background picturebackground picture

Как меняется мышление ребенка в цифровую эпоху

Цифровая среда

317

Скорость обработки информации растет, а углубиться в тему ему сложнее

Многие считают, что баланс цифровой и физической реальности у нас нарушен: мы слишком много времени находимся в виртуальном мире. Это обстоятельство влияет на способ восприятия информации, механизмы мышления и, в конечном счете, на поведение. При этом несправедливо говорить, что дети цифровой эры «глупеют» — они просто думают по-другому.

Избыточная стимуляция

Один из ключевых факторов развития человека — среда, в которой он растет. И эта среда меняется стремительно. Еще 50 лет назад, до появления в каждой семье телевизора., мозг ребенка развивался в окружении простых, не перегружающих нервную систему стимулов: мамины объятия, сказки или колыбельные на ночь, несколько игрушек, общение с другими детьми. Чуть позже добавились детские книги и один долгожданный мультфильм по выходным. В таких условиях мозг получал достаточное, но не избыточное количество стимулов для развития основных функций.

Информационная эра все изменила. Благодаря все новым технологическим прорывам мозг гиперстимулируется с раннего детства. Приложения дают гораздо больше сенсорных впечатлений, чем любая игрушка: картинка сменяется, музыка играет, а герои в играх прыгают-бегают по твоему желанию. При этом мозг ребенка получает все это многообразие стимулов, не прилагая усилий: не нужно фантазировать, договариваться о правилах игры, мастерить что-то из подручных материалов — просто нажми на кнопку. Так мозг лишается «строительного материала» для развития воображения, коммуникации, абстрактного мышления. А нервная система перегружается сенсорными стимулами. В итоге познавательная и личностно-эмоциональная сферы ребенка сегодня формируются иначе, чем полвека назад.

Этапы развития и задачи мозга

Каждый день мозг ребенка проделывает огромную работу, осваивая навык за навыком. Причем в разные периоды развития у мозга разные задачи. В 5-10 лет развиваются основы эмоционального и социального интеллекта. Ребенок учится общаться, распознавать невербальные сигналы, принимать и вырабатывать правила, разрешать конфликты, сопереживать. Если это время ребенок не расстается с гаджетом или сидит за компьютером, тренируются те области мозга, которые отвечают за реакцию, внимание, логику, оперативную память. Это не то, чтобы плохо, но несвоевременно. Ведь навыки, необходимые для жизни в обществе и успешной коммуникации, не нарабатываются. Сейчас, например, в среде молодых программистов очень востребованы тренинги для прокачки soft skills («мягких навыков») — умения общаться, сопереживать и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Потому что для тех, кто вырос за компьютером, общение в реальном мире становится проблемой.

«Цифра» меняет восприятие информации

Информация в сети подается по определенным законам, и это меняет ее восприятие. Если проследить за тем, как менялся контент в Интернете за последние 20 лет, то мы увидим эволюцию от длинных текстов в «Живом журнале» до простых инструкций и лайфхаков в картинках. И восприятие информации тоже меняется вслед за формой ее подачи. Сегодня ребенок может с легкостью сделать отличную презентацию — красивую, наглядную, яркую, и другие дети прекрасно воспримут все, что в ней показано.

Такой стиль мышления называют «клиповым», и детям привычен именно он: яркие, фрагментарные сведения, поданные в тезисном или лозунговом стиле, к которым они к тому же относятся чересчур доверчиво, некритично.

При этом информацию, поданную в более традиционном повествовательном стиле (не разжеванная, не разделенная на короткие абзацы и пункты, не разбавленная картинками), современному ребенку и даже подростку усвоить значительно труднее. Мозг привыкает к информационному фастфуду, а на переработку более сложных форматов ему уже лень тратить энергию.

Как эти изменения проявляются в жизни детей

Значит ли это, что цифровая среда однозначно вредна для ребенка? Нет, ее воздействие устроено более сложно. Клиповое мышление затрудняет глубокий анализ информации — в первую очередь потому что ее стало слишком много вокруг. Зато современный ребенок хорошо ориентируется в этом огромном массиве и может быстро вычленять нужные ему сведения. Безусловно, скорость обработки информации у наших детей выше, чем у нас. Поэтому, с одной стороны, мышление современного ребенка более структурное, четкое, концептуальное. С другой, дети теряют навык глубокого погружения в тему. Хорошо развивается логическое мышление, а вот образное и ассоциативное становится беднее.

Интернет учит многозадачности — можно одновременно слушать музыку, общаться в мессенджере и искать что-то в Интернете. Но при этом чрезмерная многозадачность усиливает стресс и рассеивает внимание. Такая новая форма стресса называется техногенным истощением мозга: слишком много стимулов и слишком велика перегрузка.

Кроме того, эра поисковиков избавляет детей от необходимости запоминать и тренировать память. Зачем что-то помнить, если всегда можно загуглить? Заманчиво отказаться от запоминания, если можно открыть Википедию и скопировать дату или формулировку. Вдобавок отпадает необходимость передавать чужие мысли своими словами. От этого страдает вербальный интеллект — основа понимания смыслов и способности точно выразить свою мысль. Низкий вербальный интеллект также может быть одной из причин алекситимии — неспособности распознать свои переживания и найти слова для их выражения.

Меняется и картина мира ребенка: она становится фрагментарной, отрывочной. Зачем искать причинно-следственные связи между явлениями реального мира, ведь всегда можно произнести волшебное «Окей, Гугл...», и сразу получишь любую информацию в готовом виде?

Оградить ребенка от цифрового мира?

Можно, конечно, настаивать на том, что ребенок лет до 12 вообще не должен подходить к компьютеру и брать в руки смартфон. Но мы живем в реальном мире, к тому же техногенном, поэтому полный отказ от гаджетов — вещь практически невыполнимая, если вы не готовы отправиться жизнь в лес всей семьей. В конечном счете радикальный отказ от технологий ребенку только повредит — ни один родитель не хочет, чтобы его сын или дочь стали изгоями в классе и отстали в освоении необходимых навыков. Поэтому из двух зол разумно выбрать меньшее.

Чтобы уменьшить негативное влияние технологий, можно придерживаться трех принципов.

«Нет» сюжетным играм

Большинство сюжетных игр построены как сериал, когда, пройдя один уровень, попадаешь на следующий. С точки зрения маркетинга это оправдано — игра еще долго будет интересной, есть момент движения вперед и ощущение, что покоряешь новые вершины. Именно на такие игры дети и подростки «подсаживаются» сильнее всего — хочется узнать, что ждет на следующем уровне, и всегда есть момент интриги.

Очень быстро дети начинают идентифицировать себя с героями игры и при любой возможности возвращаются в виртуальный мир, где их способности несравнимы с возможностями в реальной жизни. Такие игры способствуют возникновению компьютерной зависимости, сравнимой с зависимостью от азартных игр. Поэтому лучше ограничить доступ ребенка к сюжетным играм примерно до 14 лет.

«Да» логическим играм

Если ребенок очень хочет поиграть, лучше загрузить ему логическую игрушку. Игры-конструкторы или пазлы развивают логическое и пространственное мышление. При этом они, как правило, не перенасыщены сенсорными стимулами. К тому же в них, в отличие от сюжетных игр, обычно нет героя, с которым ребенок начинает себя ассоциировать. Так что логические и пространственные головоломки — хорошая альтернатива любым другим видам игр.

Старайтесь подбирать игры с минимальным количеством цветов и плавными перемещениями фигур — это уменьшит нагрузку на нервную систему. Играть лучше на планшете (маленький экран телефона плохо влияет на зрение) и не более получаса в день, начиная с 6 лет. Постепенно можно увеличивать это время, доведя его максимум до 2 часов в день к 14 годам.

«Да» креативным приложениям

Начиная с 7-8 лет ребенок может использовать приложения для создания клипов, мультфильмов и роликов. В таких приложениях цвет, музыку и другие эффекты подбирает сам ребенок, они не навязываются в готовом виде программой. Креативные приложения помогают развить творческие задатки и учат создавать конечный продукт, что всегда приносит ребенку удовлетворение. При этом у него развиваются мотивация и терпение, умение вырабатывать алгоритм действий и придерживаться плана. Но родителям нужно следить за временем — получаса в день и пары забавных клипов для начала вполне достаточно.

Гаджеты — наша повседневность, и полностью ограждать от них ребенка нет необходимости. Задача родителей в другом: сделать так, чтобы мир ребенка не сузился до размеров экрана, и создать условия для его гармоничного развития.

                                        

Источники:

Портал о воспитании детей RaisingChildren

Журнал «Матроны.RU»

Поделиться в соцсетях