background picturebackground picture

Интернет без буллинга: что для этого нужно

Цифровая среда

678

Борьбу с психологическим насилием в интернете обсудили на онлайн-конференции

День борьбы с кибербуллингом ежегодно отмечается 11 ноября. В 2021 году к этой дате была приурочена онлайн-конференция, на которой педагоги, родители и эксперты из разных областей делились своими мнениями о том, что могут сделать взрослые для того, чтобы сделать общение в Сети более безопасным и комфортным для детей и подростков. Мы выбрали из 6-часовой конференции ключевые тезисы и выводы.

Спикерами онлайн-конференции стали педагоги, специалисты по кибербезопасности, психологи, эксперты образовательного портала «Учи.ру», компании VK (социальная сеть «ВКонтакте»), Департамента образования и науки города Москвы, платформы для учебы и общения «Сферум», «Лаборатории Касперского» и других организаций. Они обсудили вопросы офлайн- и кибербуллинга, поговорили о безопасности в Сети и инструментах, которые помогают ее обеспечить.

Буллинг, моббинг и травля: есть ли разница

Буллинг (от англ. bullying — издевательства) — это постоянные и намеренные негативные действия, направленные на одного и того же ребенка со стороны другого ребенка или группы детей. Если в буллинге участвует весь класс или его бóльшая часть, то принято говорить о моббинге (от англ. mob — толпа). Оба эти явления — частные случаи травли, которые чаще всего встречаются в подростковой среде.

Возникнет или нет буллинг в классе или в онлайн-сообществе, не зависит от пола, физических данных, национальности, материального и социального положения и других особенностей детей. Точно так же, как не зависит это и от статуса школы. Поводы для буллинга тоже могут быть самыми разными — даже самыми незначительными, такими, о которых взрослые могут даже не подозревать.

Буллинг в реальном мире и кибербуллинг объединяют одни и те же общие черты.

  • Систематичность. Как и буллинг, кибербуллинг происходит периодически или регулярно.
  • Целенаправленность. Травля имеет определенный характер и направлена на конкретную жертву.
  • Дисбаланс силы и/или власти. Позиции жертвы и автора травли, как правило, изначально не равны.

Объектом буллинга чаще выбирают тех, кто отличается от других и не может дать отпор, — а значит, участники травли чувствуют свою безнаказанность. Однако пострадать от буллинга может практически любой ученик. При этом могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для агрессии со стороны других детей.

Почему люди травят других в интернете

Участники конференции привели ссылку на недавнее исследование в рамках проекта против травли kiberbulling.net компании VK. Людей, которые вели (или до сих пор ведут) себя агрессивно в интернете, спрашивали, почему они это делают. Выяснилось, что для такого поведения есть множество причин, в том числе такие, как стремление исправить «неправильную», на чей-то взгляд, ситуацию. В целом наиболее частые причины кибербуллинга следующие:

  • чувство общности с группой;
  • борьба со скукой;
  • стремление отомстить обидчику;
  • желание добиться изменения ситуации;
  • зависть;
  • желание выплеснуть эмоции или получить новые;
  • самоутверждение;
  • выражение своего отношения к человеку или группе людей;
  • возможность разрешить себе вести себя так, как делают это другие в агрессивной среде;
  • боязнь, что если не будешь участвовать в буллинге, то станешь его жертвой сам.

Адекватная реакция взрослых — ключ к успеху

Согласно данным, которые привел один из спикеров конференции, представитель благотворительного фонда «Шалаш» Валерий Майоров, 7 из 10 подростков не рассказывают родителям о том, что сталкиваются в Сети с кибербуллингом, киберсталкингом и другими негативными явлениями, по одной простой причине: они боятся, что родители в качестве «решения» пойдут по самому простому (для себя) пути и просто «обрубят» ребенку выход в интернет. Для современного ребенка, социальная жизнь и общение которого по большей части проходят именно в Сети, такой вариант — почти то же самое, как лишение права выхода из дома.

Именно поэтому подавляющая часть случаев кибербуллинга остается «невидимой» для членов семьи. Чтобы дети делились своими переживаниями, взрослым необходимо поддерживать атмосферу доверия в общении с ребенком и спокойно реагировать на неприятные известия.

Участники конференции подчеркивают, что сами дети практически всегда не в состоянии решить проблему буллинга (неважно, в классе или в интернете). Поэтому поднимать «неудобные» вопросы о травле и заниматься решением проблем кибербуллинга должны именно взрослые.

Вместе с тем родители нередко склонны либо преуменьшать масштаб проблемы (а точнее, считать, что это дети преувеличивают ее масштаб), либо, наоборот, излишне энергично вмешиваться в ситуацию и обвинять учителей и администрацию школы в том, что происходит с их ребенком. В первом случае за нежеланием вмешиваться чаще всего стоит страх испортить отношения с учителями и пойти на конфликт с другими родителями (мамами и папами детей-булли, то есть участников травли). Во втором — гиперопека и убежденность в том, что никто кроме них не встанет на защиту их ребенка. Хотя на самом деле вопрос нужно решать комплексно — вместе с учителями, администрацией и школьным психологом, если он есть в штате образовательной организации.

Учителя тоже не всегда готовы признать, что в их классе есть проблемы. Во-многом потому, что опасаются обвинений в некомпетентности со стороны коллег и санкций со стороны руководства («Вы не справляетесь с ситуацией в классе, а значит, вы плохой педагог»).

Размышлениями о том, почему учителям сложно распознавать буллинг, поделилась Диана Минец — учитель русского языка и литературы, победительница конкурса «Учитель года России — 2020» в номинации «Цифровой учитель».

«У нас общество постиронии, когда юмор достаточно черный, троллинг у молодежи стал стратегией общения, — говорит она. — Я не говорю о конкретных проявлениях агрессии, но в некоторых случаях учитель может это не считывать».

Она также отметила, что дети ищут поддержки со стороны взрослого, поэтому учителю тоже важно вызывать у них доверие: «Если учитель располагает к душевному общению, то они подходят и рассказывают о проблемах со сверстниками или дома. Не всегда обо всем можно поговорить в семье, и учитель может стать таким нейтральным помощником, старшим товарищем».

Кроме того, Диана Минец отметила, что сегодня взрослым (как родителям, так и учителям) просто необходимо присутствовать онлайн. «Если мы хотим, чтобы дети нам доверяли, мы должны быть в сетевом пространстве. Я часто использую соцсети как эффективный формат взаимодействия».

Как снизить вероятность кибербуллинга и обеспечить безопасность в Сети

Менеджер образовательных проектов компании VK Андрей Мурашев отметил, что благодаря дистанционному формату работы и учебы вырос спрос на образование и общение в Сети, но из-за этого возросли и онлайн-риски. «Соцсети — это удобно, но коммуникации в соцсетях имеют свои особенности. Важно знать о безопасности», — подчеркнул он.

Он также рассказал о настройках приватности социальной сети, которые ограничивают тех, кто может писать пользователю, звонить, приглашать в чат. Напомнил про функцию «Близкие друзья», позволяющую опубликовать пост не для всех друзей, а только для тех, кого пользователь выберет. А еще подчеркнул, что важно не размещать чувствительную информацию, уделять внимание безопасности своего профиля и устанавливать двухфакторную аутентификацию. Все эти меры позволяют снизить вероятность кибербуллинга.

Ограничение доступа к личным страницам в соцсетях — действительно самый популярный способ защиты от онлайн-агрессии. 28% школьников сказали, что для защиты от кибербуллинга нужно закрыть свои страницы в соцсетях, заблокировать обидчиков; столько же считают, что стоит добавлять в друзья только знакомых. 13% считают, что надо обратиться за советом по этому вопросу к одноклассникам, и лишь 11% готовы искать помощи у психолога или учителя.

Согласно данным опроса, проведенного среди российских учителей, только половина опрошенных педагогов знает, как бороться с кибербуллингом. Поэтому участники конференции поделились советами со взрослыми (в первую очередь с учителями), как пресечь травлю в классе или в интернете. Во-первых, не ждать, что травля исчезнет сама, — этого не случится. Нужно признать проблему и принять ответственность за ее решение. Во-вторых, объяснить детям, что буллинг — групповая болезнь и, чтобы ее победить, нужно вместе с ними сформулировать новые правила взаимодействия в группе, в которых не будет места насилию. Ну а в-третьих, неукоснительно следить за тем, чтобы эти правила выполнялись.

К кому обратиться, если тебя травят в интернете? Почему важно сообщать о случаях травли?

Если вам кажется, что вас травят в Сети, в первую очередь нужно обратиться за помощью к людям, которым вы доверяете, — например, к родителям, близким родственникам или другому надежному взрослому человеку, например, любимому учителю.

Если вам трудно говорить о своей проблеме со знакомыми, можно позвонить на горячую линию помощи и обсудить проблему со специалистом.

Если травля происходит в соцсетях, можно заблокировать обидчика и отправить на него жалобу с помощью доступных инструментов платформы. Компании, которым принадлежат социальные сети, обязаны следить за безопасностью своих пользователей. Сохраняйте доказательства буллинга (переписку, скриншоты постов), чтобы показать, что происходит.

Официальные жалобы на травлю покажут обидчику, что его поведение неприемлемо. Если вы чувствуете, что находитесь в опасности, то свяжитесь с полицией или другими экстренными службами.

  

Источник:

Всероссийская онлайн-конференция «Безопасный интернет: что нужно знать школьникам и учителям», 11.11.2021

Фото: Коллекция/iStock, Pexels

Поделиться в соцсетях