Трудности во взаимодействии матери и ребенка с синдромом Дауна и их преодоление
В Институте коррекционной педагогики (г. Москва) начиная с 2000-х годов изучается развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с ОВЗ. Задача проводимых исследований — выявить возможности и ресурсы развития особых детей с первых дней жизни. По результатам работы специалистами института создано методическое пособие по вопросам комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, отрывки из которого мы публикуем в статье.
Покажи и расскажи
Помимо жизненно важных потребностей (в пище, тепле и пр.), у ребенка есть потребность в общении с близким взрослым. Она появляется в результате того, что мама с первых дней жизни не просто ухаживает за ребенком, а разговаривает с ним как с очень дорогим и близким маленьким человеком. С первых месяцев ребенок включается в общение со взрослым, получая возможность проявлять свою активность. Это касается всех детей, как обычно развивающихся, так и особых малышей с синдромом Дауна.
Если мать знает о потребностях ребенка, видит их проявления, обозначает их, поддерживает, у него появляются мотивы общения, то самое «зачем мне нужно обратиться ко взрослому и что получить от него». Именно мотивы общения побуждают ребенка вступать в диалог с матерью и поддерживать его.
Во взаимодействии малыша со взрослым передаются все умения, традиции, знания, опыт, то есть общение с матерью — это путь обучения и развития ребенка.
Именно в контакте с близким взрослым у ребенка появляется первая самостоятельная деятельность — общение, которое и является началом его психического развития.
Разные подходы
Мама сама предоставляет ребенку впечатления в виде новых песенок, игр на руках, игрушек, явлений, на которые она обращает его внимание. При этом она не запрещает, а поддерживает самостоятельную активность ребенка в добывании этих впечатлений, называет то, что ему интересно.
Например, ребенок, изучая окружающее пространство, взял в руки что-то запретное или хрупкое. Мать не запрещает, а присаживается рядом, называет предмет, вместе они рассматривают его, мама берет предмет в руки, но позволяет ребенку потрогать его пальчиками. Или у ребенка невербальное обращение к матери — он указывает на предмет и смотрит на нее, смысл обращения такой: «А это что? Хочу. Дай». Мать отвечает, приближает к ребенку предмет, они вместе рассматривают его, общаются по этому поводу и т. д. В подобных эпизодах потребность ребенка в новых впечатлениях поддерживается матерью и — во втором случае — становится мотивом обращения к ней.
Совсем иная ситуация возникает, когда активный интерес ребенка к окружающему мать расценивает как бесполезное любопытство и, предвидя, что исследовательские действия ребенка приведут к беспорядку, ограничивает его активность запретами: «Нельзя!», «Это тебе еще рано», «Лучше возьми игрушки». В этом случае они тоже ведут диалог, но качественно иной, не развивающий, а ограничивающий как познавательное, так и личностное развитие ребенка. В общении матери и ребенка могут возникнуть трудности.
Сложности общения
Выявить определенные факторы, которые сигнализируют о трудностях в общении, можно по анализу совместной игры матери и ребенка. Специалисты выделяют следующие поведенческие проявления ребенка, которые осложняют взаимодействие с матерью.
Случаи протеста и отказа от общения с матерью
Родители маленьких детей с синдромом Дауна жалуются на то, что ребенок не слышит взрослого, его трудно заинтересовать чем-то, привлечь внимание. Ребенок предпочитает быть «сам по себе», а если взрослый предлагает позаниматься чем-то полезным, с его точки зрения, — поиграть, почитать книжку, порисовать вместе, то ребенок отказывается. Взрослый обращается с просьбами к малышу, а тот не откликается, не выполняет их. Иногда бывает, что мать предлагает ребенку поиграть или просит о чем-то и в случае отказа проявляет настойчивость, а малыш начинает протестовать, капризничать. В чем причина?
До того, как начать бурно протестовать, практически всегда ребенок слабо выражает недовольство, сообщает матери о том, что он хочет чего-то другого. Если мать не реагирует на это (не видит или не придает значения), настаивает на своем, продолжает «свою» игру, ребенок переходит к явному протесту.
Таким образом, реакции отказов ребенка от общения с матерью можно рассматривать как вариант его протеста на ограничение активности и невозможность удовлетворить свой интерес и предпочтения.
Причину трудностей можно связать с нечутким поведением матери во взаимодействии с ребенком, однако это будет ошибкой. Ведь и ребенок не умеет (не научился или не научили) заявлять о своих предпочтениях, проявлять инициативу и настаивать на ней. Но поскольку «учит» общению мать, приписать причину трудностей в поведении ребенка только ему тоже невозможно.
Речь идет о сложностях в подстройке и организации диалога матери и ребенка, и причины этих сложностей связаны с каждым участником пары. Следовательно, работу по преодолению трудностей в общении, связанных с отказами и протестами ребенка, необходимо проводить как с ребенком, так и с матерью.
Агрессивные проявления ребенка
Во время общения и игры ребенок реагирует на просьбы, предложения, пожелания матери резким отрицанием, сильным протестом, раздражением, при котором он оказывает физическое воздействие на мать, на себя или на предмет. Он может оттолкнуть или ударить мать, бить и кусать игрушки, грубо расшвыривать их. Выражение лица у ребенка при этом гневное, он вокализирует с интонациями недовольства.
Причины агрессивного поведения ребенка раннего возраста с синдромом Дауна связаны с появлением у него самостоятельных желаний в ходе личностных преобразований, которые у типично развивающихся детей происходят в период кризиса первого года жизни. Кроме этого, существуют еще особенности в коммуникативном поведении матерей, дети которых проявляют агрессию.
Во-первых, они говорят о том, что не понимают ребенка: «Что ты хочешь? Не пойму тебя!», не предлагают ребенку вариантов ответов, не пытаются менять свое поведение, чтобы прояснить ситуацию. В отличие от них, матери детей без агрессивных тенденций озвучивают все события, происходящие рядом, специально для ребенка: «Машинку взял. Машинка нам нравится», «Дождик на улице, мокро».
Во-вторых, дети чаще проявляют агрессию, если их матери в общении и игре приписывают им негативные намерения или качества: «Любишь, чтобы только по-твоему», «Ну у нас и характер!» В этих и подобных комментариях присутствует негативное отношение матери к наличию у ребенка собственных желаний.
В-третьих, матери не дают поведению ребенка объясняющих комментариев, в которых отражались бы состояние и желания ребенка.
В отличие от них, у всех остальных матерей часто встречаются реплики типа: «Ты спать хочешь», «Побегать хочется!», «Расскажи, какая ты хорошая, как маму слушаешься». Это очень важные комментарии, из которых ребенок получает сведения о своем состоянии и внутреннем мире: «Я хочу», «Я рад», «Мне больно», «Я злюсь». Матери детей с синдромом Дауна, проявляющих агрессию, в большинстве своем не дают таких комментариев.
Специфические коммуникативные действия ребенка как способ переключения внимания матери
Родители детей с синдромом Дауна иногда рассказывают о непонятном для них поведении ребенка. Например, ребенок может сесть на пол, широко расставить ноги, наклоняться вперед и биться головой об пол или сильно пальцем надавливать на глаза и тереть их, а на просьбы матери прекратить это, не реагировать.
Ребенок делает что-то такое, что тревожит мать, она беспокоится о его здоровье, состоянии, безопасности. Каждую мать интересует, все ли дети с синдромом Дауна так себя ведут или только ее ребенок? Описанное поведение похоже на самоагрессию, причинение самому себе вреда. Но в отличие от агрессивных проявлений, когда присутствуют протестные тенденции, недовольство и раздражение, в приведенных примерах ребенок не раздражен. Напротив, он может сохранять спокойствие и даже улыбаться в ответ на уговоры матери, продолжая совершать эти действия, как будто играя с ней.
Некоторые пытаются приписать такое странное поведение наличию генетической патологии у ребенка. Версия, что такое поведение свойственно именно детям с синдромом Дауна, ошибочна.
Специфические коммуникативные действия — некоторая особенность раннего возраста, когда ребенок учится управлять вниманием матери в общении с ней, «тренирует» ее быть чуткой и понимать его предпочтения.
Причины подобного поведения связаны с низкой активностью или безынициативностью ребенка в общении, а также с недостаточным владением средствами общения: ребенок что-то хочет и пытается выразить свое желание как умеет, а мать не реагирует. Тогда ребенок, в обход культурных способов воздействия, начинает использовать экстремальные способы, на которые мать обязательно откликнется.
Когда инициативы ребенка редки, а мать не поддерживает его самостоятельные действия и не пытается понять его намерения, специфические коммуникативные действия можно расценивать как активность ребенка, направленную на завоевание внимания матери. Имеющийся у ребенка репертуар средств общения недостаточен, а сниженная чувствительность матери во взаимодействии с ним не помогает ему развивать и совершенствовать средства общения, поэтому ребенок фактически изобретает такие способы воздействия, на которые мать вынуждена обращать внимание. Закрепление таких способов в практике коммуникации деструктивным образом влияет на взаимодействие в паре.
Противоречивые реплики ребенка
В ситуации общения ребенок с синдромом Дауна иногда отвечает так, что родителю бывает непонятно: это согласие или несогласие, утверждение «да» или отрицание «нет». Такая реакция ребенка раннего возраста, который не владеет речью, может стать серьезной трудностью в его взаимодействии с матерью.
Полевое поведение ребенка
У ребенка раннего или дошкольного возраста может наблюдаться такое поведение: он удаляется (уходит или уползает) от матери на большое расстояние, бесцельно передвигается, прикасается к разным предметам и игрушкам, может брать и бросать их. В это время он не видит и не слышит взрослого, не откликается на его призывы, так как занят игрушками, но не игрой с ними.
Такое поведение ребенка, когда он совершает действия, продиктованные пространственной организацией ситуации и динамическими свойствами предметов, называют «полевым». Ребенок пребывает в поиске нового сенсорного опыта, и это может откликаться сложностями в его взаимодействии с матерью.
Застревание ребенка на сенсорных впечатлениях, полевые тенденции поведения могут быть связаны с незрелостью нервной системы, с трудностями формирования целенаправленности. Когда взрослый окажется для ребенка самым интересным и привлекательным объектом поля, у ребенка возникнет мотивация вовлекать его в общение, быть рядом, открывать незнакомое и переживать вместе.
Полевое поведение ребенка с синдромом Дауна может быть серьезным препятствием для развития взаимопонимания в общении пары. Ребенок выходит из взаимодействия, оказывается захваченным возникающими перед ним «полевыми» соблазнами, а взрослый временно теряет эмоциональный контакт с малышом и контроль над ситуацией. При попытке матери повлиять на подобное поведение путем запрета, прямого навязывания своей логики действий она сталкивается с тем, что ребенок не реагирует на них, упрямится, капризничает, может демонстрировать яркие протестные реакции. Неудобное поведение ребенка может приводить к конфликтам, что будет негативно влиять на взаимодействие матери и ребенка.
В такой ситуации матери могут вести себя по-разному. Одни чаще всего не понимают, почему ребенок так себя ведет, и говорят об этом. Они теряются и приписывают детям нежелание играть с ними, дают поведению ребенка негативные характеристики. Другие могут наблюдать, что привлекает внимание ребенка, присоединяться к его интересу (будут называть предметы, одобрять действия), а когда ребенок захочет уйти, будут рядом с ним. Разные стратегии поведения матери приводят к различным результатам. Во втором случае больше шансов, что ребенок откликнется на вопросы и предложения матери или сам обратится к ней, общение продолжится.
Стереотипии
Достаточно часто родители задают специалистам вопросы о стереотипных действиях ребенка с синдромом Дауна. Один малыш любит крутить крышки и занимается этим долго, другой часто машет или трясет руками, третий может ходить и многократно, ритмично наклонять туловище, четвертый — стучать зубами и одновременно кивать головой. Такое поведение называют стереотипным.
Стереотипные действия могут наблюдаться в разнообразные моменты жизни: в игре, знакомстве с игрушками, при кормлении, одевании, отходе ко сну. Родителей тревожат стереотипии в поведении ребенка, их часто считают болезненными и нежелательными проявлениями.
Стереотипные движения и действия вызывают тревогу у членов семьи. Это обосновано тем, что во время стереотипных проявлений ребенок может выходить из контакта с окружающими близкими и погружаться в собственные ощущения. В этот момент ребенок не реагирует на просьбы взрослого, не замечает окружающие предметы и действия, что в определенных условиях может создавать опасность для жизни (во время пребывания в транспорте, при переходе улицы, на высоких ступеньках и т. д.).
Трудности в поведении ребенка связаны с неблагополучием во взаимодействии пары «мать — ребенок». У матерей и детей с конфликтным поведением не наблюдается благополучного, развивающего общения.
При неблагоприятном варианте развития общения матери и ребенку трудно договориться, между ними нет диалога — такого диалога, в котором оба участника обмениваются репликами и в этом обмене относительно равноправны: каждый может обратиться к другому, что-то предложить, попросить и ответить.
При благоприятном варианте ребенок, заинтересованный общением с матерью, находится рядом с ней, неоднократно обращается к матери (действиями или посредством игрушки предлагает игру), чаще всего реагирует и отвечает на ее вопросы и предложения. Кроме того, ребенок использует все возможности, чтобы быть понятым матерью, он имеет более широкий, по сравнению с ребенком с нарушенным взаимодействием, репертуар средств общения.
Благоприятный вариант общения
Положительно повлиять на общение с ребенком может сама мама. Что для этого необходимо?
Заинтересованная в налаживании взаимодействия мама:
- отвечает практически на все инициативные действия ребенка, ее ответ содержательно адекватен;
- комментирует «внешний мир» для ребенка, называет предмет интереса ребенка, например, когда во время общения с ней ребенка неожиданно увлекает какое-то явление или предмет;
- одобряет любое ответное действие ребенка, без критики принимает любую попытку ребенка ответить на ее инициативу, не требует другого варианта ответа;
- играет наравне с ребенком, используя предметные средства общения, вместе с малышом строит из кубиков, купает куклу, кормит ее и т. д.;
- позитивно или безоценочно интерпретирует внутренний мир ребенка, комментирует его действия и проявления — движения, вокализации, взгляды и т. д., наделяя их определенным смыслом;
- комментирует проявления ребенка в 1-м или во 2-м лице;
- «отзеркаливает» проявления ребенка, моментально повторяет вслед за ним его реакции и действия — вокализации, улыбку, мимику, жесты, предметные действия и т. д.;
- принимает за инициативу некоторые проявления ребенка — самостоятельные действия с предметами, случайную эмоциональную реакцию, вокализацию — и начинает общение, игру с ребенком, используя эту инициативу;
- запрашивает «любимый однозначный ответ» — обращается к ребенку с вопросом типа: «Как ты маму любишь?», на который он обязательно даст эмоционально яркий ответ.
Качественное умение ребенка общаться со взрослым — основа дальнейшего развития и обучения. Если у ребенка есть сложности с общением, изменить это можно только при участии матери, лучше — с привлечением специалиста.
Бесплатную консультацию можно получить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям»: 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.