background picturebackground picture

Как и о чем говорить с младенцем

Особые дети

478

Беседа с ребенком на доступном ему уровне способствует развитию речи с самого раннего возраста

Несмотря на то, что младенцы пока не могут осмысленно отвечать на обращенную к ним речь, разговаривать с ними необходимо — особенно если речь идет об особых детях. Иногда такое одностороннее общение ставит родителей в тупик: они просто не знают, о чем говорить с ребенком, если нет обратной связи. Татьяна Кошечкина, логопед, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики, рассказывает, о чем и как можно общаться с младенцами разного возраста.

Чтобы речь ребенка развивалась, с ним нужно разговаривать. Если он уже может говорить, проблем, как правило, не возникает. Ребенок сам задаст тему беседы, и не одну. Проблемы могут возникнуть в ситуациях, когда речи — и даже ее понимания — еще нет. Между тем уже на самых ранних этапах развития речи с младенцем можно вполне эффективно общаться.

Ребенку от 2 недель до месяца

Днем периоды бодрствования достигают часа (в это время маме лучше быть вместе с ним), и они постепенно увеличиваются. Самое время пообщаться, ведь потребность в общении — это основа развития речи. И хотя малыш вряд ли сможет вести с мамой диалог, он уже полноправный участник общения: обращает внимание на свои ощущения, звуки, свет. Часть детей уже в этом возрасте начинают фокусировать взгляд. Поскольку ребенок уже может узнавать маму по голосу, важно соединить звук голоса и телесные ощущения ребенка от мамы с ее визуальным образом.

Что делать: произносить негромкие нерезкие звуки, слова, фразы, рассказывать потешки. Можно просто напевать мотив песни без слов. Все это лучше соединять с тактильным взаимодействием — брать ребенка на руки, качать, кружить, гладить. Для того чтобы малыш мог разглядеть маму, ей нужно наклоняться, чтобы быть ближе к его лицу.

О чем говорить: о чем угодно — например, о совещании у папы на работе или о том, как папа ездил на дачу. Любые ритмичные потешки и прибаутки, особенно в сочетании с легким массажем, гимнастикой и покачиваниями доставят малышу радость. Можно обратиться к народному творчеству или придумать собственные стишки. Они должны быть ритмичными, короткими, интонированными. Хорошо, если в потешке можно произвольно менять слова, тогда она меньше надоедает. Например: «Зайка-зайка, прыг-скок! Зайка-зайка, прыг-скок! Прыг-скок, зайка-зайка!» (дальше рыбка, птичка, мама, папа, ручка и все, что угодно).

Ребенку от 1 до 3 месяцев

Он уже удерживает взгляд, произносит разнообразные звуки, кто-то уже гулит (произносит протяжные гласные звуки или подобия слогов) или издает согласноподобные звуки — фыркает, пускает со звуками пузыри, гудит. В этом возрасте ребенок может реагировать улыбкой и оживлением на самые простые слоги и слова, например, «часики-часики-часики», «тики-так, тики-так».

Что делать: добавлять отражение звуков и артикуляции ребенка. Формируется своего рода диалог, где вы и малыш «говорите» по очереди. Обращая внимание на звуки, которые произносит ребенок, мы привлекаем к ним и его внимание. Общение оживляется за счет мимики ребенка, которую можно обыграть, пояснить словами и интонацией: «Ты улыбаешься, тебе весело! Ты сердишься? Вот так сердишься?»

О чем говорить: обо всем, но больше о ребенке и его действиях. Комментируйте его движения, одежду, настроение и разные ситуации. Откликайтесь на его звуки, поддерживайте их. Потешки и прибаутки всё так же важны.

Ребенку 3–6 месяцев

Гуление в разгаре, малыш улыбается и смеется в ответ на слова и действия окружающих. Поскольку гуление — рефлекторный процесс, не стоит заглушать его постоянным повторением и отвлеканием ребенка на взрослого. Когда ребенок повторяет звуки, у него постепенно формируется представление о том, какие ощущения сопровождают определенный звук, формируется единство слуховых и артикуляционных ощущений.

Что делать: продолжайте откликаться на звуки и слоги ребенка. На этом этапе особенно важно привлекать внимание малыша к своей артикуляции. С одной стороны, так вы поддерживаете доступную ребенку «беседу», а с другой, добавляете к сумме слуховых и артикуляционных ощущений еще и зрительные. Младенец способен повторить и присвоить вашу мимику и артикуляцию. Если он вступает с вами в такой диалог, можете предложить и свои варианты звуков и слогов для повторения.

О чем говорить: все еще о чем угодно, особенно когда устали и играть с малышом не хочется, а он тянется к общению. Старайтесь больше комментировать предметы и явления вокруг ребенка, ситуации, связанные с ним. Речь взрослого должна быть достаточно простой, чтобы у младенца были доступные образцы для дальнейшего повторения (отлично, если получится рассказать о совещании на работе с помощью междометий). Задавайте больше вопросов («Что это? Куда? Где?»), чтобы дать образец для дальнейшего подражания.

Ребенку от полугода до 9 месяцев

Период лепета — благодатное время для разговоров и общения с младенцем.

Что делать: вариантов взаимодействия множество: от отражения звуко-слоговых цепочек, которые произносит ребенок, до демонстрации собственных артикуляционных возможностей. От философских рассуждений («Зачем собачка лает — чтобы нас напугать? Ай-яй-яй, собачка!») до речевых игр с полюбившимся слогом. Например, ребенок любит слог -ка. Родители подбирают и эмоционально произносят слова, заканчивающиеся на -ка: «ЛожКА!» Ребенок: «КА!!» Вы: «МайКА!» Ребенок: «КА!!!» Старайтесь озвучивать все, чем интересуется ребенок (смотрит, тянет руку, поворачивается). Всегда лучше начать с вопроса: «Что там? Кто там? Кто пришел? Что это?» — и только затем назвать предмет, человека, явление.

О чем говорить: о том, что происходит вокруг ребенка и с ним самим, с родителями прямо здесь и сейчас. А если про совещание, то лучше с картинками или разыгрывая сценку от лица игрушек.

Ребенку от 9 месяцев до года

Если все идет хорошо, то уже начинают появляться абрисы (очертания) первых слов. Этот период настает тем раньше, чем активнее и эмоциональнее взрослые говорили о ребенке и мире вокруг него, чем доступнее были эти образы.

Что делать: задавать вопросы и делать паузы, давать ребенку возможность ответить на вопрос или сказать слово в доступной форме. Не стоит пока требовать правильного слова или поправлять малыша.

О чем говорить: обсуждайте с ребенком, куда пойдете гулять, где светит солнышко, кто побежал по улице. Уже доступны в сокращенном виде формулы этикета («бась» — «спасибо», «ка» — «пока»). Их употребление тоже можно обсудить: «Как бабушке скажем — пока!» Или: «Бабушка купила мячик! Спасибо!»

Ребенку год и позднее

После годовалого возраста речевые возможности значительно расширяются. Хотя еще нет полноценной активной речи, но развивается понимание речи окружающих, ребенок взаимодействует с членами семьи с помощью действий и имеющихся звуков, слов, мимики и жестов.

Для того чтобы сформировать у ребенка базу для возникновения и развития речи, родителям не нужно бояться быть смешными, гримасничать, играть с интонацией и голосом.

Любое непосредственное общение гораздо важнее для развития речи, чем занятия в студии раннего развития, если вы по-настоящему, увлеченно взаимодействуете с малышом. А если совсем не знаете, о чем говорить, — говорите про совещание, главное, делайте это просто и эмоционально.

  

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях