background picturebackground picture

К школе готов!

Дошкольники

100

Начинаем учить ребенка с 4–5 лет, чтобы он был успешен в школе

О том, как, с чего и в каком возрасте начинать подготовку ребенка к школе, рассказывает научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Института коррекционной педагогики Ксения Сыроваткина-Сидорина.

Многие родители ошибочно считают, что если малыш умеет читать, считать и писать, то к учебе он достаточно подготовлен. На самом деле подготовка к школе — это длительный многокомпонентный процесс созревания ребенка в процессе развития.

Наблюдаем за ребенком

Лучший возраст, когда родителям стоит проявить наблюдательность к особенностям развития их сына или дочери, — это 4–5 лет. Необходимо обратить внимание на трудности, которые появляются у ребенка при осуществлении обычных действий дома и на прогулке, при общении и выполнении заданий и просьб, заметить его эмоциональные реакции при усталости или в случае, когда что-то не получается. Важно сконцентрироваться на развитии своего ребенка и помочь ему в том, что нужно именно ему, а не гнаться за модными трендами в образовании и развитии.

Готовиться к школе лучше планомерно и заблаговременно, опираясь на особенности развития ребенка.

Готовность к школе — это многокомпонентное понятие, включающее физическую, психологическую и педагогическую готовность.

Рассмотрим подробнее эти компоненты и попробуем понять, на что родителю стоит обратить внимание при взаимодействии с ребенком.

Три слагаемых успеха

Физическая готовность

Физическая готовность к школе — это уровень физического развития ребенка, при котором он сможет без ущерба для здоровья выдерживать физические нагрузки в школе.

Как определить, готов ли физически мой ребенок к школе? Важно понаблюдать за ребенком и ответить себе на несколько вопросов.

  1. В какой позе чаще всего сидит ребенок за столом, поддерживает ли голову рукой, кладет ли ее на стол, через какое время начинает ерзать и вставать?
  2. Задевает ли ребенок предметы, когда проходит мимо? Часто ли всё роняет?
  3. Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, ловить мяч левой/правой/двумя руками, прыгать, приседать и вставать без опоры, стоять на одной ноге, спускаться и подниматься по лестнице?
  4. Хорошо ли у ребенка развиты мышцы спины и шеи?

Готовность руки: обратите внимание на правильность захвата карандаша/ручки, с началом учебного года переучиваться будет некогда. Сила привычки — великая сила. Для профилактики правильного захвата используйте трехгранные толстые карандаши, специальные ручки. Для тренировки мышц руки используйте такие упражнения, как раскрашивание карандашами, обведение по контуру, штриховка, вырезание и лепка, конструирование из бумаги и картона, папье-маше, макраме, оригами и другие виды ручного труда.

Психологическая готовность

Этот компонент включает в себя личностную готовность, то есть готовность ребенка к принятию новой социальной позиции — позиции школьника, определенный уровень развития мотивационной сферы, саморегуляции, а также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. В игровых ситуациях ребенка нужно познакомить с моральными нормами (что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо и почему). Важно научить будущего ученика соотносить поступки и события с общепринятыми этическими принципами.

Саморегуляция — это способность ребенка управлять собой (своим телом и эмоциями) и регулировать свое поведение, действовать по правилам, организовывать и контролировать свою деятельность, свое рабочее место, замечать ошибки в работе, находить и исправлять их, следовать поставленной цели.

Саморегуляция очень важна, так как она является главным элементом фундамента, на котором строится весь процесс обучения, и напрямую взаимосвязана с эмоциональной зрелостью ребенка (отсутствием или минимизацией импульсивных реакций и возможностью продолжительное время выполнять не очень привлекательное задание).

Еще до начала школьного обучения у ребенка важно развивать познавательную мотивацию и формировать адекватную самооценку. Это необходимо делать в игровом контексте.

Игра помогает выстраивать познавательную мотивацию и интерес к обучению. Рефлексия по поводу происходящего и разбор того, что было легко, а что сложно, помогает формировать самооценку. Очень важно стараться именно в игре и в бытовых ситуациях, а не за ученическим столом знакомить ребенка с новыми понятиями, предметами, умениями и навыками.

Родителям стоит понаблюдать за ребенком, чтобы выяснить следующие моменты.

  1. Может ли ребенок терпеливо и усердно заниматься чем-то по просьбе, а не по собственной инициативе более 5 минут?
  2. Как долго он «удерживает» цель деятельности, может ли довести начатое дело до конца?
  3. Может ли дослушать ответ взрослого на свой вопрос?
  4. Легко ли работает по образцу? Нравятся ли ему игры с правилами?

Это важные показатели школьной зрелости.

Как развивать саморегуляцию

Например, начиная с 4–5 лет, можно поручить ребенку часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно, и ни в коем случае не выполнять их за него. Вначале этот процесс можно сопроводить визуализацией в виде отметок или наклеек выполненных дел за неделю.

Посильное включение дошкольника в общие дела повышает его самооценку и укрепляет его уверенность в собственных силах.

Старайтесь соблюдать режим дня. Следите, чтобы ребенок высыпался, так как недостаток сна ведет к еще большему снижению внимания и самоконтроля.

В состав психологической готовности входит и развитие интеллекта, которое предполагает следующие умения и навыки:

  1. установление причинно-следственных связей (пример: умение составить рассказ по картинке или разыграть сказку по плану, продолжить с игрушками разыгрывать сюжет, продолжить рассказ и т. д.);
  2. сенсомоторная координация — умение копировать узор по клеткам / без клеток;
  3. произвольное внимание (пример: найди 10 отличий, найди спрятанные предметы, игра «Да и нет не говорить, черное и белое не покупать» и т. д.);
  4. память (пример: учить стихотворения, играть в игры «Мемо», «Что изменилось на столе» и т. д.);
  5. мышление (пример: продолжить логическую цепочку, найти лишний предмет, соединить предметы в пары по разным признакам и т. д.);
  6. фонематический слух — ребенок должен уметь выделить и назвать, на какой звук начинается слово и каким заканчивается (это можно делать, совмещая с игрой в мяч), уметь распределять слова по группам: мой сок/носок/кофе, мои носки/туфли/серьги, моя игрушка/кружка, мое яблоко/пианино/окно. Лучше заранее подготовленные игрушки и предметы распределять в подписанные коробочки.

У ребенка также должна быть достаточно выражена познавательная активность. При выборе заданий родителям следует ориентироваться не на фактический возраст ребенка, а на его актуальные возможности и умения.

Необходимо помнить о том, что ребенку 4–5 лет сложно удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому во время занятия нужно проводить физкультурные минутки, например, активные игры на развитие слухового и зрительного внимания, чередовать виды деятельности. Важно использовать максимальное количество наглядного материала: картинки, предметы, игрушки, короткие видеоролики, интерактивные игры для закрепления материала.

На что еще обратить внимание

Для успешного пребывания в школе хорошо, если у ребенка развита социально-коммуникативная активность. Она предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и правилам детской группы, а также выстраивать взаимодействие со взрослым, соблюдать определенные границы в общении.

Одно из самых важных условий в процессе подготовки ребенка к школе — это правильно организованное общение со взрослым, в котором выстраивается социальная вертикаль «взрослый — ребенок». Важно помнить о том, что ребенок очень часто переносит модель общения в семье на школу и учителей.

Необходимо, чтобы родители и ребенок получали удовольствие от общения, оно не должно носить формальный характер. В этом возрасте очень важно обращать внимание на то, что в социуме есть определенные правила взаимодействия с детьми и со взрослыми. Не следует забывать о том, что самый простой способ научить чему-то ребенка — это дать живой пример перед глазами.

Педагогическая готовность

Только когда выстроен базис из физической и психологической готовности, нужно переходить к третьему компоненту — педагогическому, который включает получение знаний по математике, чтению, письму и окружающему миру. Если есть прочный фундамент в виде гармоничного развития, то «дом из знаний» во время обучения в школе строить будет легко.

Учимся вместе

Хочется вспомнить тезис Л.С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие. Но обучение в данном контексте понимается более широко: как общение или сотрудничество ребенка и взрослого, в ходе которого взрослый помогает ребенку овладеть новыми навыками и знаниями в быту и в игровой форме.

Беседовала Анна Демина

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях