background picturebackground picture

Истоки и корни: приобщаем ребенка к народной культуре

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Подростки

179

Для чего нужно знать историю своей родины

Об изучении культурного наследия родной страны, пользе краеведения и воспитании патриотических чувств рассуждают учитель-дефектолог Светлана Цветкова и социальный психолог Анастасия Шабунова.

2022 год был объявлен Годом культурного наследия народов России, и это не случайно. В наши дни почитание и соблюдение народных традиций, передаваемых из поколения в поколение на протяжении веков, не очень распространены. Но в сложные времена социальных перемен и политических бурь обращение к истокам и изучение родной истории способны приобщить ребенка к народной культуре и оказать благотворное влияние на развитие его личности.

Начало начал

Народная культура — понятие собирательное, включающее культурные пласты разных эпох: от глубокой древности до настоящего времени. Традиционная народная культура определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности сообщества: уклад, формы ведения хозяйства, обычаи, обряды, социальные взаимоотношения членов общества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, освоение окружающего пространства, одежду, питание, отношения с природой, миром, предания, верования, поверья, знания, язык, фольклор.

Важное качество народной культуры — опора на традицию как способ коллективного накопления социального опыта сообщества, этноса, группы. Приобщение к такому общественному знанию помогает ребенку ощутить свою принадлежность семье, обществу, стране, что воспитывает с раннего возраста патриотические чувства и пробуждает любовь к родному краю.

Понятие «народная культура» связано с самыми разными обыденными ассоциациями. В самом общем виде можно сказать, что с народной культурой в общественном сознании соотносится множество понятий и объектов, в названии которых присутствует определение «народный». В культуре и языке они представлены достаточно широко: народное творчество, народное искусство, народная мудрость, народные традиции, предания, верования, песни, танцы, пословицы, народные мастера и т. д.

Мы постигаем данные понятия с самых первых шагов, и чем раньше начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

Ассоциации и символы

У каждой страны есть свои официальные, государственные символы — герб, флаг, гимн — и символы неофициальные. По ним можно легко догадаться, о какой местности идет речь. Если на открытке изображена Эйфелева башня, значит, она из Франции, а при виде северного оленя в воображении всплывают картины Севера.

С чем ассоциируется наша страна?

Первый неофициальный символ России — это медведь. Какие ассоциации он вызывает? Медведь — хищник, один из самых крупных на планете. Он олицетворяет мощь. С одной стороны, мишка кажется таким неповоротливым, неуклюжим, но всем известно, что он может быть быстрым и ловким. Еще медведь — это символ добродушия: в сказках он всегда добрый, простодушный, но если его разозлить, он проявляет ярость, богатырскую силу, могущество.

Следующий символ — матрешка. Эту игрушку часто покупают туристы в качестве сувенира. О происхождении ее названия существуют две точки зрения. Первая: о связи матрешки с одним из самых распространенных имен — Матрена. Вторая версия: название «матрешка» произошло от латинского слова mater, то есть мать.

Достоверность в данном случае не имеет большого значения. Главное — рассказать об этом ребенку и попытаться его заинтересовать. Помимо знаний, при знакомстве с матрешкой малыш получит отличную развивающую игрушку, взаимодействуя с которой, он научится соотносить части целого друг с другом.

Еще один неофициальный символ нашей страны — кокошник. На протяжении всего своего существования он становился то более, то менее популярным, но после проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году в России кокошник стал необыкновенно востребованным. Многие иностранцы, причем не только женщины, но и мужчины, сидели на трибунах в кокошниках.

Название «кокошник» происходит от древнерусского слова «кокошь» (курица, наседка). Очевидно, наши предки сравнивали этот головной убор с куриным гребешком. Именно поэтому он такой яркий и красивый.

У России есть еще музыкальный неофициальный символ — балалайка, в прошлом неизменный спутник праздников и посиделок. Название «балалайка» имеет родство с такими словами, как «балакать», «балаболить», «балагурить». То есть название напрямую указывает на использование. Назначение этого музыкального инструмента — развлечение, поддержание хорошего настроения, создание положительного настроя.

Неотъемлемой частью народной культуры нашей страны является береза. Образ березоньки используется во многих сказках и олицетворяет собой тепло, уют, доброту.

Помимо общих для страны символов, в каждом крае могут быть свои, местные достопримечательности и легенды.

Расскажите ребенку о том, что вы считаете наиболее актуальным в данный момент. Причем важно не только назвать предмет или понятие, но и сообщить о нем какую-то интересную информацию. Главное — вызвать у ребенка эмоции в ответ на рассказ. Тогда полученные сведения запомнятся надолго.

Способы передачи

Знакомить ребенка, даже самого маленького, с родной историей можно при помощи следующих приемов и методов.

1. Чтение народных сказок. В них рассказывается о прежнем укладе, быте, хозяйстве. Сказки — самый органичный способ познакомить маленького ребенка с историей.

2. Рассматривание иллюстраций. Если мы просто прочитаем сказку и не покажем ребенку иллюстрации, у него может сложиться свой собственный образ услышанного. Скорее всего, это будет что-то современное. А с помощью рассматривания иллюстраций ребенок получит достоверную информацию. Поэтому очень важно не просто прочитать ребенку сказку, но и рассмотреть вместе с ним иллюстрации. Такой прием позволяет направить восприятие малыша на те важные моменты, которые мы формируем.

3. Показывание старинных вещей. Хорошо, если в семье есть какие-то старые вещи, передаваемые из поколения в поколение. Когда ребенок трогает такие предметы, он получает впечатления, которые нигде больше получить невозможно. Это могут быть предметы посуды, старые книги, салфетки, значки, все что угодно. Обязательно нужно ребенка с ними ознакомить, дать потрогать, прикоснуться к истории. А если еще сопроводить «знакомство» рассказами, то это насытит ребенка не только знаниями, но и яркими впечатлениями. Если в семье нет таких вещей, то можно посетить вместе с детьми краеведческий музей.

Важное правило: если вы хотите донести до ребенка какую-то информацию так, чтобы он ее понял, осознал и запомнил надолго, необходимо вызвать у него эмоции. Чувства и переживания от увиденного и услышанного с последующим их обсуждением — верный способ сформировать у ребенка необходимые ему для развития навыки, умения и черты характера.

Посмотреть вебинар Светланы Цветковой и Анастасии Шабуновой на Всероссийской неделе родительской компетентности можно по ссылке.

Поделиться в соцсетях