьми во дворе детского сада. Мама с ребенком могут посидеть на скамейке, посмотреть на играющих детей, оглядеть игровую территорию, покататься с горки, на качелях. Добрые слова мамы помогут снять напряжение и тревогу у ребенка.

Знакомиться с детьми пока не нужно, еще слишком рано. Мама продолжает формировать положительное отношение к воспитателю — интересному и доброму взрослому. Она привлекает внимание малыша к педагогу, например: «Посмотри, какая Татьяна Ивановна добрая, веселая. Она приглашает детей поиграть».

Кроме этого, ребенок получает первичные сведения о детском саде, начинает ориентироваться в том пространстве, куда ему нужно войти. В последующие дни ребенок приходит только на прогулку, завтракает и обедает дома, но время прогулки постепенно увеличивается, и через несколько дней малыш уже проводит все прогулочное время с детьми.

Если ребенок спокойно ведет себя во время гуляния, воспитатель приглашает маму с малышом войти в детский сад. Обычно это посещение занимает не более 10–15 минут. Затем важно отдельно познакомить ребенка с самим игровым помещением. Удобно показывать малышу комнату, когда детей в группе мало, утром до прихода детей или вечером к концу работы детского сада.

3. Ознакомление ребенка с игровой комнатой и другими помещениями группы

Воспитатель доброжелательно приглашает маму и ребенка посмотреть детский сад. Лучше ребенку предоставить возможность самостоятельно выбрать «маршрут», взрослые (мама и педагог) должны лишь сопровождать перемещение малыша, следовать за ним, комментировать происходящее, называть объекты.

Взрослые обеспечивают безопасность перемещений ребенка и при необходимости помогают ему: называют объекты, подсказывают действия, комментируют происходящее. Важно, чтобы ребенок оценил обстановку как безопасную и у него появился интерес к окружающему пространству. Вся обстановка и оформление сада способствуют этому: картинки, живой уголок, игрушки.

Третий этап адаптации успешно пройден, если ребенок ведет себя спокойно в помещении группы, проявляет интерес к предметам и обследует пространство.

4. Знакомство ребенка с другими детьми

Ребенок еще до прихода в детский сад наблюдал за детьми. На первых прогулках в саду мама и воспитатель обращали его внимание на играющих детей. И педагог представлял нового малыша детям, например: «Ваня к нам пришел. Посмотрите ребята, Ваня! Он будет ходить в сад, и мы будем играть вместе». Но на предыдущих этапах важно было установить контакт именно со взрослым.

В раннем возрасте потребность в общении с другими детьми только формируется, и без участия заинтересованного в этом процессе взрослого не обойтись. Маленьких детей нужно учить общаться и играть вместе. 

Это делает взрослый, который знакомит детей, увлекает их совместными играми, представляет каждого участника игры, например: «Маша — молодец, ловкая. А Ваня очень старается». Без таких действий взрослого, объединяющих внимание и интерес детей, малыши раннего возраста будут стремиться общаться, но такие контакты могут быть достаточно долгое время трудными, конфликтными, не развивающими.

По мере привыкания ребенка с ОВЗ к условиям группы, накоплению опыта общения с работниками сада, ознакомления с пространством и новыми игрушками педагог обращает внимание малыша на других детей и организовывает ситуации общения. Первые контакты детей обычно кратковременны и неустойчивы, не следует стремиться знакомить малыша со всеми детьми. На данном этапе ребенку достаточно общения с одним или двумя детьми. Постепенно происходит знакомство со всеми детьми в группе. Мама при этом продолжает находиться рядом с малышом.

Если у ребенка нет настороженности и страха, он проявляет интерес к детям и их действиям, испытывает и демонстрирует положительные эмоции при организованном взрослым контакте с другими воспитанниками детского сада, значит, он с успехом прошел четвертый этап адаптации.

Что могут сделать родители и воспитатели

Совместными усилиями мама и воспитатель помогают ребенку привыкнуть к режиму детского сада. Этот процесс тоже поэтапный. Ребенок постепенно учится вместе с другими детьми:

  1. гулять утром;
  2. играть до утренней прогулки, гулять утром;
  3. играть до утренней прогулки, гулять и обедать;
  4. завтракать, играть до утренней прогулки, гулять и обедать;
  5. завтракать, играть в группе, гулять и обедать, спать днем.

Весь период, пока ребенок адаптируется к саду вместе с воспитателем и детьми, мама сопровождает его на каждом этапе.

Когда ребенок заинтересован игрой, мама может отойти от него, побыть немного в стороне, выйти в другую комнату. Как только малыш обнаружит, что ее нет, маме нужно вернуться и объяснить, что она была рядом. Позже мама, предупреждая об этом малыша, скажет, что ей нужно выйти из сада, но она скоро придет. Можно малышу дать какой-то предмет (например, носовой платок, его любимую игрушку и другое), который он вернет маме. Так мама постепенно, договариваясь с ребенком, приучает его оставаться в саду.

Таким образом происходит привыкание ребенка к условиям дошкольной образовательной организации. Ребенок начинает взаимодействовать не только с другими взрослыми, но и с детьми. Исчезает настороженность, взрослые и дети становятся знакомыми, окружающая обстановка и игрушки — привычными, возникает интерес к происходящему вокруг.

Малышу реже требуется присутствие рядом мамы, он все чаще может обходиться без нее, пытается некоторые «проблемы» решить со взрослыми, работающими в группе. Ребенок чаще улыбается, охотно общается с воспитателями, знакомится с другими специалистами, интересуется игрушками, постепенно присоединяется к тому, что делают все дети. Это значит, адаптация ребенка прошла успешно, и он готов посещать детский сад вместе со своими сверстниками.

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях